Кредит твою мать!

Нашему стремлению утолить товарный голод помогают банки и другие кредитные учреждения. Конечно, не бескорыстно. Но хуже того – не всегда честно, как считает Федеральная антимонопольная служба России – ФАС

Кажется, "быстрый и недорогой" кредит можно взять даже в сельпо. За чужие деньги можно купить все – от чайника до квартиры. И условия кредиторы сулят вроде бы терпимые. Но, как говорится, бесплатный сыр достается только второй мышке.

В чем "кидалово"?

Управление ФАС по Владимирской области распространило документ. Цитируем его с небольшими сокращениями, не искажающими смысла:

– В России наблюдается бурный рост потребительского кредитования (ПК). По оценке ФАС, за последние 4 года темпы роста ПК опережают рост всех других его видов. Сегодня объем выданных ПК превышает 600 миллиардов рублей.

Во Владимирской области емкость рынка ПК ежегодно возрастает более чем в 2 раза. При проведении Владимирским управлением ФАС анкетирования руководителей кредитных организаций, работающих в регионе, 45% из них указали, что среди недобросовестных методов конкурентной борьбы используется недостоверная реклама – отличие реальной стоимости кредита от заявленной ставки по кредиту.

При оценке стоимости услуги потенциальный заемщик ориентируется на уровень заявленной процентной ставки. Но неточное указание всех условий предоставления ПК, в том числе периодичности взимания комиссий и платежей, вводит потребителя в заблуждение.

Исследования ФАС

показали:

+ Заявленная процентная ставка во многих случаях меньше полной стоимости ПК (расчетной процентной ставки) в 2-2,5 раза.

+ Кредитные организации заявляют процентную ставку, близкую к расчетной, в тех регионах РФ, где нет жесткой конкуренции с лидерами федерального рынка ПК, использующими практику получения неконкурентных преимуществ.

+ Недостаточное информирование обо всех условиях предоставления, использования и возврата ПК приводит к искажению условий конкуренции на рынке ПК.

Проверки рынка услуг ПК в нашей области выявили по некоторым банкам факты отклонения заявленной в рекламе процентной ставки по кредиту от фактически взимаемой.

Практика показывает…

На время прервем цитирование документа ФАС и на конкретном примере покажем, как эти нарушения выглядят на практике. Допустим, вы решили взять кредит на покупку стиральной машины (случай и цифры произвольные, округлены для удобства подсчетов). Банк обещает дать вам ПК на 2 года под 20% годовых. Нормальный человек считает – ага, машина стоит 20 тысяч рублей. Я плачу 10 тысяч, а оставшиеся 10 беру в кредит. Стало быть, вернуть надо будет банку 12 тысяч. Переплата 2 тысячи за 2 года – осилю.

В жизни все чуть иначе. Вначале вы заплатите комиссию банку за перевод вашего первоначального взноса, 10 тысяч. Обычно это около 10 процентов от суммы. В нашем случае – 1 тысяча рублей.

Затем с вас возьмут несколько сотен комиссионных за открытие счета. Затем – комиссию банка за ведение ссудного счета – около процента от суммы кредита в месяц. За 24 месяца – это еще 24%. В нашем случае, за 10 тысяч без этих "накруток" вы бы заплатили 12 тысяч, а с "накрутками" – около 14 тысяч. То есть вы рассчитывали выплатить банку за пользование его деньгами 2 тысячи, а придется платить почти вдвое больше. Почувствуйте разницу.

Но главное – не это. В конце концов, за удовольствие покупать надо платить. Беда, по мнению ФАС, в том, что, завлекая клиентов в сети кредитов, банки не всегда добросовестно снабжают клиентов полной информацией, рекламируя свои услуги. То есть разницу вы чувствуете только тогда, когда уже связали свои ближайшие годы с кредитором.

Что предлагает ФАС?

Цитируем документ дальше:

+ В целях поддержания конкуренции на рынке финансовых услуг ФАС совместно с Центробанком разработаны рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении ПК – на основе ст.23 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг.".

Кредитным организациям рекомендовано:

+ Информировать заемщика обо всех расходах, связанных с предоставлением, использованием и возвратом ПК.

+ Предоставлять график платежей.

+ Информировать о наличии платежей третьим лицам (например, страховым организациям, заемщикам, почтовым службам и т.д.).

+ Информировать о полной стоимости ПК.

+ Если в рекламе банковских услуг по ПК сообщается хотя бы об одном из видов расходов потребителя по получаемому ПК, должны указываться и все остальные расходы.

Говоря по-русски, если теперь вы видите рекламу ПК одного из банков "Кредит по 10 процентов годовых", это может значить либо то, что с вас не должны брать более этих 10 процентов, либо то, что этот банк скрывает от потребителя информацию и нарушает требования закона, а вы можете обжаловать его действия.

Подготовил Виктор АЛЕХИН.

сказано

Руководитель Управления ФАС по Владимирской области В.М.Шарапов поясняет:

– Кредитные учреждения должны предоставлять потенциальным заемщикам полную информацию об условиях предоставления, использования и возврата ПК еще до заключения кредитного договора в стандартизированной форме. Это должно дать потребителю возможность сравнить условия ПК разных банков и сделать осознанный выбор. Именно возможность осознанного выбора – одно из условий справедливой конкуренции между банками на рынке ПК.

Использование наших рекомендаций в работе кредитных организаций будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг, повышению прозрачности их деятельности, формированию более полного представления об их услугах и повышению доверия к ним со стороны населения.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике