Легендарный кондуктор нашего города

Много ли нужно человеку для счастья? У каждого свое понимание его. В чем счастье Зинаиды Алексеевны Пашковой, известного владимирского кондуктора? Напрямую этого вопроса ей не задавал. Сам же...

Много ли нужно человеку для счастья? У каждого свое понимание его. В чем счастье Зинаиды Алексеевны Пашковой, известного владимирского кондуктора? Напрямую этого вопроса ей не задавал. Сам же подумал: у нее все есть для счастья: прекрасная семья, любимая работа, достаток в доме, женское обаяние. Она – Почетный работник транспорта России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Уважаемые читатели! Вглядитесь в эти фотографии!
Не сомневаюсь, многие из вас узнали эту миловидную женщину и вспомнили ее неизменное с несколько необычным, но приятным выговором "пожаласта". Да, Зинаиду Алексеевну Пашкову, кондуктора и контролера троллейбусного управления, знает в лицо весь город. И неудивительно: устроилась она на эту работу совсем молодой девчонкой и проработала здесь 40 (!) лет.
А знаете ли вы, дорогие владимирцы, что оказалась наша героиня во Владимире совершенно случайно? Родилась она в деревне Косково, что в Вологодской области, в 100 км от Великого Устюга.
– Учась в школе, я хотела быть артисткой. Моей творческой активности можно было только позавидовать: пела песни, декламировала стихи и танцевала. В нашей семье, помимо меня, было еще восемь детей, – рассказывает Зинаида Алексеевна.
Военное лихолетье задело и ее семью. Четвео братьев воевали на фронте, отец и брат погибли под Сталинградом.
По окончании семилетки вопрос "кем быть?" не стоял. Зина поехала учиться на ткачиху. Училась в школе ФЗУ, продолжала заниматься в самодеятельности в надежде все-таки стать артисткой. Но трудное послевоенное время не давало никаких надежд на исполнение желаний.
В 1959 году девушка отправилась к брату в гости в Москву. Шумная столица не нравилась ей. Но там она познакомилась с человеком, круто изменившем ей жизнь:
– Я совершенно случайно познакомилась с владимирской учительницей, которая и посоветовала мне приехать во Владимир.
Некоторое время Зина пожила у нее, но понимала, что надо обустраиваться самой. Как-то во время прогулки, на скамейку к ней подсела одна женщина и спросила: "Не хотели бы вы поработать вместо меня?"
"А кем и где вы работаете?" – спросила Зина. "Кондуктором в троллейбусе", – ответила та.
– А тогда, – поясняет Пашкова, – человека не могли уволить и рассчитать, если он себе не нашел замену.
Недолго раздумывая, Зинаида Пашкова приняла тогда для себя решение: пойду в кондукторы, может быть, что-нибудь и получится. Это было 3 сентября 1960 года.

Она помнит до мелочей все, что связано с любимой профессией. Помнит и свой маршрут № 2 "Тракторный завод – "Буревестник", и свою наставницу Нину Качалкину. Она научила, как отрывать билеты, обращаться с пассажирами, соблюдать чистоту в салоне и многому другому.
– Раньше, – вспоминает Зинаида Алексеевна, – кондуктору было труднее, чем теперь. Надо было не просто продать билет, но и сделать на нем восемь надрывов.
Уловив мою неосведомленность, она стала пояснять:
– Вас удивило слово "надрыв"? Объясняю: каждый из них означал, кто на какой остановке сел. Ведь тогда цена билета зависела от протяженности маршрута. Весь маршрут "Тракторный завод -"Буревестник" стоил 1 руб.20 коп., были поездки на 20, 40 и 60 копеек.
В 1961 году деньги поменяли и билет стал стоить четыре копейки.
– Но легче нам, кондукторам, – улыбается З.А.Пашкова, – не стало. Особенно вечером, когда становилось темно, лампочки в салоне горели тускло. Часто, бывало, давали старые деньги: не разглядишь и сдачу сдашь новыми. Придешь в кассу сдавать деньги, а у тебя не хватает, например, трех рублей. "Плати", – говорят. Заплачу, а потом даю волю слезам. Ведь тогда на эти деньги можно было килограмм масла купить!
Что и говорить, отношения кондуктора и пассажиров как в наши дни, так и в былые времена, к сожалению, далеко не всегда безоблачные, и по словам моей героини: "Всякое бывало!".
– Помню, сели как-то рабочие на работу до тракторного завода. Один мужчина дал 5 копеек старых, а сдачи потребовал как с пятидесяти. "Что вы делаете?" – спрашиваю, а он мне: "Нет, они новые!" Завязался спор. Он схватил меня за руку и не давал обилечивать. А люди выходят, не оплатив за проезд, – со слезами в голосе вспоминает Пашкова.

Много, конечно, разных эпизодов было в долгой работе Зинаиды Алексеевны. Но в салоне своего троллейбуса она все же видела больше тепла и доброты, чем злобы и неприязни.
Мне и самому не раз приходилось наблюдать, как внимательна она к пожилым пассажирам, инвалидам, женщинам с детьми.
А был случай, когда она остановила троллейбус:
– В троллейбусе ехала слепая женщина, которая попросила меня напомнить об остановке. Но я не могла ей не помочь. Я подошла к водителю, попросила остановиться и подождать, пока я переведу ее через дорогу. И троллейбус с пассажирами ждал.
Бывало, что пассажиры, зная Пашкову, специально стремились сесть именно в "ее" троллейбус. А потому она обычно привозила выручку до 100 рублей за смену. И это при стоимости билета 4 копейки. Пятилетку выполни досрочно: за 2,3-3 года.
В 1973 году З.А.Пашкова дала 190% плана за год.
– Чуть-чуть не хватило до 200%, – улыбаясь, вспоминает она.
Такого в истории троллейбусного управления еще не было. А потому руководство совершенно справедливо решило отметить кондуктора государственной наградой. Тогдашний директор троллейбусного депо Василий Борисович Левкин представил славную труженицу к высшей награде – ордену Ленина.
– А в горисполкоме один чиновник сказал: "Хватит для простого кондуктора и ордена Трудового Красного Знамени. Об этом я узнала много позже, – грустно говорит Зинаида Алексеевна.
Скромность не позволила Пашковой опуститься до обид, а вот В.Б.Левкин обиделся за свою подопечную. Тогдашний первый секретарь обкома КПСС М.А. Пономарев поздравил нашу героиню с высокой наградой и сказал: "Вот вам и скромная профессия кондуктора! Так держать!"
Вдохновленная высокой оценкой своего труда, Зинаида Пашкова продолжала держать высокую планку. Эталоном для нее стала известная вязниковская ткачиха Римма Гаврилова:
– Жаль, что мы так и не познакомились, но я всегда в своей работе равнялась на нее.
1979 год – один из печальных в судьбе нашей героини. Штат кондукторов был ликвидирован, были введены кассовые аппараты. С этим она долго не могла смириться. Пашкова пошла к тогдашнему начальнику депо Е.П. Илюшкину с просьбой – оставить хотя бы один троллейбус с кондуктором:
– Буду работать две смены, только не переводите в контролеры!
– Нет. Так нельзя, – ответил Илюшкин. – Я сделаю вас старшим контролером.
Долго тосковала Пашкова по своей прежней работе. Первые два дня даже не штрафовала никого – не могла. Но когда поняла, что ничего изменить нельзя, став контролером, и здесь шла впереди всех, – сдавала по 500 рублей штрафов с безбилетников.
– Другие контролеры злились, – рассказывает Зинаида Пашкова, – А чего злиться-то? Я всю смену честно работала. А они то поработают, то сидят в диспетчерской.
Но Зинаида Алексеевна жила не только одной работой, как можно было бы подумать на первый взгляд. Она одна из немногих, кто на протяжении долгих лет активно участвовала в художественной самодеятельности. Ведь талантливый человек талантлив во всем.
А в середине 90-годов прошлого столетия в транспорте вновь появились кондукторы. Пашкова вернулась на свое прежнее место. Ликованию ее не было предела.
Но, как говорится, годы берут свое. Да и с безбилетниками бороться стало труднее. Долго размышляла Зинаида Алексеевна: работать дальше или уйти. Решила все же уйти: пора и о здоровье своем подумать, да и дети (хоть и взрослые), и внуки требуют внимания.

Вот уже седьмой год З.А. Пашкова не работает. Трудно поверить, что эта женщина с беспокойным характером, оставила любимую работу. Хотя слово "пенсионерка" к ней ну никак не подходит! Ведь быть пенсионером – значит не только иметь определенный возраст и трудовой стаж, но и определенное состояние души. А стареть душой Пашкова не собирается.
В прошлом году Зинаида Алексеевна отметила юбилей. Поздравляя ее с этой датой, глава Владимира Александр Рыбаков сказал:
– Я не мог не откликнуться на ваше приглашение, т.к. уважаю ветеранов, людей труда, благодаря добросовестности и самоотверженности которых развивался не только наш город, но и область, и вся страна!
А потом, после небольшой паузы, добавил:
– Жаль только, что вы не оставили себе замену. Таких больше у нас нет.
Сегодня, когда З.А.Пашкова на пенсии, ее можно встретить на улицах города, прогуливающейся у Золотых ворот, иногда по ул.Гагарина. Ей очень хорошо знаком и дорог этот маршрут. И люди среднего и старшего поколений приветствуют ее улыбкой, она отвечает им той же милой улыбкой, как когда-то, может быть, приветствовала их в салоне своего троллейбуса.

Михаил КОСТАКОВ, заслуженный работник культуры России.
Фото автора и из архива З.А.Пашковой.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике