Легенда русского неба

6 мая исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых ярких личностей Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Николая Гастелло

6 мая исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых ярких личностей Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Николая Гастелло

Вместе с семьей Николай Гастелло некоторое время (с 1924 по 1930 годы) жил в Муроме, учился в школе №33, которая теперь носит его имя. В школьном музее сохранилось немало личных вещей и документов Николая Францевича.

В 1924 году отца Николая, Франца Павловича Гастелло, как опытного вагранщика, перевели на работу из Москвы в Муром, в паровозоремонтные мастерские. Вместе с ним приехала семья: жена Анастасия Семеновна и трое детей, Николай, Виктор и Нина.
Николай по теперешним меркам был уже старшеклассником, но учился до этого урывками, поэтому в Муроме ему приходилось и помогать отцу в работе, и учиться одновременно. Способностей Николая хватало и на спортивную, и общественную жизнь. Стадион в Муроме, где он участвовал во многих соревнованиях, носит его имя. В местном клубе он тоже был первым парнем – занимался в кружке гармонистов. Даже шил платья для любимой сестры Нины. Здесь же в клубе он познакомился со своей будущей женой Аней.
Шести лет, что Гастелло прожили в Муроме, хватило, чтобы оставить о себе добрую память. В 1930 году вся семья вновь переехала в Москву. Николай по путевке комсомола отправился в Луганское летное училище, сменив профессию железнодорожника на летчика.
Великую Отечественную войну Николай Гастелло встретил уже опытным летчиком. За плечами было участие в двух войнах – финской и с японцами на Халхин-Голе.

Перед войной он вместе с семьей был направлен под Смоленск и назначен командиром эскадрильи. Со свои экипажем летал на дальних бомбардировщиках. Немногие знают, что свой знаменитый подвиг Николай Францевич совершил, уже будучи представленным к правительственной награде – еще до того, как рано утром 26 июня Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецкой техники, он сумел из пулемета сбить немецкий <Юнкерс>, бомбивший их аэродром.
Дело было так. Утром 24 июня немецкий "Юнкерс" на бреющем полете атаковал аэродром. В ответ заработал наш крупнокалиберный пулемет. "Юнкерс" задымил, начал стремительно терять высоту и вскоре скрылся из глаз. С аэродрома к месту его падения выехала группа, захватившая летчиков в плен.
Оказалось, что "Юнкерс" сбил пулеметной очередью с турельной установки капитан Гастелло. Когда все бросились в укрытия, он был у своего самолета, не растерялся, заскочил в кабину стрелка-радиста и открыл ответный огонь по немцу.
Жена и сын Гастелло были эвакуированы на восток сразу же после начала войны. Только спустя время они узнали о том, как геройски погиб Николай Францевич.

Ранним утром 26 июня 1941 года с военного аэродрома Боровское под Смоленском вылетели шесть самолетов – бомбить колонну вражеской техники на дороге Молодечно-Родошковичи. Назад вернулся только один экипаж – старшего лейтенанта Федора Воробьева.
Летчики рассказали, что самолет Гастелло был подбит и уже горящим врезался в немецкую мотомеханизированную колонну. За оба подвига (по совокупности) Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза посмертно.

На привокзальной площади в Муроме установлен памятник Гастелло, где всегда живые цветы. В прошлом году, ко дню 65-летия "огненного подвига", памятник был обновлен. На здании школы, где учился герой, установлен памятный знак, класс-музей отремонтирован.
Школьный музей – лауреат Всероссийского конкурса – в этот день пополнился еще одним экспонатом. Ученики из поселка недалеко от города Долгопрудный, где в 50-е годы жила семья Гастелло, привезли в подарок книгу сына Николая Францевича Виктора <Мой отец - капитан Гастелло>. Он очень долго собирал материал для нее по воспоминаниям ветеранов и сослуживцев отца.
Есть в музее и еще один интересный экспонат – фотографии и видеоматериал с места, где погиб экипаж Гастелло. Его подарил музею ветеран войны Михаил Григорьевич Шевченко. Он был на месте, где погиб экипаж, и еще раз убедился в истинности событий.
В школьном музее хранятся подарки и от командования 121-го гвардейского тяжелобомбардировочного Севастопольского Краснознаменного авиационного полка – фотография самолета <Илья Муромец>, за штурвалом которого президент Путин. Макеты тяжелого бомбардировщика, на котором летал Гастелло, и стратегического ракетоносца ТУ-160 – на видном месте в музее.
Уже несколько лет между школьным музеем и командованием 121-го тяжелого бомбардировочного полка в Энгельсе установились дружеские отношения. Летчики и школьники ездят друг к другу в гости, обмениваются экспонатами для музеев.

Людмила Кузнецова.
Фото из архива редакции.
г.Муром.

Детали

Кажется, все знают о подвиге Гастелло. Но чаще всего эти знания, увы, поверхностные. Мы не будем сегодня спекулировать на модную нынче тему, совершал экипаж Гастелло свой легендарный подвиг или это слелал экипаж летчика Маслова. Не в этом суть. Примем за данность, что подвиг совершили именно Гастелло и его боевые друзья. А кто они? На каком самолете они летали? Кто знает? Немного знающих. Меж тем, история – это наука, которая любит точность. Итак:

1. Кто, кроме Николая Гастелло, входил в его экипаж? Ведь подвиг они совершали вместе, и мы просто обязаны знать и помнить их имена!
В последнем полете, кроме командира Николая Францевича Гастелло, были:
Штурман лейтенант Анатолий Бурденюк. Он родился 6 мая 1922 года в семье крестьян в Куйбышевской области. Закончил Челябинское штурманское училище. Когда капитан Гастелло принял 4-ю эскадрилью 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й авиадивизии, Бурденюк попал к нему в экипаж в качестве летчика-наблюдателя.
Штурман-бомбардир Григорий Скоробогатый родился 8 января 1917 года в Черниговской области. Отец Григория был пастухом. Харьковское военно-авиационное училище Григорий закончил с отличием перед самой войной. Был летчиком-наблюдателем в 207-й дальнебомбардировочном полку, исполнял обязанности адъютанта эскадрильи. В экипаж Гастелло Григорий Скоробогатый был включен утром 26 июня. До этого он уже имел два боевых вылета.
Стрелок-радист Алексей Калинин родился 25 февраля 1919 года в семье ненца-охотника в Архангельской области. Вместе с отцом ходил бить моржей и тюленей. Успешно закончил школу младших авиаспециалистов и в 1941 году в звании старшего сержанта был назначен на должность стрелка-радиста в 4-ю эскадрилью 207-го полка. Калинин был постоянным и штатным стрелком-радистом самолета командира эскадрильи Николая Гастелло.

2. А на каком самолете летал экипаж Гастелло?
Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя переподготовку, освоил самолет ДБ-Зф и стал командиром 4-й эскадрильи 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й авиационной дивизии, который вместе с 96-м авиаполком и штабом дивизии располагались на аэродроме Боровское под Смоленском.

3. Почему в экипаже Гастелло было четверо летчиков?
Первые же боевые вылеты во время начавшейся войны с фашистами показали, что ДБ-Зф, штатный экипаж которого состоял из трех человек, был совершенно беззащитен перед вражескими истребителями, атакующими с нижней полусферы. Поэтому на эти бомбардировщики стали сажать экипажи из четырех человек.
Поскольку люковые стрелки по штату не предусматривались, в качестве таковых поначалу "подсаживались" мотористы, механики по вооружению, радисты и даже штабные работники. Так было и в последнем полете капитана Гастелло. В люковую установку его самолета за пулемет подсел адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый.
Подготовил Иван Серов.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике