Рост потребления водки на Украине в последние годы практически остановился, а некоторые участники рынка говорят даже о небольшом спаде. В этой ситуации украинским производителям водки приходится волей-неволей расширять присутствие на иностранных рынках, в первую очередь – на российском. Борьба же за потребителя на местном рынке выразится прежде всего в росте маркетинговых бюджетов водочников – по некоторым оценкам, их затраты на рекламу в будущем году могут вырасти в полтора-два раза.

По данным ассоциации <Союз оптовых производителей алкоголя и табака> (СОПАТ), общий объем производства водки и ликеро-водочных изделий на Украине в 2005 году составил 48,4 млн дал – на 15% больше, чем в 2004 году. Крупнейшими производителями являются <Союз-Виктан> (торговые марки <Союз-Виктан>, Medoff, а также <Мерная> – после покупки в 2005 году компании <Княжий град> – Ъ), на который приходится 17,3% общего объема производства, <Украинская водочная компания Nemiroff> (<УВК Nemiroff>) – 17,2%, <Имидж Холдинг> (<Хортиця>, <Благов>, <Медовуха>) – 7,9%, <Лик> (<Олимп>, <Улюблена>, <Вдала>, <Биленька>, <5 капель>) – 7,5%, <Первый ликеро-водочный завод> (<Мягков>, <Штурман>) – 6,2%.

Воссоединение Украины с Россией

Экспорт украинской водки в прошлом году вырос практически вдвое и составил около 10,7 млн дал на сумму $244,6 млн. В основном рост экспорта происходил за счет России. Крупнейшим экспортером в эту страну является компания Nemiroff, которая за прошлый год ввезла в Россию более 4 млн дал крепкоалкогольной продукции – столько же, сколько произвел третий по объему российский производитель – компания <Русский алкоголь>. Причем украинские производители только лишь экспортом не ограничились и обзаводятся в России собственным производством. В этом году компания <Союз-Виктан>, построившая завод в подмосковной Рузе, намерена разлить на нем около 6 млн дал. В прошлом году столько произвел второй по обороту игрок российского рынка – холдинг <Веда>. В 2005 году <Союз-Виктан>, по собственным данным компании, экспортировал в Россию 3,31 млн дал.
Вскоре заявила о переносе водочного производства в Россию и компания <Имидж Холдинг>. До июня следующего года она намерена завершить в Домодедовском районе Московской области строительство завода проектной мощностью более 10 млн дал в год. А в 2005 году эта компания экспортировала в Россию лишь около 400 тыс. дал водочной продукции.

Трезвенники наступают

Впрочем, экспортная активность украинских производителей водки является во многом вынужденной: эксперты полагают, что внутренний рынок водки подошел к порогу насыщения. При этом ежегодный объем потребления крепкого алкоголя на Украине оценивается не более 25-30 млн дал. Участники рынка считают, что в ближайшее время такая ситуация сохранится.
– Более того, мы ожидаем определенного снижения объемов водочного рынка – пока незначительного, на уровне 2-3 процента в год, – заявил директор департамента маркетинга ЗАО "Алеф-Виналь" Анатолий Коган. – Ведь посмотрите, как меняется общество: на заводах и на стройках больше нет пьяниц, а в учебные заведения приходят, чтобы получать профессию, а не пьянствовать от сессии до сессии.
Кроме того, аудиторию у водки отбирают и другие спиртные напитки – в частности, коньяк, рост производства которого в этом году ожидается на уровне 20%.

За стеклом

Чтобы удержать потребителя, производители водки вынуждены постоянно <подновлять> ассортимент.
– Форма бутылки, этикетка, колпачок чрезвычайно важны, так как они осуществляют первую непосредственную коммуникацию с потребителем,- считает директор по маркетингу компании <Олимп> Алексей Филановский. По его словам, производители, не уделяющие должного внимания рестайлингу, теряют объемы продаж. В пример он приводит спад потребительского интереса к водке <Мягков>.
– В связи с тем, что дизайн этой марки не обновлялся с 2004 года, марка перестала быть интересной потребителю и сейчас переживает спад, – утверждает Алексей Филановский.
– Мы уделяем постоянное внимание рестайлингу своей продукции. В прошлом году мы изменили этикетку и колпачок водки "Украинская медовая с перцем", а также выпустили линейку бутылок-штофов "Украинская медовая с перцем" и "Nemiroff оригинальная" ("черный Nemiroff" – Ъ), – сообщил директор по маркетингу <УВК Nemiroff> Андрей Разумный.
– В прошлом году наша компания провела рестайлинг целого ряда продуктов – так, "SV Гран-При" вышел в новой бутылке, изготовленной из приятного на ощупь итальянского синеватого стекла, в "SV Original" мы изменили синюю этикетку на красную, а "SV Premial" появился в матовой бутылке, – говорит директор отдела внешних связей компании <Союз-Виктан> Сергей Блажко.
– Потребитель пьет в первую очередь бутылку, этикетку, а затем водку, – полагает господин Коган. – Наша водка Helsinki была выпущена в синей и серебряной бутылках – и вот, пожалуйста: одна водка, одна рецептура, один кран – разницы между синей и серебряной бутылками нет. Но люди готовы драться, доказывая друг другу, что в синей бутылке водка лучше. В итоге синяя обошла по продажам серебряную.

<Продукт абсолютного качества>

Одним из важнейших событий водочного рынка Украины в 2005 году стала смена лидера на украинском алкогольном рынке. Им стала торговая марка <Хортиця>. В течение года производство этого брэнда выросло более чем вдвое и вышло на первое место на Украине.
По словам владельца торговой марки <Хортиця> Евгения Черняка, причиной такого успеха стало отношение всех сотрудников компании к <Хортице> не как к водке, а как к продукту.
– Мы не продаем водку – само слово "водка" понижает статус продаваемого продукта, так же, как "колбаса", "спички" и любое другое нарицательное, – объясняет он. – "Хортиця" – это абсолютно аутентичный продукт со своей идеологией, корпоративной культурой, целью, наконец, людьми, вложившими в него часть своей жизни.
Сейчас ЛВЗ <Хортиця> экспортирует порядка 30% своей продукции – в Россию, США, Финляндию, Израиль, Германию, Испанию, Грецию и другие страны (всего 24). В связи с приоритетностью российского рынка к 2007 году там планируется построить новый завод проектной мощностью 1 млн дал в месяц и стоимостью порядка $30 млн.
На крупнейшей в Восточной Европе продовольственной выставке <Продэкспо-2006>, прошедшей в Москве в середине февраля 2006 года, продукция ЛВЗ <Хортиця> получила шесть медалей и двенадцать почетных дипломов <За отличное качество> в рамках дегустационного конкурса, а также главный приз – <Звезду Продэкспо-2006>.
Согласно официальным данным Управления по защите прав потребителей, ТМ <Хортиця> стала единственным брэндом на Украине, за все время существования которого не было зафиксировано ни одного случая подделки.

Алена ГОЛУБЕВА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике