победа-60

Не посрамим чести солдат Великой Отечественной

"Призыв" публикует выдержки из работ учеников, участников городского конкурса "Победа-60"

Мой прадедушка готовил восстание в Бухенвальде

Из работы "Восставший из пепла" ученицы 9 "В" класса гимназии N 35 Марии Арсеньевой. Мария рассказывает о своем прадедушке, участнике восстания в Бухенвальде, Николае Ивановиче Арсеньеве.

Бухенвальд предназначался для "опасных преступников", не имеющих надежды на "перевоспитание". Я вдумываюсь в слова "преступники, не имеющие надежды на перевоспитание". Обыкновенные дети, женщины, старики, имеющие "неарийское происхождение", – это они преступники, которых, как скотину, надо было содержать в грязных бараках, а затем уничтожать? Нет! Это фашисты – преступники, которые уже действительно не могли исправиться!

Подпольная организация Бухенвальда, в которую входил мой прадед, была подготовлена к восстанию в марте 1945 года. 5 апреля заключенные впервые не вышли на аппельплац. 11 апреля на дороге, ведущей в Геттельштадт, появились 2 американских танка. Над лагерем пронзительно завыла сирена, означавшая высшую степень тревоги. Подпольщики восприняли ее как сигнал к действию и приняли решение о вооруженном выступлении.

"Красный" сектор получил задание штурмовать главные ворота, эсэсовские казармы, склады оружия, гаражи. "Голубой" сектор занял рубеж на левом фланге. Перед ним была задача отключить телефонную связь, ток высокого напряжения в проволочном заграждении, овладеть объектами, находящимися в направлении Веймарских ворот. Люди бросились на проволоку, прорвали ее и вырвались за пределы без потерь. Захватили пулемет. Затем захватили немецкий склад с оружием, оружейные мастерские и несколько казарм. Охрана не выдержала, начала разбегаться.

Позже Николаю Ивановичу была выдана справка, где говорилось, что он командовал отделением в условиях подполья в лагере. И он был восстановлен в своем воинском звании. Многие документы, рассказывающие о Николае Ивановиче, были переданы в краеведческий музей г.Гусь-Хрустального. К сожалению, в настоящее время их судьба неизвестна. А в местной газете "Ленинское знамя" в 1963 году была опубликована заметка "Герой Бухенвальда", рассказывающая о моем прадедушке.

Война – опасная работа

Из реферата "Семейный альбом" ученика 8 "Б" класса лицея N 17 Алексея Корнейчика:

Воспоминаний о войне мой прадед, Евгений Григорьевич Тихомиров, не любил. В годы войны он был танкистом. Рассказывал очень мало, как о тяжелой работе. Говорил, что для него война прошла в очень больших перегрузках. С утра до вечера в движении – то смотришь, как бы в яму или глубокую воронку не попасть, то стараешься, как бы удачней проскочить окоп и в болото не попасть.

Если попросишь рассказать чего-нибудь, вспомнить, обычно ответит:

– Нет, ничего не помню, давно было дело.

Хотя один раз рассказал о своем ранении.

– Как-то говорит мне командир: "Заводи, Тихомиров, машину, поедем на КП". Я обрадовался, влетел в люк, завел, развернул свою "семидесятку" – и с ходу в тыл. Танк летит, как на крыльях, душа поет. Приехали. Только командир ушел – налетели "юнкерсы" и началась бомбежка! В этой суматохе я нырнул под брюхо машины. А над головой рев самолетов, свист и разрывы бомб, пулеметные и пушечные очереди. Ад кромешный да и только. Чувствую, что-то левая нога горячая стала.

После окончания бомбежки вскочил на сиденье и погнал танк к фронту. А нога болит все сильнее и плохо слушается. Приехали на место, смотрю – все галифе в крови. Рану мне обработали и перевязали. Так и остался осколок по сей день. После войны хотел вырезать, а хирург говорит:

– Он тебе мешает?

– Нет, – говорю.

– Ну и пусть себе сидит.

Так осколок, как грустная память о войне, у меня в ноге и остался.

В первом классе

Стихотворение Насти Бодягиной, ученицы 4 класса средней школы N25.

На уроке в первом классе

Тихо шепчут малыши:

– Год Победы помнишь, Вася?

– Сорок пятый! Запиши!

Сорок первый – сорок пятый,

Учит наша детвора.

А для бывшего солдата

Это было как вчера.

Спасибо ветеранам!

Из сочинения "60 лет нашей славной Победе" ученика 11 "В" класса средней школы N 24 Александра Попова:

…Все дальше и дальше уходят от нас военные годы. Великая Отечественная война, став ошеломляющей трагедией для всего народа, практически не обошла ни одного дома, ни одной семьи. Я беру в руки старые фотографии и вглядываюсь в мужественное лицо своего прадеда Николая Анисимовича Попова, который тоже был участником этих событий.

Особый интерес у меня вызвали личные воспоминания прадеда, записанные с его слов. Я часто перечитываю их, раздумываю, мысленно становлюсь участником боев, наступлений. Мне кажется, что они знакомят с теми далекими событиями ярче и интереснее любого учебника истории. С какой болью он рассказывает о гибели командира орудия Казанца во время боя за село Варваровка 11 марта 1944 года:

"До войны он работал учителем физики в этом селе. Когда мы были близко от школы, он указал нам на нее рукой. Гвардии сержант Казанец был смертельно ранен немецкой пулей. Он погиб почти у порога своей родной школы, где работал 10 лет. Все мы, солдаты и офицеры, плакали о потери своего командира орудия. А как освободили Варваровку, похоронили его в школьном саду".

Бывали на войне и курьезы. Прадед вспоминает о случае из наступательных действий 3-го Украинского фронта в Одесской области.

"Был апрель. От партизан мы узнали, что немцы готовятся встретить Пасху. Наступила Пасхальная ночь. Мы пошли в наступление. Его внезапность ошеломила немцев. Приготовленный ими пасхальный стол не удался. Не успели они сесть праздновать – пришлось им бежать. А все пасхальные подарки, присланные из Берлина, достались нам".

А так он говорил о Победе: "Много было у нас радости после четырех лет войны. Мы все обнимали друг друга, поздравляли, плакали от радости и кричали: "Победа! Победа! Война кончилась!" Первую ночь мы могли спать спокойно. Это было счастьем для каждого солдата Великой Отечественной войны".

Все мы хорошо знаем, что родная земля может все: может накормить своим хлебом, напоить водой из своих родников. И только защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества – священный долг каждого. Именно этот долг и желание связать свою жизнь со службой в Вооруженных Силах и привели меня в военный класс, сделали активным участником кадетского движения в нашем городе. И всегда и во всем я стараюсь быть похожим на моего прадеда, на тех, кто ценой своей жизни защищал свое Отечество. Хочется сказать им "Спасибо", преклонить перед ними колени, заверить, что не посрамим их чести.

Память

Стихотворение Киры Сидоровой, ученицы 9 класса средней школы N 32.

Я не знала войны,

Не держала в руках автомат,

Я не мерзла в окопах,

Не дрожала от взрывов гранат,

Партизанских костров

Не глотала я дым

И друзей не теряла одного за другим,

Темной ночью

По минному полю не шла,

И от милого с фронта письма не ждала.

Что я знаю о той, о жестокой войне?

Фотографии в ряд на музейной
стене,
Пыль архивов на полке
с печатью времен,
Да идущий в бессмертье
разведбатальон.
Я не знала войны.
Почему же тогда
Птицей раненой бьется душа,
как струна?
Почему же тогда сердце болью
щемит,
Лишь представлю,
Как прадед мой в танке горит.
Нет. Война для меня – это боль,
это страх,
Это ужас, застывший
у детства в глазах,
Это Родины слезы, твоей
и моей,
Над могилами павших ее
сыновей.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике