Запад готовится утолить жажду России

ПРОЧИТАНО В... INDEPENDENT, Великобритания, 3 октября - У русских теперь есть средства пустить пыль в глаза, и то, что ты пьешь, говорит о тебе много, - отмечает Теймур...

Экономика России растет примерно на 6%, Кремль прогнозирует на будущий год бюджетные излишки в 1,5 триллиона рублей (30 млрд фунтов), а в августе Россия смогла полностью выплатить советский долг в 22 млрд долларов 17 западным странам, известным как Парижский клуб. Восемь лет назад, когда страна объявила дефолт по своему долгу и спровоцировала финансовый кризис, нефть продавалась по 13 долларов за баррель. В этом году цена перешагнула за 70 долларов.

Но это богатство распределяется неравномерно. Россия раскинулась на 11 часовых поясов, и местные экономики разительно отличаются друг от друга. Пока богатство неравномерно, деньги есть, и именно это привлекает западные компании. Например, автомобильная промышленность быстро предложила то, чего явно хочет недавно ставший расточительным российский водитель: по данным министерства промышленности и торговли, продажи иномарок в прошлом году выросли на 58%.
Что касается розничной торговли, в России начали работать такие компании, как Ikea и Marks & Spencer, хотя рост пока неуверенный из-за фрагментированного розничного сектора и устаревшего, порой коррумпированного рынка недвижимости – наследия коммунизма. Однако магазины уже функционируют, и многие планируют расширение.
Но отрасль, которая действительно взлетела, – это пиво, где присутствуют такие гиганты, как InBev и Heineken. Baltic Beverages Holdings (BBH), совместное предприятие Scottish & Newcastle и Carlsberg, ведущая компания, которая, как полагают, стоит около 4,8 млрд фунтов после всего десятилетия торговли.
– У русских теперь есть средства пустить пыль в глаза, и то, что ты пьешь, говорит о тебе много, – отмечает Теймур Ахундов, вице-президент по маркетингу Baltika Breweries, главной компании BBH. Этот бизнес был спасением для Scottish & Newcastle, увеличив прибыли и доходы в период, когда на западных рынках ощущался застой.
Успех BBH, впрочем, не сводится к увеличению имеющихся в его распоряжении денег, речь идет о перемене в российских вкусах, симптоматичной для более разборчивого общества потребления, и правительстве, активно это поощряющем. Там, где 20 лет назад все пили водку, теперь растет потребление пива. Отчаявшись отвадить людей от спиртного, особенно дешевой самодельной водки, которая порой оказывается смертельной, власти принимают меры. Например, в Петербурге нынешним летом ввели запрет на продажу спиртного с 23:00 до 7:00 (многие магазины, торгующие продовольствием и напитками, открыты круглосуточно). В 1998 году около 35% россиян пили только водку. Сегодня эта цифра приближается к 18%.
У BBH, играющей на российском патриотизме, позиционируя себя как отечественная, а не англо-голландская компания, есть сорта пива, ориентированные на любителей водки. Они бывают либо крепче, либо дешевле. В одном гипермаркете 2,5-литровая бутылка "Арсенального", пива, содержащего 5,1% алкоголя, стоит всего 49 рублей (98 пенсов). Есть и пиво под названием "Ленинградское" – "для старых добрых советских персонажей", говорит Ахундов, представитель "Балтики".
Но пиво взывает и к более богатым представителям общества. И Scottish & Newcastle, и Carlsberg начали продавать сорта пива по лицензии через BBH, среди них Kronenbourg 1664 и Carlsberg. Лидер среди отечественных сортов пива – "Балтика 7" производства BBH, а другой сорт, "Балтика 3", экспортируется на искушенный британский рынок, где это пиво продается по 4 фунта за 500 мл.
В целом большинство иностранных инвесторов, похоже, уверено, что награды перевешивают риски.
– Здесь гораздо больший потенциал для роста, особенно в регионах, – говорит Светлана Суханова, аналитик московского отделения Brunswick UBS. – Россияне начинают привыкать к современным гипермаркетам и магазинам скидок, которые отличаются от продуктовых магазинов и рынков советского образца. Кроме того, у них больше денег, чтобы тратить.
– Мы прогнозируем, – продолжает она, – что рост в розничном секторе и дальше будет увеличиваться. По нашей оценке, в 2005-2010 годах только выручка от розничной торговли продуктами питания будет ежегодно увеличиваться на 15%.

Абигейл Таунсенд
и Тим Уэбб.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике