Заменить философию выживания на философию развития

131-й ЗАКОН Именно такую задачу ставят перед собой органы местного самоуправления Владимирской области

131-й ЗАКОН

Заменить философию выживания на философию развития

Именно такую задачу ставят перед собой органы местного самоуправления Владимирской области

Лауреат Нобелевской премии английский экономист Дж.М.Кейнс, характеризуя в свое время советскую систему государственного управления, отмечал в ней три опасности:
– желание подогнать экономику под надуманные идеологические догмы;
– излишняя спешка без четкой стратегической цели;
– насилие как основной метод управления.
Эти нелестные характеристики были связаны с отсутствием в то время гражданского общества, которое выступало бы противовесом государству. А его отсутствие породило в России приватизацию без эффективного собственника, либерализацию без соответствующей системы управления, монетаризм, ставший орудием развала финансовой системы, и олигархию, которая рвется к власти, пытаясь использовать для этого все средства.

Местное самоуправление во благо населению

Сегодняшние проблемы развития разных территорий РФ, в том числе и Владимирской области, между собой очень схожи. Это кризисное состояние ЖКХ, негативные демографические процессы, недостаточность финансирования государственных полномочий, ограниченный доступ к национальному рынку капитала и другие.
Как сделать работающей систему <власть-бизнес-общество>? На эту сложную, но очень важную тему мы беседуем с главой Вязниковского района, председателем Ассоциации <Совет муниципальных образований Владимирской области> Евгением Михайловичем Виноградовым и с кандидатом экономических наук, исполнительным директором Ассоциации <Совет муниципальных образований Владимирской области> Александром Ефимовичем Илларионовым.
– Главная цель нашего Совета, – рассказывает Александр Ефимович, – содействовать социально-экономическому развитию муниципальных образований области, превращению их в устойчивые саморазвивающиеся системы.
Для достижения этого необходимо решить несколько задач, две из которых – основные.
Во-первых, укрепить роль местного самоуправления как выразителя интересов населения.
Во-вторых, обеспечить взаимодействие между муниципальными образованиями на региональном и межрегиональном уровнях.
Возрождение гражданского самосознания россиян происходит постепенно, с организацией и функционированием местного самоуправления. Ранее роль местного самоуправления была незаслуженно принижена. Причина в том, что существующий перечень проблем органам местного самоуправления казался неподъемным, трудно было найти реальные пути выхода из кризиса.
Между тем, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ как форма осуществления народом своей власти. Круг основных вопросов, решаемых на местном уровне, довольно широк – начиная с формирования местного муниципального бюджета, содержания и строительства автомобильных дорог, утверждения правил землепользования, создания условий для проведения досуга жителей и предоставления транспортных услуг, заканчивая освещением улиц, организацией сбора и вывоза бытовых отходов.
Органы МСУ вправе решать и другие вопросы, не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ.

В чем эффективность управления муниципалитетом?

Выделить главные и перспективные вопросы развития из совокупности всех проблем – это уже задача работников муниципалитетов. Неумение стратегически мыслить приводит к тому, что главы муниципальных образований замыкаются на решении только текущих проблем обеспечения жизнедеятельности населения своей территории. Это, конечно, очень важно, но недостаточно.
В дополнение к объективным трудностям некоторые руководители муниципальных образований занимают иждивенческую позицию, поверхностно подходят к развитию своих муниципалитетов.
Однако эффективность управления территорией значительно возрастет при комплексном решении вопросов развития как региона в целом, так и входящих в его состав муниципальных образований с учетом их индивидуальных задач, исторических и местных особенностей.
Поэтому для осуществления взаимодействия между органами местного самоуправления в нашей области, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, в соответствии со ст.8 ФЗ №131 <Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ> 19 апреля 2006 года была создана Ассоциация <Совет муниципальных образований Владимирской области>.

Чем он занимается?

Председателем Совета на 2 года избран глава Вязниковского района Евгений Михайлович Виноградов. Александр Илларионов считает, что личные и деловые качества Евгения Михайловича – умение видеть перспективу, рационализм, дипломатические способности, выдержка, – крайне необходимы для эффективного руководства Советом. Благодаря многолетнему опыту работы в органах местного самоуправления и заслуженному авторитету Евгений Виноградов вошел в Президиум Конгресса Совета муниципальных образований субъектов Российской Федерации, который объединяет 88 регионов. Сам Евгений Михайлович замечает:
– Мы пришли на эти должности из разных сфер деятельности. Как известно, дальше всех зайдет тот, кто не знает, куда идти. Поэтому вопрос обучения кадров стоит очень серьезно. Для членов Совета проводятся семинары и видеоконференции, созданы обучающие программы. Представители каждого муниципального образования – главы соответствующих территорий – участвуют в деятельности Совета, который открыт для приема новых членов из числа муниципальных образований Владимирской области.
Совет наш участвует в разработке и экспертизе областных законов и иных правовых актов, осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам организации и осуществления деятельности органов местного самоуправления по области, оказывает органам местного самоуправления организационную, методическую и правовую помощь.
– Одна из главных задач нашего Совета, – продолжает Евгений Виноградов, – в ходе решения возникающих проблем не какую-то одну сторону занять, а дать объективный анализ ситуации.

На первом этапе

В идеале муниципальное образование – это определенная территория, подкрепленная экономической основой. В нашей области сегодня – 127 муниципалитетов. Для сравнения, в Рязанской – 350, в Ивановской – 370. Причем, на территории с населением 18 тысяч человек в Ивановской области создано 11 муниципалитетов!
Естественно, что большинство таких муниципальных образований – дотационные. Положение будет меняться. Правовое поле пока несовершенно. Нужно время для доработки существующих законов.
Но реальность такова, что общественные отношения нельзя заморозить. Мы под этот <сырой> 131-й закон подстраиваемся. Безусловно, должно пройти несколько этапов после принятия пусть даже самых мудрых и справедливых законов, прежде чем они начнут реально работать во благо общества.
Первый этап – стабилизация управляющих параметров. Далее – управление объектами жизнедеятельности (ЖКХ, транспорт, связь и т.д.) И, наконец, решение вопросов перспективного развития.
Похоже, что сегодня местное самоуправление в России пока еще находится на первом этапе. Но ведь думать-то о будущем не рано.

Марта Измайлова.
Фото Андрея Захарова.

Членами Совета стало уже большинство муниципалитетов области. Сегодня из 127 муниципальных образований области в него не входят только города Ковров и Покров.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике