юбилей

Владимирскому городскому Совету 10 лет

Сегодня Владимирский городской Совет отмечает свой юбилей. О том, в каких условиях приходилось работать, что было сделано и что делается сегодня, читателям "Призыва" рассказывает председатель городского Совета народных депутатов Маргарита Анатольевна Малахова.

С осени 1993 года – на протяжении нескольких месяцев – в российских регионах не существовало представительных органов власти. И это в то время, когда в стране разворачивались серьезные социально-экономические реформы. Лишь весной 1995 года конституционное право граждан на местное самоуправление было восстановлено. Во Владимире вновь появился городской Совет. Большинство депутатов в то время высказалось за привычное словосочетание – "Совет народных депутатов". Кстати, точно так же поступили все города и районы области. Подчеркнули некоторую преемственность с тем, что было в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий.

Советы, как известно, возникли 100 лет назад во Владимирской губернии – в Иваново-Вознесенске. Революция дала миру новое понятие-символ "Советская власть". Сохраняя верность этому символу, владимирские депутаты, победившие на выборах 19 марта 1995 года, взяли на себя определенные обязательства перед избирателями: проводить совместно с городской администрацией такую политику, которая бы, смягчая негативные последствия реформ, способствовала социально-экономическому развитию города. Эту задачу невозможно было решить без разработки и принятия местной нормативной базы, соответствующей новым условиям жизни.

Горсовет готовил важные для города документы, что называется, с чистого листа. Образцов для подражания просто не было. Мы шли непроторенной дорогой. Сами писали Устав города, сами создавали и совершенствовали социальные программы. Сегодня можно говорить о некоторой стабильности в экономике и социальной сфере. Десять и даже пять лет назад все было куда сложнее. Широкомасштабный кризис, охвативший едва ли не все сферы общественных отношений, заставил депутатов и горадминистрацию прилагать огромные усилия к тому, чтобы не допустить серьезных сбоев в работе служб, обеспечивающих жизнедеятельность города. Средств ни на что не хватало. Вот, к примеру, как выглядел бюджет на 1997 год. Доходная часть – 532,9 млрд. неденоминированных рублей, расходная – 551,9. А по расчетам, чтобы свести концы с концами, нужны были 602 млрд. Не лучше выглядел и бюджет на 1998 год.

Однако город выжил, потому что власть тратила деньги только на самое необходимое, никакие, даже самые "привлекательные" проекты не проходили, если требовали больших бюджетных затрат. Так, в начале декабря 1997 года депутаты отправили на доработку Комплексную программу по усилению борьбы с преступностью (она была принята позднее) лишь потому, что предлагалось в порядке эксперимента создать при милиции общественной безопасности роту городовых для службы в историческом ядре. Эту "красивую" идею отвергли, сэкономив тем самым 3 млрд. неденоминированных рублей.

Несмотря на дефицит бюджета, тем не менее, именно за его счет решались многие социальные, жилищно-коммунальные, бытовые проблемы владимирцев. Иного выхода просто не было. Росла задолженность по оплате услуг коммунальщикам, по зарплате бюджетникам, по детским пособиям. Людям надо было помогать выживать.

Конечно, приходилось принимать и непопулярные решения: повышать тарифы на проезд в городском транспорте и на жилищно-коммунальные услуги, но депутаты решали эти вопросы с особой тщательностью, вводя параллельно систему льгот для разных категорий граждан. Организовали выдачу субсидий на жилищные компенсации (сегодня на эти цели бюджет предусматривает 114 млн. рублей, что не так уж и мало). Был создан Фонд социальной поддержки населения, который оказывает адресную помощь всем, кто в ней нуждается. Необходимость в нем еще раз была наглядно продемонстрирована в начале 2005 года, когда вступил в силу так называемый закон "о монетизации льгот". Именно Фонд помог нам оперативно решить проблемы, возникшие на начальном этапе применения этого закона.

По решению горсовета в школах организовано бесплатное питание детей из малоимущих семей. Депутаты освободили пенсионеров от уплаты земельного налога на садовые участки, расположенные в черте города. Были введены городские тарифы для проезда на автобусных маршрутах между Владимиром и рядом населенных пунктов, входящих в черту города (имеются в виду Энергетик, Лесной, Мостострой и другие поселки). В период массовой задержки зарплат, пенсий и пособий решением горсовета было отменено начисление пени за просроченные коммунальные платежи.

Одновременно депутаты думали о перспективе. 26 сентября 1997 года горсовет впервые в своей истории самостоятельно утвердил разработанную специалистами градостроительства города концепцию Генерального плана развития г. Владимира до 2010 года. Думая о будущем, депутаты не дали развалить культурную сферу. В муниципальную собственность перешли Дома культуры заводов тракторного, химического и керамических изделий, несколько ведомственных библиотек. Одновременно создавались новые муниципальные учреждения культуры: театр фольклора "Разгуляй", камерный хор "Распев", училище музыкально-исполнительского искусства, ансамбль народной музыки "Вишенка" и Городской духовой оркестр.

От созыва к созыву улучшался качественный состав горсовета. Потому что в избирательную борьбу все чаще включаются наиболее активные слои населения нашего города, в частности, представители науки, медицины, предпринимателей. Они делают эту борьбу более интересной, и, в конечном счете, дают владимирцам возможности делегировать свои полномочия в представительном органе власти гражданам, наиболее подготовленным для этой деятельности. С этих позиций к обсуждению наиболее значимых для города проблем мы привлекаем общественность, наших уважаемых ветеранов, почетных граждан Владимира. Примером этому может служить работа по формированию плана стратегического развития города. Ставится задача не только возродить славу Владимира как крупного промышленного города, но и превратить его в центр духовной культуры и туризма России.

В составе рабочих групп свои предложения высказали не только ведущие специалисты той или иной отрасли, но и представители общественности, в частности, Владимирского городского общественного собрания, которое недавно отметило свое пятилетие, объединяющее 27 общественных организаций (из них 5 политических партий), активно работающих во Владимирском сообществе. Около пяти тысяч владимирцев причастны к его деятельности. Имея собственный печатный орган-газету "Владимир – мой город", собрание вовлекает жителей в обсуждение насущных проблем местного самоуправления, взаимодействия власти и общества.

Мнение общественности играет решающую роль при принятии того или иного решения.

Работа городского Совета народных депутатов "прозрачна" для избирателей. Каждый владимирец имеет возможность при желании присутствовать на заседаниях Совета и его профильных комитетов. Деятельность Совета освещается в средствах массовой информации, ежемесячно депутаты ведут личный прием избирателей в своих округах по месту жительства. Все пожелания, просьбы, предложения владимирцев обобщаются и реализуются в принимаемых Советом решениях.

Нынешний горсовет более адекватно реагируют на реалии нашего времени.

На первых же порах случалось, что субъективные настроения одерживали верх над здравым смыслом. По этой причине, например, 7 августа 1997 года не было принято решение о создании фонда поддержки предпринимателей. Возобладала точка зрения, что "нечего помогать спекулянтам". Через полгода, однако, такой фонд был создан, но решение приняли уже депутаты следующего созыва. Депутатский корпус осознал, что экономическую политику города во многом определяет сегодня малый бизнес. По решению Совета был создан городской Фонд поддержки малого предпринимательства, разработана долгосрочная программа поддержки малого и среднего бизнеса, начинающим предпринимателям снижалась арендная плата, в практику работы Совета вошли такие понятия, как социальный грант и муниципальный заказ.

В новом, возрожденном Совете я с 1995 года, и вот уже третий созыв избиратели девятого избирательного округа Ленинского района доверяют мне быть их представителем.

6 января 1997 года с уходом в Законодательное Собрание тогдашнего председателя Совета Е.Б.Лимонова меня избирают председателем Совета. Потом депутаты-коллеги еще дважды доверяли мне эту должность – в начале 1998 года и весной 2002-го. Моими заместителями были Вячеслав Титкин и Сергей Мартынов. Сейчас – Татьяна Шаркова и Владимир Киселев, который 30 марта т.г. был избран первым заместителем председателя Законодательного Собрания области. В настоящее время заместителем председателя Совета на общественных началах избран Андрей Шохин.

За эти годы в Совете сложился грамотный, высоко профессиональный коллектив сотрудников-работников аппарата. Многие наши специалисты, как и депутаты, закончили Владимирский филиал российской Академии государственной службы при Президенте РФ, с которой мы активно сотрудничаем. Слушатели академии проходят практику в профильных комитетах Совета, выполняют дипломные и курсовые работы по проблемам местного самоуправления, депутаты регулярно выступают перед ними с лекциями и докладами.

Совет народных депутатов, администрация Владимира поддерживают все инициативы, направленные на развитие творческой активности молодых владимирцев, содействуют вовлечению их в активную общественно-политическую деятельность. Уже сегодня мы задумываемся о том, кто придет на муниципальную службу в недалеком будущем. С этой целью проводится работа по выявлению наиболее одаренных представителей молодежи, ее лидеров. Принято решение об утверждении персональных городских стипендий для лучших во всех отношениях студентов, учащихся лицеев и колледжей, оказывается помощь юным талантливым представителям творчества.

Проведен конкурс под девизом "Молодежный лидер", победители которого рекомендованы для учебы в ВФ РАГС. В текущем году завершилось формирование молодежного парламента – нашего "младшего брата", его предназначение не копировать деятельность Совета, а быть идейным аккумулятором наиболее передовой части молодежи, активно влиять на молодежную политику, проводимую в городе.

За последние годы удалось заметно повысить культуру принятия решений. Выработалось четкое правило согласования всех спорных вопросов с подразделениями городской администрации до того, как эти вопросы выносятся в повестку дня заседаний Совета. От этого качество решений значительно улучшается. Депутаты научились также позитивно взаимодействовать с администрацией и Законодательным Собранием области. Во многих случаях мы, пусть не сразу, но доказываем свою точку зрения. Сегодня, к примеру, на каждого больного в области фонд обязательного медицинского страхования, используя, в частности, и бюджетные средства, расходует в среднем 750 рублей в год. А в предыдущие годы подход был неправильный. Расходы на одного проживающего в сельском районе были больше, чем в городе Владимире. Я понимаю, почему. Действительно, в сельской местности затраты большие. Но, с другой стороны, и у нас содержание клиник или специализированных медицинских подразделений требовало еще больших затрат.

После неоднократных наших обращений с избранием главой города Александра Рыбакова Законодательное Собрание приняло соответствующий закон о придании Владимиру статуса административного центра Владимирской области. И это не единственные случаи, когда мы доказывали свою правоту областным законодателям. В целом же наши отношения с ЗС и администрацией области можно охарактеризовать как партнерские.

Городской Совет поддерживает тесные дружеские связи со многими представительными органами власти в субъектах Российской Федерации. Опыт работы нашего Совета востребован, мне оказана высокая честь представлять наш депутатский корпус в Координационном совете Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований России, быть заместителем представителя РФ в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы. Это хорошая оценка нормотворческой деятельности городского Совета народных депутатов Владимира. Общение с коллегами на таком высоком уровне обогащает наши знания, позволяет по-иному, более самокритично подходить к оценке своей деятельности, с учетом накопленного в регионах страны опыта вносить коррективы в решение тех или иных проблем местного самоуправления.

2006 год особый, вступает в силу новое законодательство о местном самоуправлении, состоятся очередные выборы в горсовет. Об этом говорится и в законе Владимирской области от 30 марта т.г., принятом на первом заседании Законодательного Собрания области четвертого созыва. До этого срока необходимо привести в соответствие с новым законодательством всю нашу нормативную базу. Мы должны внести соответствующие изменения и в Устав города – нашу малую Конституцию, принять ряд очень важных для будущего местного самоуправления решений. Работа предстоит очень нелегкая и напряженная. Но нынешний состав горсовета, я думаю, способен с ней квалифицированно справиться.

Главное, чтобы от всей этой работы в конечном результате выиграли наши избиратели, жители города Владимира, которые заслуживают значительно лучшей жизни. Как отмечалось в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина: "Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – и зрелая демократия, и развитое гражданское общество. Это – укрепление позиций России в мире. А главное – значимый рост благосостояния граждан".

Достижение этой цели в полной мере зависит от действий каждого из нас, от всех живущих сегодня в России.

Во имя блага жителей областного центра и будет трудиться городской Совет народных депутатов.

Председатель Владимирского городского Совета народных депутатов Маргарита Малахова.

г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике