Это событие знаменует конец целой эпохи и порождает активные размышления о будущем одной из самых важных российских компаний. 27 октября 64-летний Владимир Каданников, глава крупнейшего российского автопроизводителя – "АвтоВАЗ" – покинул пост главы компании после 17 лет работы. Его уход пришелся на период, когда российская автоиндустрия пытается конкурировать, противостоя валу машин иностранного производства.

Удержаться в седле

Ничто, кроме "АвтоВАЗа", не может так ярко символизировать сложности, с которыми сталкивается российская автопромышленность. Имея 145 километров производственных линий, 100 тысяч рабочих и выпуская около 700 тысяч машин "Лада" в год (это около 70 процентов всего объема производства автомобилей в России), завод в Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире.
Несмотря на то, что "Ладу" нередко упрекают в недостаточной надежности, она до сих пор популярна в России, где ее можно купить всего за 4 тысячи долларов.
"АвтоВАЗ" удерживает 40 процентов внутреннего рынка, и в прошлом году компания получила чистую прибыль в 147 миллионов долларов от общего дохода в 5,57 миллиарда долларов.
А теперь плохая новость. Если компания не сможет каким-либо образом модернизироваться на фоне наплыва иностранных машин, "АвтоВАЗу" будет все сложнее держаться в седле.
– Если "АвтоВАЗ" не сможет привлечь иностранного партнера, который даст новые технологии или новую модель, я не вижу будущего для этой компании, – говорит Наталия Загвоздина, аналитик московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал".
Несмотря на растущий спрос на машины, производство российских моделей в этом году, как ожидается, резко сократится из-за все более нежной любви российских потребителей к иностранным моделям.
По данным московского инвестиционного банка "Объединенная Финансовая Группа", объемы производства "АвтоВАЗа" сократятся в текущем году на 4 процента, а доходы – на 34 процента.
В следующем году "АвтоВАЗ" столкнется с еще более жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые открывают свои заводы в самой России. С 2002 года в Россию пришли Ford, General Motors и Renault, ожидается, что за ними последуют Toyota, Volkswagen и DaimlerChrysler.

Российское правительство их поддерживает

После многих лет защиты местной автомобильной индустрии высокими тарифами, в последнее время оно снизило тарифы на ввозимые запчасти с 5-10 до 0-3 процентов.
По прогнозам, к 2010 году на долю иностранных производителей в России будет приходиться 900 тысяч автомобилей, тогда как в прошлом году их было 165 тысяч.
"АвтоВАЗ" делает все, чтобы дать отпор. В этом году была запущена компактная "Лада Калина", в которой есть такие элементы, как антиблокировочная система тормозов, усилитель рулевого управления и кондиционер, – все это было диковинкой в предыдущих российских моделях. "АвтоВАЗ" даже построил совершенно новый завод, оснащенный современным оборудованием, и нанял новых сотрудников для производства "Калины".
– Наша компания делает все возможное, чтобы повысить конкурентоспособность нашей продукции, – отмечает начальник управления по маркетингу Александр Бердихин.

Медленно и мимо

Пока "Калина", цена которой составляет около $8 тысяч, находит покупателей. Но многие эксперты исполнены скепсиса.
– Увы, качество все равно оставляет желать лучшего, – говорит Леонид Голованов из "Авторевю", российского автомобильного журнала. – Эта машина построена на основе старой платформы, со старым двигателем, коробкой передач и так далее.
По словам аналитиков, "АвтоВАЗ" до сих пор хромает из-за неспособности своевременно предлагать рынку новые модели. "Калина" была разработана в начале 1990-х, но ее запуск неоднократно откладывался из-за производственных сложностей. Некоторые эксперты считают, что "АвтоВАЗ" должен задуматься о сборке иностранных марок, хотя эта идея является анафемой для патриотов-управленцев старой школы, гордящихся машинами отечественного производства.
Заставит ли уход Каданникова "АвтоВАЗ" переключить скорость? Компания назначит нового руководителя после заседания совета директоров 22 декабря. Руководство компании расколото на традиционалистов породы Каданникова и молодой агрессивный тип.
– Они должны сократить количество рабочих на 50 процентов, распустить большую часть управления и начать активно искать иностранного партнера для производства того, что пользуется спросом, – говорит Загвоздина.

Джейсон Буш.

По материалам WWW.inoPressa.ru подготовил Виктор Алехин. Фото из архива редакции. г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике