16+

Владимирский химзавод: трудный подъем

2 года назад одно из крупнейших промышленных предприятий областного центра – ОАО "Владимирский химический завод" – переживало непростые времена и работало с убытками. Новые собственники завода начали планомерную деятельность по финансовому оздоровлению завода и оптимизации производственных расходов.
О том, как выполнялась эта сложнейшая задача, и о сопряженных с ней проблемах рассказывает нынешний генеральный директор "ВХЗ" Павел Маркелов.

– Павел Владимирович, насколько весома роль Владимирского химзавода в химической промышленности России?
– Наш завод входит в тройку крупнейших производителей поливинилхлоридных пластикатов. Четверть этого сегмента рынка занято продукцией, произведенной во Владимире.

– Солидно. А что еще выпускает ВХЗ?
– ПВХ-пластикаты занимают примерно 70% наших объемов реализации. На заводе работают еще 3 производства. Они выпускают полиэтилентерефталатные пленки, полиэфиры, стеклопластики и изделия из них.
– Раньше завод производил еще и ацетаты, пенопласты, фенолформальдегидные смолы, фаолиты и другие виды продукции. Почему предприятие прекратило работать в этих направлениях?
– Причин несколько. Цех по производству фаолитов и фенолформальдегидных смол был закрыт по экологическим соображениям – существующая технология не позволяла уменьшить выбросы паров фенола в атмосферу. Прибыль прибылью, а здоровье родного города дороже.

В середине 80-х годов начался хаотичный и нерегулируемый со стороны государства рост цен на энергоносители.

То, что 2 года назад завод работал с убытками, не означает, что предприятие не делало все возможное, чтобы их избежать. Поэтому в перестроечные времена пришлось закрыть наиболее энергоемкие производства.
– Но ведь это означало, что люди потеряли работу…
– Да, начиная с перестроечных времен, численность работающих на ВХЗ уменьшалась. Если в лучшие времена на нашем предприятии работало примерно 6 тысяч человек, то сейчас здесь трудится немногим более тысячи.
Но другого выхода не существовало. Завод и часть рабочих мест были сохранены. Альтернативой было бы банкротство, и тогда бы в очередь на биржу труда встали все, от директора до уборщицы. А одно из наиболее значимых для химической промышленности России предприятие распродали бы с молотка за бесценок.
– Для человека, который оказался на улице, личные проблемы намного важнее общероссийских.
– Согласен – когда семья лишается одного из основных источников дохода, это пережить непросто. Но наши люди не оказываются на улице благодаря городскому центру занятости населения. Хочется выразить признательность его сотрудникам за помощь.
– Вокруг последних событий на химзаводе по Владимиру гуляют самые немыслимые слухи – будто бы людей заставляли писать заявления об увольнении по собственному желанию. Что происходило на "ВХЗ" на самом деле?
– Если бы наши работники писали заявления под нажимом, это дало бы повод для проверки в судебном порядке. Представьте себя на месте руководства химзавода – зачем нам нужны судебные дрязги, выплаты компенсаций морального вреда и прочая головная боль?

Чтобы не быть голословным, приведу факты. По поводу последних увольнений действия руководства "ВХЗ" проверяла совместная комиссия Госинспекции труда во Владимирской области и прокуратуры Владимира. Она вынесла однозначный вердикт: нарушений законодательства нет.

Единственное, на что обратила наше внимание инспекция труда – в коллективном и трудовых договорах необходимо указывать не несколько дней, в течение которых производится выплата зарплаты, а строго определенные дни аванса и окончательного расчета.

– А фактически? Понятно, что неопределенность народного праздника "День зарплаты" в пределах 3 дней существенного значения не имеет. Не нарушались ли эти сроки? Когда многие промышленные предприятия России переживали нелегкие времена, то задержка зарплаты была привычным явлением.
– Даже в самые тяжелые годы, несмотря на убытки, которые несло предприятие, работники завода получали зарплату в сроки, указанные в коллективном договоре.
– Какие трудности сейчас испытывает Химзавод?
– Главная – дефицит сырья. Саянский завод, наш основной поставщик поливинилхлоридных смол, не обеспечивает нашу потребность в них. Половину ПВХ-смол приходится закупать за рубежом. А это потеря и времени, и денег.
– Как отразилась на ВХЗ смена собственника, произошедшая два года назад?
– 2004 год предприятие завершило с прибылью, в нынешнем году она оказалась меньше ожидаемой. Пришлось искать пути повышения эффективности производства и снижения затрат.

Казалось бы, в повышении прибыльности предприятия заинтересованы только его собственники. Нет – это необходимо и всем работникам завода. Чтобы защитить их от инфляции, надо повышать им зарплату. А на что ее повышать, если предприятие работает неэффективно?

После периода убыточной работы поднимать предприятие очень тяжело. При этом неизбежны различного рода издержки и проблемы. Но другого пути нет. Это не чья-то прихоть, а требование жизни.

– Среди слухов о положении на ВХЗ есть и такой – будто бы со дня на день он будет закрыт. Как вы оцениваете реальные перспективы предприятия?
– Да, такие слухи есть. Начиная от того, что перестанут выплачивать переменную часть зарплаты (в той сумме, которую получает работник, она составляет 30% и выплачивается полностью при отсутствии нарушений и выполнении заводом бизнес-плана), и заканчивая тем, что предприятие через месяц закроют.

А теперь правда.

"Переменка" регулярно выплачивается. Владимирский химический завод все эти годы работает и, к сожалению для сплетников, никак не закрывается.

Акционеры предложили руководству ВХЗ разработать программу привлечения молодых кадров, умеющих мыслить и работать по-современному. Согласитесь, это свидетельствует о том, что намерения относительно завода серьезные и рассчитаны на его долгую работу.

Продолжая разговор о перспективах нашего предприятия, скажу, что сейчас разрабатывается бизнес-план на 2006 год, отдел снабжения ведет переговоры с отечественными и зарубежными поставщиками сырья. Продолжается работа над формированием портфеля заказов на следующий год. Есть надежда, что он будет больше, чем в 2005 году.

– Не ухудшатся ли в будущем условия труда на ВХЗ?
– Нет. В нашем коллективном договоре есть много такого, чего нет на других предприятиях. Все перечислять долго, скажу лишь, что на условиях труда экономить невыгодно. Если они хорошие, тогда и работник трудится с полной отдачей.
– И как предприятие отзывается на добросовестный труд?
– У нас много оплачиваемых отпусков: за вредные условия труда, мамам, имеющим детей до 10 лет (многодетным – до 16), на бракосочетание, на выписку из роддома, на свадьбу детей, на проводы в армию, на похороны близких родственников и за непрерывный стаж работы на ВХЗ.

Оказывается материальная помощь на дорогостоящее лечение и протезирование зубов, в предусмотренных коллективным договором случаях ее могут получить и бывшие работники предприятия. Частично оплачиваются путевки на санаторно-курортное лечение тем, кто занят на производстве с вредными условиями труда.

У нас сохранилось премирование за непрерывный стаж работы и к юбилеям работников.

На Новый год детишки наших работников получают вкусные подарки. При рождении ребенка мы выплачиваем приличную сумму (если на ВХЗ работают оба родителя, то она удваивается). Мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, получают от завода пособие.

На профессиональный праздник День химика и Новый год устраиваются корпоративные вечера. К 8 Марта наши работницы получают подарки.

Чтобы наши сотрудники не стояли в очередях в поликлиниках по месту жительства, на территории завода работает медсанчасть – многие предприятия давно уже не в состоянии нести такое социальное бремя. Она финансируется фондом ОМС и Химзаводом, который приобретает лекарства, медикаменты, рентгеновские пленки, реактивы и вспомогательные материалы.

– А как предприятие заботится о своих ветеранах?

– Существует Совет ветеранов ВХЗ, объединяющий тех, кто отдал заводу многие годы своей жизни. Мы ежеквартально перечисляем Совету средства, которые наши ветераны расходуют по своему усмотрению. Рассматриваются и индивидуальные обращения граждан, оказавшихся в тяжелой ситуации.

Наша беседа с Павлом Маркеловым закончилась на оптимистической ноте – несмотря на трудности, связанные с необходимостью повышения эффективности производства, Владимирский химзавод имеет хорошие перспективы и закрываться не собирается.

Беседовал Сергей БАРАНОВ.
Фото из архива ВХЗ.

Просмотры: