ОАО “Муромтепловоз”: Три составляющие успеха

ЗЕМЛЯ ВЛАДИМИРСКАЯ: МУРОМ "Муромтепловоз" - одно из немногих предприятий в нашей области, где численность работников практически не изменилась с советских времен.

Говоря о сегодняшнем дне ОАО "Муромтепловоз", нельзя не упомянуть обо всех его производствах. Но если попытаться выделить составляющие успеха предприятия – флагмана экономики области и одного из лидеров отечественного железнодорожного машиностроения, то их три: грамотная производственная, кадровая и социальная политика. Их совокупность привела к тому, что ОАО "Муромтепловоз" – одно из немногих предприятий в нашей области, где численность работников практически не изменилась с советских времен.

Доля производства железнодорожных машин (ПЖМ) в общем объеме товарной продукции ОАО "Муромтепловоз" составляет почти 50%. Но в 1991 году, когда обескровленная экономика страны резко сократила заказы на маневровые тепловозы, остро встал вопрос о существовании ПЖМ. И тогда руководство предприятия пошло по пути освоения новой, ориентированной на потребительский спрос железнодорожной техники. В декабре 1992 года была отправлена заказчику первая автомотриса, а всего их выпущено уже более 2 тысяч. Желание путейцев иметь удобную машину для очистки кюветов и подрезки кустарников вдоль железнодорожных путей привело к оснащению продукции краном-манипулятором, который комплектуется специальным навесным оборудованием.
Связистам потребовалась модернизированная автомотриса для бурения скважин для установки светофоров, рытья и засыпки кабельных траншей, прокладки кабеля, обслуживания светофоров и указателей. Заводские инженеры справились и с этой задачей.
Среди новинок предприятия – составляемые для увеличения тягловой силы моноблоки, автомотриса с бортовой системой автоматики, позволяющей следить за положением высоковольтного кабеля и отыскивать неисправности. Подобной машины в России пока нет. На заводе разработана и внедрена в производство автоматическая гидравлическая передача вместо механической.
19 видов железнодорожной техники для удовлетворения потребностей путевого хозяйства, энергетики и связи выпускает ОАО "Муромтепловоз". Путевые машины с маркой ОАО "Муромтепловоз" эксплуатируются на всех железных дорогах России, ряде стран СНГ и дальнего зарубежья. География их применения постоянно расширяется. Экспорт продукции за рубеж связан с наличием у завода международного сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000 в области разработки, производства и ремонта желдортехники.

Принцип максимальной направленности на интересы потребителя реализует и второе традиционное производство – специальное машиностроение. Оно разрабатывает новые, модернизирует существующие виды вооружения и военной техники в интересах Минобороны РФ, других силовых структур и иностранных заказчиков. Предприятие располагает полным циклом производства – от изготовления бронекорпусов до испытаний с проведением пристрелки артиллерийского вооружения. "Муромтепловоз" может проводить капремонт и модернизацию многоцелевых гусеничных транспортеров-тягачей, БТР, легких плавающих танков и другой техники.
По линии "Рособоронэкспорта" завод поставляет запасные части к российской технике, участвует в модернизации комплексов ПВО "Печора-2М" и "Шилка". Предприятие работает над созданием новых систем в области тепловизионных средств прицеливания и наблюдения, учебно-тренировочных средств, современных трансмиссий и роботизированных комплексов.
Самое молодое производство ОАО "Муромтепловоз" – тренажеростроение – открыто в 2000 году. В 2002 году была выпущена первая опытно-промышленная партия тренажеров вождения транспортера-тягача МТ-ЛБ.
В 2005 году были разработаны и успешно прошли госиспытания 2 новых вида тренажеров к военной технике. Разработаны и изготовлены образцы тренажеров вождения боевых машин ПВО, создаются специальные комплексные тренажеры. Тренажеростроение стимулирует использование наукоемких технологий.

Одним из ресурсов развития предприятия генеральный директор ОАО "Муромтепловоз" Виктор Федорович Харитонов считает укрепление и поддержку заводских династий. "Муромтепловоз" направляет детей своих работников на учебу в МГТУ им.Баумана, Московский государственный автомобильно-дорожный институт, КГТА. Завод оплачивает проживание в общежитии, проезд к месту учебы 2 раза в год и платит дополнительную стипендию.
Руководители и главные специалисты предприятия активно участвуют в работе аттестационных комиссий по защите дипломов студентами Муромского института ВлГУ. За последние годы более 200 специалистов "Муромтепловоза" закончили МИ ВлГУ по направлению завода. Защита дипломных проектов проводится на предприятии по темам, актуальным для производства.
В рамках социального партнерства ОАО "Муромтепловоз" сотрудничает с ПТУ округа Муром. Большую шефскую помощь оказывает "Муромтепловоз" ПУ №10, которое начало работу в конце 20-х годов на базе предприятия. Многие кадровые рабочие "Муромтепловоза" – выпускники ПУ №10. В ноябре 2005 года содружество "Завод-ПУ №10" было признано лучшим в области.
Отдел подготовки кадров готовит рабочих по профессиям, востребованным на предприятии. Хорошей школой опыта и профессионального мастерства стали конкурсы "Лучшего по профессии". Победители заводских конкурсов защищают цвета предприятия на окружных, областных, всероссийских конкурсах. Будущие успехи "Муромтепловоза" сегодня закладываются в студенческих аудиториях и классах.
Человеческий фактор в условиях рыночной экономики – основное условие стабильной работы предприятия. На "Муромтепловозе" и сегодня работают медсанчасть, профилакторий, туристическая база и детский оздоровительный лагерь "Солнечная поляна". В спортзале круглый год проводятся заводские спартакиады: соревнования по легкой атлетике, лыжам, футболу, волейболу, баскетболу, шахматам, бильярду, теннису, шахматам, подледному лову рыбы.
Популярным местом для семей заводчан стал физкультурно-оздоровительный комплекс, открытый в 2004 году. Работники завода могут "покачаться" в тренажерном зале, поиграть в теннис и бильярд. После занятий можно отдохнуть в баре, где для них готовятся лечебные травяные чаи и вкусная выпечка с заводского комбината питания, который 3-й год подряд признается лучшим предприятием общественного питания области.
Социальная политика руководства ОАО "Муромтепловоз" направлена на пропаганду здорового образа жизни и, следовательно, является своеобразной гарантией успешной работы предприятия.

Сергей ИВАНОВ.
Фото из архива предприятия.

КАК ЭТО БЫЛО
Свою историю ОАО "Муромтепловоз" отсчитывает с 1916 года, когда в Муроме при строительстве Московско-Казанской железной дороги предпринимателями отцом и сыном Карлом Федоровичем и Николаем Карловичем фон Мекк были созданы паровозоремонтные мастерские. В ноябре 1916 года мастерские выпустили из среднего ремонта 2 первых паровоза, а затем вышли на серийный ремонт.
В 1926 году мастерские преобразованы в завод имени Дзержинского. В годы Великой Отечественной завод имени Дзержинского выпускал военную продукцию. Построенный в 1942 году бронепоезд "Илья Муромец" прошел путь от Волги до Франкфурта-на-Одере. Строительство бронепоездов, выпуск бронекорпусов самоходной артиллерийской установки СУ-76 и др. внесло существенный вклад в победу над Германией.
С тех пор оборонная составляющая всегда присутствовала в общем объеме производства. С 2002 года предприятие ОАО "Муромтепловоз" успешно демонстрирует образцы военной техники и тренажеры к ним на международных выставках в Нижнем Тагиле, Омске, Москве и сборах МО РФ. После Победы завод снова приступил к ремонту, а с 1946 года – и к изготовлению паровозов. С 1956 года им выпущено свыше 5 тысяч тепловозов. В 1992 году одним из первых предприятие стало открытым акционерным обществом.

ИСТОРИЯ
Подвигу муромского сокола – 65 лет

На пятый день Великой Отечественной командир эскадрильи 207 дальнебомбардировочного авиаполка капитан Николай Гастелло и его экипаж направили горящий самолет на скопление вражеских танков и автомашин. Их подвиг за годы войны повторили более 300 летчиков.
Свою трудовую биографию Герой Советского Союза Николай Гастелло начинал в 1924 году литейщиком в цехе Муромских паровозно-ремонтных мастерских, куда его привел отец – литейщик. Но сына с первых дней тянуло к работе с техникой. Вскоре Николай Гастелло перешел в цех №1 слесарем-ремонтником. Свои организаторские способности молодой рабочий проявил при строительстве стадиона "Казанка", впоследствии названном его именем, вскоре был избран секретарем комсомольской организации. На заводе его запомнили и как отличного футболиста, капитана команды "Дзержинец". В памятной международной встрече со швейцарскими футболистами травмированный капитан забил в ворота соперников победный гол.
В 30-е годы Николай "заболел" небом, и решил учиться профессии военного летчика.
Его боевые товарищи вспоминают, что Гастелло никогда не стеснялся черной работы и, если было нужно, участвовал в ремонте самолета:
– Я слесарь, – говорил он. – Слесарному делу меня добрые люди научили.
Весть о его подвиге и присвоении ему звания Героя Советского Союза быстро облетела весь завод. Заводчане собрали свыше 1 миллиона рублей на строительство эскадрильи имени Николая Гастелло. Недалеко от белорусского местечка Радошковичи на месте, где погиб экипаж, каждое лето пламенеют розы. Позывной "Роза" был у экипажа соколов в день их подвига.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике