Самолет раздора

ПРОЧИТАНО В... И без того напряженные отношения между Вильнюсом и Москвой отравлены еще больше после подозрительного падения русского Су-27 в Литве

И без того напряженные отношения между Вильнюсом и Москвой отравлены еще больше после подозрительного падения русского Су-27 в Литве

– Мне очень нравится ваша идея публиковать дайджест самых интересных западных публикаций, – пишет в редакцию пенсионер из Александрова Иван Михайлович Кондратьев. – Не могли бы вы напечатать то, что сообщают о странной аварии нашего Су-27 западные СМИ? А то из наших ничего не разберешь…
Публикуем, Иван Михайлович. И не только о самолете, но и о многом другом.

"Frankfurter Rundschau",
Германия, 22 сентября

Москва успокаивает: самолет Су-27, совершавший полет из Санкт-Петербурга в Калининград, оказался, мол, в воздушном пространстве Литвы из-за неполадки в навигационной системе.
В то же время правительство и военные в Литве делают намеки, что самолет был направлен, чтобы выяснить эффективность контроля за воздушным пространством со стороны партнеров по НАТО.

Литва требует расследования
На днях обе стороны подогрели конфликт, выступив с жесткими дипломатическими нотами после того, как команда спасателей обнаружила на месте падения самолета два килограмма металла, зараженного радиоактивными веществами. Перед этим были уже найдены две исправные ракеты, а среди обломков третья из четырех ракет, которыми был оснащен Су-27.
– До сих пор считалось, что на борту самолета не было никаких материалов, вредных для здоровья, – сказала официальный представитель Министерства обороны Рута Апейкийте.
Российский МИД заявил протест: Вильнюс, дескать, задерживает передачу обломков самолета и пилота и ставит своими запутанными объяснениями под вопрос очевидные для всех обстоятельства падения самолета. Русские отказались от участия в заседании двусторонней правительственной комиссии в литовской Паланге, на которой планировалось обсуждать вопросы сотрудничества в области экономики и культуры.
Как считают в Москве, пилот во время перелета на военную базу в Калининграде потерял из-за сбоя в навигационной системе ориентацию и поэтому самолет упал в районе Шакяй, в 50 километрах западнее Каунаса. Пилот Валерий Троянов катапультировался.

Отключена
или неисправна?

Министр обороны Литвы Гядиминас Киркилас сначала был склонен верить, что это несчастный случай. Но после появления в местной прессе статей с крикливыми заголовками у него появились сомнения: место падения находится вдали от официально установленных воздушных трасс на побережье Балтийского моря. По данным Минобороны Эстонии, система ориентации на самолете была отключена.
Литва попросила у НАТО помощи в дешифровке записей бортового самописца, Троянова содержит под домашним арестом в одном из отелей Вильнюса. Министерство иностранных дел решительно отвергло российскую точку зрения, будто пилот обладает иммунитетом.
Начальник Генштаба Виталиюс Вайкшнорас сказал:
– Это неполадки в навигационном оборудовании или провокация.

Проверка готовности НАТО?
Не пытались ли российские военные выяснить, насколько эффективна система противовоздушной обороны? Ее в порядке очередности обеспечивает в настоящее время немецкий Бундесвер. Он отреагировал быстро: когда Су-27 разбился, истребители Бундесвера уже были в воздухе.
Эстония и Финляндия в последние месяцы тоже неоднократно жаловались в связи с нарушением их воздушного пространства российскими самолетами. Однако Москва отреагировала на обвинения Литвы крайне грубо:
– Только идиот стал бы так заниматься шпионажем, – бушевал министр обороны Сергей Иванов. СМИ иронизируют: кто может поверить, что Россия умышленно закопала в песок самолет стоимостью 35 миллионов долларов (29 миллионов евро)? Литовцам Москва предложила 3000 евро в качестве компенсации за очистку территории.
Ханнес Гамильшег.

"The Financial Times",
Великобритания,
19 сентября

Россия купается в деньгах
Часть избыточной ликвидности, вызванной высокими ценами на нефть, направляется на покупку футбольных клубов, часть – на отечественный фондовый рынок.
Еще часть используется для восстановления кредитоспособности страны. Огромная сумма – 15 млрд. долларов из Стабфонда – была направлена на досрочное погашение российского долга.
Все это непохоже на тяжелые времена 1998 года, и достижения не объясняются одной только нефтью. Несколько лет фискальной дисциплины и стабильного роста привели к тому, что правительство ожидает прирост ВВП в размере 8% в год. Но вслед за нефтяными доходами появляются первые симптомы "голландской болезни". В следующем году правительство намеревается увеличить расходы на общественные нужды на 1,5% ВВП.
В основном, это периодические выплаты, которые нужно будет делать и в том случае, если цены на нефть упадут. Это послужит толчком для бума потребительских расходов, который вызовет двузначную инфляцию. Тем временем частный сектор накапливает долларовые долги, которые к концу 2005 года, по прогнозам, составят $80 миллиардов. В случае ослабления рубля компании могут столкнуться с проблемами в обслуживании этой задолженности.
Большие деньги означают, что правительство может и дальше откладывать проведение реформ для достижения долгосрочного и стабильного роста. Препятствия для ведения бизнеса в России – бюрократия, коррупция, слабая юридическая база – огромны. Учитывая, что до выборов остается всего 2 года, стремление правительства уничтожить эти барьеры кажется слабым.
Редакционная
статья.

Насколько безопасно небо над Балтией?

"Latvijas Avize",
Латвия, 22 сентября.

Набирает силу международный скандал, связанный с незаконным проникновением в воздушное пространство Литвы и аварией российского истребителя СУ-27.

Не подтвердились первоначальные утверждения российских официальных лиц о том, что на самолете не было никакого вооружения. Самолет был полностью экипирован: на его борту находились четыре боевых ракеты и авиационная скорострельная пушка с амуницией. Зачем российской стороне потребовалось распространять дезинформацию? Это первый вопрос, который взволновал общественность.
Согласно официальной версии России, истребитель в составе эскадрильи летел над нейтральными водами Балтийского моря из Петербурга в Калининградскую область, а в его навигационной системе произошел сбой, пилот отстал от группы, потерял ориентацию и случайно оказался на территории Литвы.
Однако после того, как самолет заблудился, он продолжал хорошо ориентироваться. Сначала истребитель направился к Шауляю, где дислоцированы военные самолеты НАТО, патрулирующие воздушное пространство стран Балтии. Затем СУ-27 последовал к Каунасу, где находится подразделение ВВС Литвы и откуда ведется управление полетами натовских истребителей с аэродрома Зокняй.
Пилот СУ-27 майор Валерий Троянов катапультировался и приземлился недалеко от Каунаса. Год назад во время маневров в Белоруссии Троянов выполнял задание, в соответствии с которым он имитировал роль нарушителя воздушного пространства, который преследовали и вынудили приземлиться белорусские истребители.
Транспортная авиация военного ведомства России, мягко говоря, не всегда соблюдает порядок пересечения воздушных границ Латвии во время перелетов в Калининград и обратно. Менее месяца назад в СМИ появилась информация о нарушении воздушных границ Балтии неизвестным летательным аппаратом, для перехвата которого в небо были подняты два дислоцированных в Шауляе немецких истребителя Phantom-4. Однако они не обнаружили нарушителя.
Этот случай не был оставлен без внимания русской прессой Латвии, официальной газетой российского военного ведомства "Красная звезда". Новость преподносилась в ироничном стиле: мол, натовские летчики, пытаясь оправдать свою необоснованную миссию в Балтии, направились на перехват мистического нарушителя воздушной границы.
Однако в случившемся в Литве ничего мистического нет. Хорошо известно также, что наш сосед Эстония неоднократно констатировала нарушение своих воздушных границ российскими военными самолетами. МИДу РФ вручались ноты, в которых подчеркивалось, что такие случаи создают угрозу не только суверенному государству, но и безопасности воздушного сообщения. Официальная Москва не сочла нужным реагировать.
Подобным образом Россия реагирует и на претензии Финляндии в связи с нарушением ее воздушных границ.
Возникает вопрос: насколько безопасно небо Латвии? Проанализировав упомянутые инциденты и другие случаи, не отраженные в прессе, можно сделать вывод: в безопасности Балтии существуют прорехи. Россия при любом удобном случае не упускает возможности напомнить о том, что в латвийском местечке Аудрини в непосредственной близости от российской границы работает радар, с помощью которого осуществляется наблюдение за полетами не только над Латвией, но и над северо-западными регионами России, и это якобы является направленным против безопасности России действием.
Россия проявляет беспокойство о том, что в Латвии могут быть установлены другие радары для более надежного контроля за воздушным пространством. Россия заботится также, чтобы ВВС соседней с нами Белоруссии были обеспечены современными системами ПВО, способными сбивать любой воздушный объект. Такой способностью обладает недавно поставленный Белоруссии комплекс С-300.
Не стоит ли странам Балтии принять аналогичные меры? Действующий в НАТО механизм защиты балтийского неба тяжеловесен и не оперативен для быстрого предотвращения возможной угрозы. Не исключена вероятность того, что определенные силы в России используют несовершенство принятых в НАТО стандартов для разработки новой военной стратегии, а воздушное пространство Балтии служит испытательным полигоном для тайной деятельности против НАТО.
Модрис
Зиемиеньш.

По материалам сайта http://inosmi.ru подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА. Фото из архива редакции.
Уважаемые читатели! Сообщите нам, статьи на какие темы вы хотели бы видеть в рубрике. Свои пожелания можно высказать по телефону (0922)32-81-15, главному редактору.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике