Чреватые разговорчики

ТЕМА ДНЯ

Чреватые разговорчики

Дело "Губернатор Виноградов против ковровского интернет-форума" получило такой резонанс, что теперь об этом городе нашей области знают даже папуасы Новой Гвинеи. Напомним, что началось все год назад, когда до губернатора Николая Виноградова дошла информация о появившихся на сайте Kovrov.ru нелицеприятных высказываниях в его адрес. Он счел себя оскорбленным.
Предлагаем вашему вниманию статью Родиона Насакина из журнала "Компьютерра", опубликованную 13 марта 2007 года (в сокращении). На наш взгляд, в ней наиболее полно и взвешенно рассказывается о ковровском деле.

Ковровая бомбардировка
В России ковровское дело стало первым в своем роде. Сложится ли в России практика привлечения к ответственности посетителей форумов, сказать трудно — ни одного обвинительного решения пока не вынесено. Однако уже сейчас понятно, что оскорбления в Сети конкретных лиц, да и вообще затрагивание скользких тем могут привести не только к бану (блокированию сообщений пользователя), но и к более серьезным последствиям.
На Kovrov.ru было несколько случаев нецензурной брани в отношении Николая Виноградова. Были и "чересчур смелые" сообщения в темах "Ковровский горсовет" и "Слухи о готовящемся убийстве главы Коврова", где высказывались предположения о причастности областных властей к якобы планируемому покушению на мэра города.
Эти обвинения послужили поводом для заявлений (январь 2006) от лица губернатора в прокуратуру, милицию и ФСБ. Виноградов просил дать правовую оценку сообщениям и привлечь граждан к уголовной ответственности. А сами граждане фигурировали в заявлениях под никами Myshkin, mmv, Ocherednoy, Polyakov и grom.
Прежде, чем возбуждать уголовное дело, органы собрали материалы. Личности пользователей установили оперативно (по крайней мере, так говорили в прокуратуре). Представители УВД обращались к владельцам сайта с просьбой передать данные о посетителях форума. 8 февраля в милицию был вызван первый подозреваемый — mmv, которому следователь показал распечатки всех тем раздела "Политика". Но пользователь от всего открестился, заявив, что он не писал про Виноградова и не обсуждал его на форуме.
Побеседовать еще с троими подозреваемыми (Ocherednoy, Polyakov и grom) сразу не удалось, так как они проживают в Москве.
Остался Myshkin. Под этим именем, по данным УВД, скрывался Дмитрий Ташлыков, обозреватель газеты "Владимирский край". За его разработку и взялись следователи. В результате проверки сотрудники УВД не нашли факта клеветы, зато обнаружили, что имело место оскорбление представителя власти.
В отношении Ташлыкова было возбуждено дело по ст. 319 УК РФ. На квартире у журналиста произвели обыск и изъяли компьютер.

История одного оскорбления
Окончательную правовую оценку постам Ташлыкова должно было дать заключение лингвистической судебной экспертизы по запросу (от 11 апреля 2006 года) старшего следователя УВД области Владимира Климова. От эксперта требовалось подтвердить или опровергнуть наличие в высказываниях Myshkin´а упоминаний о губернаторе, указать, носила ли эта информация негативный характер и в какой форме она была представлена: утверждение, предположение, оценка или личное мнение автора. Специалисты должны были ответить, можно ли назвать высказывания Ташлыкова порочащими или унижающими честь, достоинство и репутацию Виноградова, были эти утверждения выражены в неприличной форме или нет.
Результаты экспертного анализа сообщений не удовлетворили следователя. Лингвист Юлия Зыкова пришла к выводу, что невозможно однозначно определить, порочили ли и унижали честь и достоинство губернатора сообщения Myshkin´a, так как в вынесенных на экспертизу высказываниях нет указаний на лицо, которому они адресованы. Вроде бы очевидно, что речь шла о Виноградове, но формально доказать это нельзя. Что касается обвинений в подготовке покушения на мэра, то Зыкова охарактеризовала этот пост как ссылку Myshkin´а на неопределенный источник информации.
Получив столь размытое заключение, Климов обратился за повторной экспертизой в Институт русского языка РАН им.Виноградова (забавное совпадение).
Изучение постов Ташлыкова затянулось. Обвинение ему предъявили только в ноябре 2006 года, но уже не только по ст. 319, но и по ст. 130 УК РФ — "Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в публичном выступлении" (санкция — год исправработ или штраф). В постановлении говорилось, что обвиняемый под ником Myshkin действовал с намерением публично унизить губернатора. А поскольку оскорбление стало известно неограниченному кругу лиц, в том числе и потерпевшему, причинило ему моральный урон, действия обвиняемого были классифицированы как умышленное преступление. У журналиста взяли подписку о невыезде.
Сам Ташлыков своей вины не признал. Он заявил, что областное руководство сделало на него политический заказ как на внештатного сотрудника газеты "Владимирский край", и отметил, что за последние годы он неоднократно критиковал главу региона, правда, в более сдержанных выражениях. Он подчеркнул, что с 2002 по 2005 год являлся помощником оппозиционно настроенного к администрации депутата ЗС и по совместительству — редактора "Владимирского края" Сергея Громова.
На момент предъявления обвинений Ташлыков занимал пост пресс-секретаря мэрии Коврова. Обвиняемый так и не признал, что он и Myshkin — одно и то же лицо.
В начале декабря защита ознакомилась с материалами дела, занявшими 3 тома по 250 страниц. В основном это были распечатки тем форума за последние 3 года. К делу было подшито и судебное постановление на прослушивание телефонной линии обвиняемого, статистика соединений, протоколы опросов соседей Ташлыкова, биллинговая статистика его провайдера (Центртелеком) и содержимое форумного ящика личных сообщений, IP-адреса и т. д.
И вдруг, дойдя до второго тома, адвокат обвиняемого отказалась от дальнейшего ведения дела, объяснив это тем, что в деле затронуты интересы "слишком больших деятелей".
Непосредственно к судебным слушаниям перешли уже в январе 2007-го. Первое заседание продлилось всего полчаса — Ташлыков заявил, что его оперативно не уведомили о начале процесса, и предложил перенести его на 30 января.
Судья Наталья Чикова удовлетворила просьбу обвиняемого. Два следующих раунда разбирательств состоялись 30 и 31 января. Тогда обвинение опросило двух свидетелей: одного из администраторов ковровского форума и сотрудника отдела "К" УВД области. Также было зачитано обвинительное заключение, но пока без требований конкретного наказания.
Ташлыкову грозит штраф до 200 МРОТ или исправительные работы до 1 года. Если бы дело удалось провести по изначально задуманному сценарию, в котором пресловутые сообщения расценивались бы как клевета, да еще дополненная обвинением в тяжком преступлении, речь бы шла уже о лишении свободы на срок до 3 лет.

Первая волна
Надо полагать, разбирательство затянется надолго. Но начало положено. Участникам форумов Рунета придется для собственного блага поскорее избавиться от иллюзорного чувства свободы (или безнаказанности) в выражениях. Вслед за "ковровским" делом стали появляться другие случаи судебного преследования сёрферов, позволивших себе экспрессивные высказывания на сомнительные темы.
Все это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, вопреки обличениям правозащитников, неплохо, что правоохранительные органы пытаются положить конец потокам голословных обвинений и грязи, ушаты которой ежедневно обрушиваются на головы все новых и новых лиц. Про угрозу интернет-экстремизма и говорить не приходится.
Но есть несколько "но". Во-первых, не факт, что если завтра некий недоброжелатель публично обвинит на форуме вас в совершении противоправных действий или просто обматерит, то в прокуратуре возьмут подобное заявление. Скорее всего, отправят в гражданский суд оформлять иск о защите чести и достоинства, который тоже не примут, потому что даже фамилию обидчика назвать не удастся. Если "ковровское" дело кого и вдохновляет, так только облеченных властью мужей, которые теперь уяснили механизмы противодействия неприятным онлайн-выражениям в свой адрес.
Во-вторых, безусловно, нужное дело борьбы с экстремизмом в Сети и его конкретными представителями в Рунете постоянно балансирует на грани цензуры и фарса.

Родион Насакин.
Рисунок из архива редакции.

А В ЭТО ВРЕМЯ…
В начале февраля депутат Госдумы Виктор Алкснис завел блог в LiveJournal, где собирался описывать свою политическую деятельность. Однако уже одна из первых записей политика заслужила нелестный комментарий пользователя tarlith (Тимофея Шевякова), который обвинил Алксниса во лжи в некорректных выражениях.
Обычно в таких ситуациях обиженный пользователь ЖЖ обращается в Abuse Team — конфликтную комиссию LiveJournal, где проводится расследование инцидента и принимаются меры к грубияну.
Но Алкснис заявил, что намерен написать заявление на Шевякова в прокуратуру, причем не собирается ограничиваться статьей УК за оскорбление, а будет на всю катушку пользоваться своими властными полномочиями — как депутат Госдумы, он хочет привлечь tarlith´а к ответственности по ст. 319 УК РФ — "Оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей".
История стала известна широким массам интернетчиков, и Алкснис получил множество отзывов о своих действиях в еще более грубых выражениях. Скандал вышел нешуточный. Алкснис и Шевяков еще раз разругались в прямом эфире программы "Политкоктейль". Видеозапись появилась на YouTube. ЖЖ распух от дискуссий. Алкснис заявил, что Шевяков провокатор и что властям пора вводить цензуру в Сети.

народный опрос "призыва"
Допустимо ли хамство в Интернете?

Владимир, учащийся строительного лицея:
— Я к любого рода хамству отношусь отрицательно. У меня нет компьютера, но, насколько я знаю, на многих форумах и чатах есть особые правила, где за хамство и ненормативную лексику администратор сайта может удалить сообщение пользователя.

Елизавета, студентка:
— Ни в коем случае не допустимо. Я, конечно, пользуюсь Интернетом, но общения на форумах избегаю именно по причине тамошнего хамства. Очень неприятно читать всякого рода оскорбления и нецензурные выражения.

Сергей, водитель:
— Я нормально к этому отношусь. Если ситуация соответствующая, то почему бы не похамить? Я, сидя в чатах и на форумах, себе это не раз позволял, даже по отношению к девушкам — вы бы почитали, что они сами там пишут!

Оксана, фасовщица:
— Конечно же, нет! Хамства не должно быть в принципе, а не только в Интернете. Впрочем, у меня нет компьютера, да и общаться я предпочитаю с реальными людьми, а не с виртуальными.

Опрашивала Маргарита КОРОЛЕВА. Фото Рудольфа НОВИКОВА. г.Владимир.

Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Лучший утеплитель для дома Леголенд – лучшее приключение для детей и взрослых Смс-программа

Комментарии запрещены.