Валерий СКОРИК: Торговля стала цивилизованнее

ТОРГОВЛЯ Наша беседа с директором Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области, кандидатом технических наук Валерием Михайловичем Скориком прошла накануне Дня торговли. И хотя темой разговора...

Особенности национального характера

– В последние годы мы, казалось, навсегда избавились от дефицита. Но несколько недель назад с прилавков магазинов и из меню ресторанов и кафе неожиданно начали исчезать ликеро-водочные изделия. Какова ваша версия развития событий?
– С того момента, как производство и реализация ликеро-водочной продукции перестали быть монополией государства, контрафактное спиртное начало приносить огромные барыши "теневикам" и тормозить развитие легально работающих предприятий. Государство долго, но безуспешно боролось с контрафактным спиртным.
И было решено перераспределить обязанности в сфере контроля за изготовлением и реализацией алкоголя. Государство взяло на себя контроль и учет производства ликеро-водочной продукции и работу с крупными оптовыми организациями.
Юридическим лицам, занятым розничной торговлей, вменяется в обязанность декларировать объемы продаж. Зная объемы производства и закупки за рубежом алкоголя, благодаря новым акцизным маркам, государство получает возможность выявлять "левую" продукцию и ее производителя.
Областные структуры начали перерегистрацию физических лиц, занимающихся реализацией алкоголя, в юридические, установили новые требования к размерам их уставных капиталов, установили новую стоимость получения лицензий.
О переменах все, кто занимается реализацией спиртного, были уведомлены за 6 месяцев до 1 июля. О введении новых акцизных марок – и вовсе за год. Казалось, предусмотрено все. Кроме особенностей русского национального характера.
Ликеро-водочной продукции со старыми акцизными марками наши предприятия закупили больше, чем смогли реализовать до 1 июля. "Отличились" и оптовики, и предприятия розничной торговли. Поэтому в некоторых магазинах в последние дни до 1 июля начался сброс спиртных изделий по баснословно низким ценам.
Торговые предприятия до обращения к нам за получением лицензии должны были согласовать необходимые документы в муниципальных органах, которые должны следить за тем, чтобы торговые точки были достаточно удалены от дошкольных и школьных образовательных учреждений, больниц. Однако некоторые муниципалитеты начали требовать у торговых предприятий целые комплекты документов, словно это они, а не мы должны заниматься лицензированием. А время шло.
Сами предприниматели тоже оказались не на высоте: большинство из них явились к нам в последний момент. Словом, виноваты все – и органы власти, и сами торговые организации.
После всех пертурбаций деятельность по продаже ликеро-водочных изделий прекратили максимум 3-4% торговых точек. Надеюсь, что к середине августа ситуация нормализируется. В магазинах снова появится достаточно ликеро-водочных изделий, а новая система контроля за рынком алкопродукции окажется эффективнее прежней.

Бензин

– Еще одна проблема – качество реализуемого на заправочных станциях бензина. Как узнать, где продают бензин, разбавленный водой, а где воду, разбавленную бензином?
– Парадоксально, но факт: в нашей области, не имеющей нефтеперерабатывающих заводов, бензин один из самых дешевых в стране. В нашем регионе много конкурирующих между собой фирм, реализующих ГСМ. Они открыли в области 320 заправок, которые не дают друг другу вздувать цены. А качество бензина повсюду примерно одинаковое. Я с доверием отношусь к таким фирмам, как "Лукойл", "Татнефть" и другим.
Качество бензина надо контролировать как можно чаще. Я не думаю, что виноваты во всем только те, кто его продает. Подозреваю, что и заводы-производители порой поставляют бензина меньше, чем указывают в документах. Заправщики, чтобы вернуть деньги, иной раз идут на обман покупателя.
Возможность контролировать работу АЗС имеют достаточное количество уполномоченных структур, и количество желающих заниматься этой деятельностью не уменьшается. Однако ввиду технической и организационной сложности процедуры проверки, её высокой стоимости хорошего результата достичь не удается. Часто случается, что выявленные нарушения распространяются только на ГСМ, которые приобретены для проверки. К этому количеству и применяются штрафные санкции. Чтобы доказать, что все имеющееся на АЗС топливо не отвечает требованиям, существуют дорогостоящие технологии контроля качества. Если проверки проводить комплексно, то средства найдутся. Тогда торговать некачественным топливом станет невыгодно.

Аутсорсинг

– В области 53 продуктовых и смешанных рынка. Однако на многих из них очень сложная система управления, и разобраться, кто и за что конкретно отвечает, непросто.
– Чтобы поднять качество обслуживания на рынках и повысить продуктовую безопасность населения, мы считаем возможным прибегнуть к аутсорсингу – то есть передать часть функций объединениям предпринимателей. Они и будут решать названные проблемы, а мы будем знать, кто отвечает за решение проблемы. Они же будут отвечать за то, чтобы перекупщики не ставили препоны на пути производителей, желающих самостоятельно продавать свою продукцию. В 2005 году производителям предоставлено более 800 торговых мест, в этом их число – более тысячи.
В марте мы проверили 12 рынков. Обратили внимание, что качество обслуживания практически не меняется. Сейчас заканчиваем комплексную проверку Киржачского района. Позже межведомственная комиссия, в которую входят представители всех контролирующих органов, проверит, были ли устранены недостатки. Если перемен к лучшему не будет, будут применяться самые строгие меры – вплоть до прекращения деятельности. Времена "блошиных рынков" прошли.

На новом этапе

Подводя итог, Валерий Михайлович выделил несколько этапов развития, которые пережила торговля в последние годы.
– От эпохи тотального дефицита мы давно ушли. Конкурировать сегодня по номенклатуре товаров невозможно – доступна любая продукция.
Позади и этап конкуренции по ценам. Сейчас на повестке дня – повышение качества услуг и товаров. Торговые предприятия, которые вовремя не осознают эту истину, ждет неизбежный крах. Тем более что конкуренция в последнее время сильно возросла. В наш регион пришли крупные торговые сети: "Спар", "Копейка", "Квартал", "Перекресток", "Седьмой континент". Ставить им препоны бессмысленно и вредно. Следует договариваться с ними о цивилизованном вхождении на наш рынок.
Сейчас они приходят, устраивают презентации, рассказывают о своих интересах. Декларируют уровень цен, количество рабочих мест, минимальную зарплату, говорят о готовности взять на себя социальную нагрузку – фактически открывают свою налоговую базу.
Администрация заключает с ними договоры о намерениях и получает еще один инструмент регулирования рынка. Муниципальные власти могут в определенной степени влиять на ценообразование. Уходят в прошлое ЧП, прятавшие доходы, платившие "черную" зарплату и лишавшие своих работников возможности получать гарантированную медицинскую помощь и надежд на обеспеченную старость. Выигрывает от растущей конкуренции и покупатель.

Сергей ВИКТОРОВ.
Фото из архива редакции.
г.Владимир.

КСТАТИ
Нынешний год преподнес населению еще один "подарок": на пустом месте возник ажиотажный спрос на соль, который привел к ее подорожанию. Мы поинтересовались у Валерия Скорика:
– Валерий Михайлович, что же произошло на самом деле?
– Нет, конечно. Все имело гораздо более прозаичные причины. Ажиотаж был вызван тем, что кое-кому захотелось погреть руки на очень нужном, но медленно реализуемом товаре. Дефицита не было и в помине.
"Соляной бум" совпал по времени с организацией нашего департамента, в котором объединились Лицензионная палата, Центр поддержки предпринимательства, в котором я работал, и Управление потребительского рынка.
Общая численность работников сократилась с 40 до 29 человек. С места в карьер пришлось приложить максимум усилий, чтобы сократить до минимума ценовой шлейф и пополнить запасы соли, которую население начало сметать с прилавков. Заметим, что в наличие она была и во время "соляного бума". Народ быстро разбирал упакованную в пакеты соль, хотя нефасованной в области было более чем достаточно. Активно вывозилась она и в другие регионы.
Мы подсчитали запасы и пришли к выводу, что сбить охвативший население ажиотаж можно просто: надо было организовать оперативное вбрасывание на рынок имеющихся в распоряжении запасов соли.
Мы быстро организовали фасовку соли в целлофановые пакеты, резко увеличили заказы на ее завоз в область, провели переговоры с оптовиками. Сработали неплохо: ажиотаж удалось быстро погасить, цены на соль выросли незначительно.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике