Глава города Владимира Александр Рыбаков: Важный и нужный документ

131-Й ЗАКОН Мэр областного центра отвечает на вопросы нашей газеты.

131-Й ЗАКОН

Глава города Владимира Александр Рыбаков: Важный и нужный документ

Мэр областного центра отвечает на вопросы нашей газеты.

Больше
народовластия
– В чем суть этого закона, Александр Петрович?
– Во-первых, он четко разграничивает полномочия и ответственность между государством и местным самоуправлением. Прописывает, какой уровень власти за что отвечает и за что с кого надо спрашивать.
Это важный и нужный закон для муниципалитетов. Его реализация позволит установить понятные всем правила игры. Меньше станет поводов для манипуляций по поводу финансирования, обязанностей и ответственности. Реформа местного самоуправления положит этому конец, а заодно – и нашей народной забаве "найди стрелочника". Чиновникам всех уровней придется заниматься своими прямыми обязанностями и отчитываться за свою работу.
Во-вторых, реформа местного самоуправления предоставляет гражданам реальную возможность участия в управлении своим населенным пунктом. Сегодня один из самых главных документов города – бюджет – может быть принят только после публичных слушаний, на которых жители могут не просто задавать вопросы, но и вносить обоснованные поправки к бюджету.

Реформы всегда проходят болезненно
– Если закон так хорош, почему он вызывает столько не всегда доброжелательных откликов, в первую очередь, со стороны ваших коллег – глав местного самоуправления?
– Цель реформы – приблизить управление к населению, создать условия для участия граждан в управлении муниципалитетом, обеспечить самостоятельность местного самоуправления.
Цели хороши. Но чтобы их достичь, надо проделать сложный путь. Реформирование всегда болезненно. Меняется привычная система взаимоотношений между федеральными органами власти, субъектами РФ и муниципалитетами.
Возникает масса сложностей. Выясняется, что какие-то моменты не очень хорошо проработаны, и практика быстро выявляет узкие места. Идет доработка законодательства, в которой активно участвуют и представители местного самоуправления, в том числе и наша администрация. Например, мы считаем необходимым отнести к вопросам местного значения и развитие туризма – будущее нашего города и его экономики во многом зависит от развития именно этой сферы.
Включение содействия развитию туризма к полномочиям органов местного самоуправления позволит нам в полной мере задействовать в решении этих проблем городские ресурсы.
– А что отнесено к вопросам местного значения в нынешней редакции закона?
– Это вопросы, связанные с системой жизнеобеспечения и развитием городской инфраструктуры, охраной общественного порядка, благоустройством, созданием условий для развития культуры, спорта и отдыха, работой с молодежью и некоторые другие. В законе четко прописано, что должны делать муниципалитеты, а что – обязанность государства.
Определены и источники доходной части местных бюджетов.
Правда, та налоговая база, что закреплена сегодня за МСУ, не позволяет полностью решить проблемы, за которые отвечают муниципалитеты. При этом город Владимир – город-донор – еще не в самом худшем положении. Однако даже у нас возникают финансовые проблемы.
Судите сами. Сегодня доходная часть нашего бюджета складывается из налога на землю, находящуюся в собственности или безвозмездном пользовании частных лиц, 50 процентов арендной платы за муниципальную землю (кстати, не вся земля в городе муниципальная), налог на имущество физических лиц, 40 процентов НДФЛ, 90 процентов от единого налога на вмененный доход.
С этого года в городской бюджет собирается еще и налог на транспорт, принадлежащий физическим лицам.
Принцип независимости муниципалитетов не может быть реализован без должного их финансового обеспечения. С проблемой невозможности выполнения полномочий органов МСУ в первую очередь сталкиваются небольшие поселения.

Что местное самоуправление
даст каждому?
– Когда говорят о реформе местного самоуправления, обычно дискуссия идет вокруг нового административного деления, недостаточности законодательной базы для реализации реформ, финансовой необеспеченности полномочий МСУ.
Это важнейшие вопросы, но они не очень понятны большинству населения. Многие не очень понимают, что эти преобразования дадут им лично.
– Реформа и проводится именно для того, чтобы каждый человек мог участвовать в обустройстве жизни своего города или поселка. Дорабатывается муниципальная правовая база. Разработан пакет документов, прописывающий процедуру участия граждан в местном самоуправлении через референдумы, опросы, публичные слушания. Закончена работа над муниципальными правовыми актами, в которых жителям дается юридический инструментарий для правотворческой инициативы, предусмотрена возможность конструктивного взаимодействия с первичными объединениями граждан: КТОСами, уличкомами, домкомами.
– Как это скажется на материальном благосостоянии горожан?
– Мы любим сравнивать свою жизнь с жизнью на Западе. И в том, что касается материального комфорта, это сравнение по большей части не в нашу пользу. Но вот почему?
У нас всегда была очень высока роль государства. Оно управляло не только хозяйством каждой деревушки, но и жестко регламентировало личную жизнь граждан. Мы привыкли, что государство за нас и думает, и делает. И вся собственность вокруг государственная.
А в Западной Европе с давних времен города имели высокую степень автономии. Глобальные вопросы решались и там правителями, но вопросы городской экономики, благоустройства, строительства и городского хозяйства были в ведении горожан.
Поэтому и отношение к городу формировалось хозяйское. А психология людей такова, что к своему: к своей собственности, своей семье, своим убеждениям, своим делам, – он всегда относится трепетней и бережней, чем к чужому.
Конечно, мир менялся. Роль государства возросла везде. Но и сегодня на Западе муниципалитеты обладают очень большой самостоятельностью. То, что такой подход правильный, доказала сама жизнь.
Простые люди и сами знают, какие проблемы на хозяйственно-бытовом и микроэкономическом уровне для них – наиболее острые, первостепенные, как и в какие сроки их решать. Государство же просто не в состоянии разбираться со всеми частными проблемами в каждом населенном пункте. Это неэффективно и с управленческой точки зрения, и с экономической.
Поэтому современное демократическое общество строится на принципе децентрализация власти и четкого разграничения полномочий между государством и муниципалитетами. Во всем мире словосочетание "гражданское общество" означает прежде всего независимость муниципалитетов.
Российское законодательство сегодня тоже идет по этому пути, что отражено и в Конституции РФ, и в Федеральном законе "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", и в ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления.

Подготовил
Александр Владимиров.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

сказано
Во всем мире словосочетание "гражданское общество" означает прежде всего независимость муниципалитетов.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике