Уважаемые читатели газеты "Призыв", дорогие тракторостроители!
Уходит в историю 2005, юбилейный для владимирских тракторостроителей год. В мае 1945-го была выпущена первая промышленная партия тракторов, и на протяжении 60 лет завод-труженик конструировал и поставлял стране необходимые машины и моторы. Сегодня это делает Владимирский моторо-тракторный завод.
Конечно, у нас нет таких, как прежде у ВТЗ, объемов производства, но можно с уверенностью говорить о том, что завод вновь занимает свою нишу на рынке моторо-тракторной продукции и обретает стабильных потребителей, среди которых не только фермеры, крестьяне, но и представители коммунальных служб, МЧС, дорожные строители.
Каким был для нашего коллектива уходящий год? Конечно, напряженным, трудным, но в то же время он принес множество положительных результатов.
Благодаря усилиям конструкторов ВМТЗ и тракторного института НАТИ, в содружестве с другими предприятиями концерна "Тракторные заводы", куда входит наш завод, удалось разработать и сделать экспериментальную модель трактора Т-85 мощностью 85 лошадиных сил. А это уже новый для нашего предприятия класс – 1,4, который пользуется на селе повышенным спросом. Кстати, ни один российский завод не выпускает тракторы такого класса, и мы не сомневаемся, что Т-85 будет востребован. У него современный дизайн и отличные технические характеристики, а уровень безопасности, эргономические и эстетические свойства соответствуют отечественным и международным стандартам. Недаром эта модель была отмечена на 7-й Российской агропромышленной выставке "Золотая осень-2005" серебряной медалью и дипломом II степени.
Большое место в объеме промышленного производства на ВМТЗ занимают двигатели. Наш завод – крупнейшее в России предприятие по выпуску двух-, трех- и четырехцилиндровых дизельных двигателей с воздушным охлаждением, которые используются не только в тракторах и самоходных шасси, но и в качестве силовых агрегатов в автобетоносмесителях, бетононасосах, дорожных катках, цементовозах, компрессорных станциях, сварочных агрегатах и в других машинах. Работы, проведенные нами в последнее время по снижению выброса токсичных веществ с отработавшими газами, позволили снизить токсичность двигателей Д-120 и Д-130Т-10, и теперь они соответствуют второму уровню Европейских норм – Правилам № 96-01 ЕЭК ООН. А это не что иное, как путь к внедрению владимирских моторов на европейский рынок и залог стабильности на российском рынке в будущем.
Несомненным успехом в уходящем году увенчалась работа и над созданием 4-цилиндрового двигателя с жидкостным охлаждением – Д145-ТВ, который, кстати, был установлен на трактор Т-85. Сегодня решается задача с получением на него также "экологического" сертификата.
Своего рода победой в 2005 году считаю и тот факт, что владимирский трактор попал в заветные списки "Росагролизинга". Долгое время этого сделать не удавалось, и вот теперь, наконец, руководители сельских и фермерских хозяйств могут приобрести технику, производимую ОАО "ВМТЗ", в рассрочку.
Разумеется, все наши видимые достижения, а я перечислил только часть из них, – это, как говорится, верхняя часть айсберга. Они не были бы возможны без упорного, каждодневного труда коллектива, без тех конкретных задач, которые были поставлены в нынешнем году буквально перед каждым подразделением предприятия. Приказ "О стратегическом развитии ОАО "ВМТЗ" на 2005-2006 годы" стал в прямом смысле слова настольной книгой всех – от рабочего до руководителя. В самом начале 2005 года в соответствии с этим приказом была разработана комплексная программа оптимизации производственно-технологического процесса, определены задачи по снижению трудоемкости, материалоемкости и энергетических затрат. В целях снижения затрат на материально-техническое снабжение приказано было обеспечить наличие не менее трех альтернативных друг другу поставщиков по каждому наименованию сырья, материалов и комплектующих деталей.
Многое из намеченного удалось сделать, благодаря чему у нас значительно уменьшилось число сбоев в работе, практически нет задержек с выплатой заработной платы, жизнь на предприятии входит в спокойное, конструктивное русло. Но это только начало, большую часть поставленных задач все же предстоит выполнить коллективу в новом, 2006 году. И задел для этого – творческий и организационный – у нас есть. Сформирован и хороший портфель заказов. Наряду с традиционными потребителями продукции, у ВМТЗ появились новые. Мы намерены развивать партнерские отношения с Украиной, Молдовой, Абхазией, Индией и другими странами ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня мы вплотную приблизились к намеченным целям и задачам, которые поставили перед собой в плане стратегического развития предприятия. С будущего года нам необходимо выпускать по 400 тракторов и 1200 товарных двигателей в месяц. Эта цель достижима, и совместными усилиями рабочих, мастеров, специалистов и руководителей мы с ней обязательно справимся.
С Новым годом, дорогие тракторостроители! Пусть сбудутся все ваши надежды и пожелания. Здоровья, любви и добра вам и вашим семьям в Новом, 2006 году!

Дмитрий Геннадиевич Купрюнин,
генеральный директор ОАО "ВМТЗ".

Дизелям ВМТЗ – долгую жизнь

Тема научно-технического Совета ОАО "ВМТЗ", прошедшего в декабре, была как нельзя более актуальна. И для самого предприятия, и для развития дизелестроения в России. Чем именно? Об этом – интервью с членом НТС, бывшим генеральным конструктором ВТЗ, лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным деятелем науки и техники России, доктором технических наук, профессором, руководителем кафедры двигателей внутреннего сгорания Владимирского государственного университета В.В. Эфросом.

– Виктор Валентинович, Вы всю свою профессиональную деятельность посвятили развитию дизелестроения в нашей стране и на Владимирском тракторном заводе, в частности. Знаете, как говорится всю подноготную этого вопроса. Чем последний НТС на ОАО "ВМТЗ" был так важен?
– Чтобы понять важность рассматриваемого вопроса, следует оглянуться немножко назад. Лет примерно на сорок. Первые двигатели из того семейства, которые сейчас производятся заводом, начали выпускаться на ВТЗ в 1961 году. Это говорит о том, что конструкторы, которые работали в тот период, умели смотреть вперед и заложили такие параметры, которые позволяют находить новые и новые резервы для дальнейшего совершенствования двигателей.
В последние годы на заводе сложилось достаточно устойчивое положение в выпуске 2-х, 3-х и 4-цилиндровых дизелей с воздушным охлаждением. Они занимают определенное место как в сельскохозяйственном производстве, так и вообще в народном хозяйстве. Применяются на тракторах класса 0,6 и 0,9 тонны, на множестве самых разнообразных видов техники – дорожно-строительной, в качестве дизель-генераторов, в составе других машин. Выпускаются в количестве, которое сегодня завод в состоянии делать: примерно около 10000 дизелей в год.
Однако в последние годы сложилось достаточно твердое понимание того, что просто прожить на дизелях с воздушным охлаждением, несмотря на их огромные преимущества, не удастся. В дополнение к ним необходимо иметь дизели с жидкостным охлаждением, которые на каких-то участках могли вступить в реальное соперничество с хорошими дизелями жидкостного охлаждения Минского моторного завода. Эта работа началась на ВМТЗ несколько лет назад и сейчас вступила в фазу, когда можно намечать какие-то конечные сроки ее реализации. Эта проблема и явилась предметом обсуждения научно-технического Совета.
– Означает ли это, что возможности дизелей воздушного охлаждения исчерпаны, и Владимирский моторо-тракторный завод в скором времени перейдет на выпуск только дизелей с жидкостным охлаждением?
– Ни в коем случае! Двигатели воздушного охлаждения всегда будут востребованы. Мы совсем недалеко ушли от того времени, когда Владимирский тракторный завод был крупнейшим предприятием в мире по выпуску дизелей с воздушным охлаждением. По количеству выпускаемых цилиндров в составе дизелей, он был, пожалуй, самым крупным в мире предприятием. В сферу его влияния входили Харьковский завод самоходных шасси, Липецкий тракторный завод, выпускающий класс 0,9, Ташкентский тракторный завод с классом 0,9, Харьковский тракторный завод и в дальнейшем Владимирский тракторный, которые выпускали тракторы классом 0,6 с этими дизелями, и множество самых разнообразных машин. Поэтому выпуск этих дизелей был огромен. Сейчас, естественно, ситуация изменилась. И я считаю, разумно изменилась. В таких количествах наши двигатели, наверное, и не нужны, требуется другое – расширить диапазон мощностей выпускаемых двигателей, усовершенствовать их конструкцию, и так далее.
Конкретный пример: сегодня Россия фактически не имеет ни одного дизеля, который был бы в состоянии перекрыть диапазон мощности от 80 до 140 л.с. в области сельхозмашиностроения и частично автомобилестроения тоже. Такого дизеля просто нет. Поэтому попутно ставилась и эта задача – каким-то образом заполнить образовавшуюся брешь.
– Разработки начнутся с чистого листа?
– Нет, конечно. Учитывая реальное положение на заводе с оборудованием, с кадрами и другие обстоятельства, ясно, что браться сегодня за проектирование нового дизеля, не используя уже имеющиеся оборудование и наработанный опыт, нельзя. Поэтому на научно-техническом Совете было принято такое решение: на базе имеющихся 3-х и 4-цилиндровых дизелей с воздушным охлаждением, сделать дизели с жидкостным охлаждением, изменяя минимальное количество деталей и вызывая необходимость в минимальном количестве нового оборудования. Такая задача в существенной мере сегодня решена. Работают образцы таких дизелей, показывают достаточно неплохие результаты, и, в принципе близится к завершению работа по созданию 4-цилиндрового дизеля с жидкостным охлаждением для трактора класса 1,4 тонны, который проектирует сегодня Владимирский моторо-тракторный завод. Планируется уже в будущем году выдать такой дизель – объявленной мощностью 80-90 лошадиных сил – на подготовку к производству.
Параллельно с этим продолжается работа по форсированию 4-цилиндрового дизеля до мощности 120 лошадиных сил и 3-х цилиндрового двигателя до мощности 90 л.с. Будет использована попытка применения их и в автомобильной промышленности. Одновременно проводится активная модернизация 2-х, 3-х и 4-цилиндровых дизелей с воздушным охлаждением. Все эти работы проводятся одновременно не только с целью удовлетворить мощностные потребности, но с целью удовлетворения всем тем экологическим нормам, которые в мире сегодня действуют.
На сегодняшний день конструкторский отдел несколько обогатился средствами измерения, позволяющими оценивать экологические характеристики двигателей, и работы в этом направлении идут. Первые успехи уже точно есть – это дизели с воздушным охлаждением в определенных комплектациях, которые уже получили соответствующие сертификаты. Работа по дизельным двигателям с жидкостным охлаждением должна завершиться в 2006 году.
– Какие же решения приняты Советом?
– Учитывая поставленные, надо сказать, сложнейшие задачи, Совет рассмотрел вопрос о том, с чем же связано их решение, что необходимо для их выполнения на стадии конструкторской разработки, исследования испытаний, технологической проработки, подготовки производства. И вынес принципиальное решение – одобрить эти направления. То есть, продолжать дальше совершенствовать дизели с воздушным охлаждением 2-х, 3-х и 4-цилиндровые, с учетом применения турбонаддува, промежуточного охлаждения воздуха, а при необходимости – увеличения количества клапанов на цилиндре и применения ряда других мер. Параллельно с этим будут создаваться 3-х и 4-цилиндровые дизели с жидкостным охлаждением, которые бы тоже впитывали максимально возможные и все имеющиеся на сегодняшний день научно-технические достижения. Одновременно НТС рекомендовал принятие мер по укреплению ГСКБ и развитию его материально-технической базы.

В поисках взаимных интересов

Владимирский моторо-тракторный завод становится все более привлекательным не только для потребителей тракторов и деловых партнеров. Его посещают специалисты машиностроительных предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья с тем, чтобы ознакомиться с производством, перенять инженерный и конструкторский опыт.

С целью обмена опытом в декабре на заводе побывал начальник отдела СКБ производственного объединения "Алтайский моторный завод" Валентин Александрович Наговицын. Его визит носил не случайный характер. Дело в том, что ПО "АМЗ" выпускает двигатели мощностью от 90 до 300 л.с. Основные потребители – Волгоградский тракторный и Красноярский комбайновый заводы, ряд других предприятий. Сегодня перед конструкторами завода поставлена задача разработать новые двигатели, с более высокими технико-экономическими показателями.
– Именно с этой точки зрения,- сказал в интервью нашему корреспонденту В.А. Наговицын, – нам и интересен Владимирский моторо-тракторный завод. Здесь мы надеемся найти что-то новое для себя в моторном производстве, предложить свои наработки, наладить взаимные контакты. У вас есть высококвалифицированные специалисты, прекрасное оборудование, например, аппаратура австрийской фирмы AWL по доводке рабочего процесса и токсичности выпускных газов. Мы уже обговорили возможности работы в этом направлении.
Долгое время перед Алтайским моторным заводом стояла проблема отливки четырехклапановой головки двигателя. Эта деталь в настоящее время имеет огромный спрос, но завод никак не мог найти поставщика литья. На ВМТЗ представитель АМЗ, кажется, нашел, что искал.
– Посмотрев литейное производство Владимирского моторо-тракторного завода,- сказал Наговицын,- я понял, что это хорошее современное производство с высоким качеством литья. Почему бы здесь нам не разместить заказы на отливку необходимых деталей? Так что в этом плане мы тоже надеемся на сотрудничество. Я, как конструктор, весьма хотел бы этого. Алтайский моторный завод также может оказаться полезным владимирским тракторостроителям.
– В декабре на нашем заводе прошло заседание научно-технического Совета, на котором обсуждались перспективы развития производства двигателей, – прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора по перспективному развитию производства ОАО "ВМТЗ" С. М. Галь. – Были определены направления дальнейшей работы по улучшению технических характеристик выпускаемых двигателей, позволяющих ВМТЗ достойно представлять свою продукцию на рынке, намечена долгосрочная программа по развитию дизелестроения на предприятии. На совещание, наряду со всеми членами Совета, был приглашен и В.А. Наговицын. Алтайский моторный завод давно работает с двигателями жидкостного охлаждения. Владимирские конструкторы представили на суд наработки своих дизелей с жидкостным охлаждением и обменялись опытом. Сегодня можно сказать, что Владимирский моторо-тракторный завод нашел российского партнера по развитию дизелестроения.

Материалы полосы подготовлены службой информационной
политики ОАО "ВМТЗ".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике