16+

“Батя” космонавтов

Несколько малоизвестных фактов из жизни одного из первых Героев Советского Союза, первого командира отряда космонавтов, уроженца Владимирской области Николая Петровича Каманина

Наверное, есть в мире места, более нашей области связанные с историей освоения космоса: Звездный, Байконур, мыс Канаверал, Хьюстон… Но накануне Дня космонавтики мы подумали – а ведь совсем "некосмическая" Владимирщина тоже внесла свой вклад в мировую космонавтику. И трагичный – именно здесь погиб Гагарин… И позитивный – у нас родились Валерий Кубасов и первый командир отряда космонавтов Николай Каманин.

Под грифом "секретно" 18 октября 1908 года (по официальной версии) в семье меленковского сапожника Петра Ивановича Каманина родился сын Николай. Но, как утверждает в своих мемуарах его сын Лев, на самом деле Николай Петрович родился годом позже. Год он добавил себе в 1927 году, перед отъездом в Ленинград, чтобы не терять время перед поступлением в летную теоретическую школу.
В Меленках Каманин получил среднее образование в школе №1 и после нее в 1927 году уехал в Ленинград поступить в военную школу ВВС. Затем были Борисоглебская летная школа ВВС и назначение на Дальний Восток, в 40-ю эскадрилью имени Ленина, где за 4 года Николай вырос от младшего военлета до командира авиаотряда.
А вскоре имя меленковского парня Николая Каманина узнала вся страна. 13 февраля 1934 года в Чукотском море, в 144 милях от мыса Уэлен, затонул пароход "Челюскин", раздавленный льдами. На льдине, дрейфующей по Северному Ледовитому океану, остались 110 участников арктической экспедиции Отто Шмидта.
Почему командиром отряда летчиков, которым было поручено переправить на континент терпящих бедствие людей, руководство страны назначило никому доселе неизвестного 25-летнего Николая Каманина? Нет ответа до сих пор. Но как бы то ни было, группа Каманина: он, Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Слепнев, Доронин и Водопьянов – спасли всех участников экспедиции Шмидта.
Сам Каманин за 9 рейсов, рискуя жизнью, вывез на Большую землю на своем Р-5 34 челюскинца.
Государство высоко оценило подвиг летчиков – 16 апреля 1934 года было учреждено звание Героя Советского Союза. Первыми этой награды были удостоены семеро летчиков, спасавших челюскинцев. Золотая Звезда Каманина была четвертой по счету. Удостоверение Героя на его имя было подписано в Кремле 20 апреля 1934 года.
Забавное совпадение – пароход "Смоленск", на борту которого были летчики группы Каманина и самолеты, вышел из Петропавловска-Камчатского и взял курс на север 9 марта 1934 года. И именно в тот же день, 9 марта 1934 года, в городе Гжатске Смоленской области родился Юрий Гагарин…
А через 26 лет судьбы Каманина и Гагарина пересекутся в Звездном…
А дальше была война… На фронте Каманин оказался в октябре 1942 года. Он был уже полковником, командиром авиадивизии Калининского фронта. Но уже в марте 1943 года стал генерал-майором и начал командовать 5-м штурмовым авиакорпусом. Его летчики воевали на Курской дуге, на Украине, в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии.
Война закончилась для Николая Петровича в Праге. 76 летчиков корпуса, в том числе и сам Каманин, получили звание Героев. Среди них был и Георгий Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом.
К звездам!
После войны генерал-лейтенант Каманин занимал немало высоких должностей в ВВС и в других ведомствах, окончил Академию Генштаба. В 1958 году его назначили замначальника Главного штаба ВВС, но проработал он в этой должности недолго. Однажды его пригласил на беседу главнокомандующий ВВС главный маршал авиации Вершинин:
– Вам, товарищ Каманин, поручается новое дело – предстоит организовать центр подготовки космонавтов.
С весны 1960 года в Звездном городке под Москвой стали появляться летчики, которым предстояло стать первыми советскими космонавтами: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Валентина Терешкова и другие. Все они стали подопечными Каманина. К каждому он предъявлял высочайшие требования, но и щедро делился своими знаниями и жизненным опытом. Для многих Николай Петрович стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил как сына. Герман Титов уважительно называл генерала не иначе как "наш суровый батька".
– Отец обладал волевым, целеустремленным характером, – вспоминает Лев Каманин. – В его дневниках можно прочитать: "Всю жизнь я делаю все с расчетом не терять даром ни минуты. Я убежден, что каждый человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально".
Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпровождения. Но у него было врожденное чувство справедливости. Если уж ему приходилось наказывать кого-либо из подчиненных, то всегда по заслугам.
В советской космической пилотируемой программе 60-х годов ХХ века было два основных персонажа – главный конструктор Сергей Королев отвечал за разработку и состояние ракетоносителей и космических кораблей, а Николай Каманин – за космонавтов, летавших на них, и за весь процесс их подготовки в Звездном. Удивительные творческие, организаторские и человеческие качества именно этих двух людей, этот феноменальный сплав науки и практики принесли успех советской космической программе и позволили нашей стране на долгие годы стать лидером в освоении космоса.
Каманин 11 лет был руководителем Центра подготовки космонавтов и лишь в 1971 году ушел в запас, передав свое дело космонавту Владимиру Шаталову. Генерал-полковника Николая Каманина не стало 11 марта 1982 года. Он с воинскими почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

При подготовке данной статьи использованы материалы журналиста "Парламентской газеты" Юрия Шаталова.

Фото из архива редакции.

г.Владимир.

Кстати

Владимирское предприятие участвует в "Морском старте"

Наша область дала мировой космонавтике не только замечательных людей. Ковровское предприятие "Конструкторское бюро "Арматура" активно участвует в реализации амбициозной программы "Sea lunch" – "Морской старт".

Наземный старт ракеты имеет серьезные недостатки – трасса проходит и над населенными пунктами, и над сельхозугодьями. Наземный космодром – дорогостоящее сооружение. Создают его десятки тысяч строителей, а во время эксплуатации космодром – это целый город
Уйти с суши в океан очень заманчиво. Первый документ по созданию компании, которая приступила к проекту "Морской старт" и в которой, вместе с россиянами, участвуют американцы, украинцы и норвежцы, был подписан в 1995 году. Уже через 4 года, в марте 1999-го, был произведен первый пуск. Сегодня таких пусков уже около десятка.
"Морской старт" – это два судна: стартовая платформа и центр управления с гостиницей для персонала. В создании и эксплуатации этого амбициозного и перспективного для мировой космонавтики проекта активно участвовало и ковровское предприятие КБ "Арматура".

Просмотры: