к 60-летию победы

60 лет назад наш земляк Василий Меркулов таранил фашистский корабль. И только 7 лет назад его подвиг был оценен званием Героя России

к 60-летию победы

Огненный пилот

60 лет назад наш земляк Василий Меркулов таранил фашистский корабль. И только 7 лет назад его подвиг был оценен званием Героя России

Коротка, но необычайно емка биография нашего земляка, Героя России Василия Александровича Меркулова.

Родился он в 1912 году в селе Добрынском Владимирского уезда (ныне – Суздальского района) Владимирской губернии в крестьянской семье. В семье их было восемь: отец, мать, сыновья Алексей и Василий и дочери Анна, Мария, Клавдия, Нина. Жили бедно. В 1924 году Василий окончил школу и работал в сельском хозяйстве, а через 3 года, после смерти отца, 15-летним пареньком уехал в Москву. Работал котельщиком, печником на железной дороге, учился на рабфаке Московского автодорожного института. Но в 1934 г. был объявлен Сталинский набор в авиацию, и Василий поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, которое закончил в 1937 году. Служить довелось на Северном флоте: летчиком, командиром звена, зам. командира эскадрильи.

В декабре 1942 года Меркулова перевели в ВВС Балтийского флота командиром эскадрильи 1 Гвардейского минно-торпедного авиационного полка.

Каким он был, летчик-ас Меркулов? Вот как рассказывает о нем генерал-майор авиации А. Пресняков: "Вася Меркулов – плечистый богатырь с простодушным русским лицом. Скромный, уравновешенный, он в самых критических случаях не терял присутствия духа. А когда приходилось особенно туго, успевал не только решать и командовать, но тихонько мурлыкать любимую песенку:

"…Спит деревушка,
Где-то старушка
Ждет, не дождется сынка".

Первая эскадрилья должна была топить вражеские корабли и транспорты с войсками и техникой и танкеры с горючим. Фашистские суда шли под охраной сильных конвоев, в которые входило от 4 до 18 боевых кораблей. Каждый имел 12-14 зенитных орудий и установок.

Подобраться к ним без потерь было нелегко, но наши летчики-торпедоносцы разработали эффективную тактику. Наши самолеты летали на задания парами: топмачтовик и торпедоносец (или четверками – две пары). Самолет-топмачтовик подавлял огонь корабельной зенитной артиллерии и наносил удар бомбами. После этого по этому же кораблю наносил удар торпедоносец, сбрасывая торпеду.

Экипажи делали по 1-2 вылета в сутки продолжительностью от 2 до 4 часов каждый. Потери летного состава были очень большими. Летчики гибли на первом, третьем, пятом боевых вылетах. А те экипажи, у которых было больше десятка вылетов, считались уже крайне опытными. Не случайно пилотов-топмачтовиков и торпедоносцев в других родах авиации называли "смертниками".

19 марта 1945 года по данным нашей разведки в районе Померанской бухты (в устье Одера) был обнаружен важный конвой, идущий на Восток, к окруженной немецкой группировке в Курляндский котел. Четверка самолетов, вылетевшая на поиск, конвоя не обнаружила – сложны были метеоусловия: низкая облачность, туман, мокрый снег, густая дымка.

Гвардии майора Меркулова вызвали на командный пункт полка. Василий Александрович получил приказ подобрать экипажи, способные летать в сложных погодных условиях, произвести поиск и нанести удар по противнику. В 14 часов 42 минуты группа в составе 4 самолетов взлетела с аэродрома Грапштайн юго-западнее Мемеля (ныне – литовский город Клайпеда) и взяла курс в море.

В строю были: командир группы ведущий торпедоносец гвардии майор Меркулов, замкомандира группы, второй торпедоносец гвардии младший лейтенант Подъячев, топмачтовик Меркулова гвардии младший лейтенант Масальцев и топмачтовик Подъячева Головчанский. Группа наших самолетов полетела без сопровождения истребителей, так как в такую погоду истребители лететь не могли. Целый час четверка искала вражеский конвой, удалившись от базы на 400 км. Горючего оставалось на полчаса поисков. Вдруг по радио прозвучал голос Подъячева: "По курсу слева вижу корабли", а затем голос ведущего: "Слева конвой, сомкнуться!"

Самолеты пошли на цель плотным строем. Конвой шел на минимальной скорости и тоже начал занимать боевой порядок. По официальным данным, он состоял из 5 транспортов и 7 кораблей охранения. Однако Головчанский в своих воспоминаниях приводит другие данные: "Конвой был большим: 8 транспортов охранялись 8 сторожевыми кораблями и 3 сторожевыми катерами. Лидировал эскадренный миноносец. Бой предстоял ожесточенный".

Командир группы Меркулов решил обойти конвой слева, сзади и атаковать его со стороны уже освобожденного нашей армией побережья Померании. Подходя к точке боевого развертывания, командир распределил цели и передал приказ по радио: "Головчанскому – бомбами, Подъячеву – торпедой нанести удар по головному транспорту, Масальцеву уничтожить СКР, я атакую второй транспорт".

Эсминец развернулся навстречу атакующим самолетам и открыл огонь из крупнокалибер-ной артиллерии. Вскоре включилась в отражение атаки наших самолетов и вся артиллерия кон-воя. Над кораблем, казалось, был раскален даже воздух, настолько огонь зениток был плотным. Каждый летчик стремился выполнить поставленную задачу.

И вдруг по радио прозвучал голос Подъячева: "Командир горит!" Предвидя неминуемую гибель, понимая, что атакованный им транспорт останется не потопленным, Меркулов повернул свой горящий самолет на вражеское судно. Таран корабля самолетом – довольно редкий случай в истории советской авиации – произошел на траверзе г.Нойкурен (ныне г.Пионерский Калининград-ской обл.).

Раздался сильный взрыв, разорвавший корабль на куски. Когда дым рассеялся, стало видно, как фашистская посудина идет ко дну, унося с собой и самолет с героическим советским экипажем.

Вместе с Меркуловым погибли и его боевые друзья: штурман, Герой Советского Союза гвардии майор А.И.Рензаев, начальник связи, гвардии старшина А.П. Грибовский, воздушный стрелок гвардии младший сержант В.С.Растяпин.

В результате удара группы Меркулова были потоплены сторожевой корабль и два транспорта противника. Один из них – довольно крупный, водоизмещением 12 тысяч тонн. Таким транс-портом враг мог перебросить около 200 танков, или 2200 солдат и офицеров.

Всего за время Великой Отечественной Меркулов совершил около 400 боевых вылетов, нанося бомбовые удары по кораблям, военным базам и складам противника, производил разведку, уничтожение минных полей и др.

Им были потоплены вражеские корабли общим водоизмещением в 43 тысячи тонн. За проявленные в боях мужество и отвагу Василий Александрович Меркулов награжден тремя орденами Красного Знамени, медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Ленинграда".

А в 1976 году его брат, Алексей Александрович, обратился в Главное управление кадров Минобороны СССР о присвоении Василию Александровичу звания Героя Советского Союза и увековечении его памяти.

Однако в то время в официальном ответе говорилось: "рассмотреть этот вопрос положительно в настоящее время возможности не имеется".

Только 23 февраля 1998 года была поставлена последняя точка в истории многолетней борьбы за достойное признание подвига летчиков-балтийцев. Ука-зом Президента РФ Меркулову В.А. и его товарищам посмертно было присвоено звание Героев России.

Имя Василия Меркулова решением Калининградского обл-исполкома присвоено одной из улиц в городе Пионерском. 25 сентября 1977 года на празднике улицы имени Меркулова там открылась мемориальная доска, посвященная ему. Почетными гостями Пионерского были его сестра Силина Нина Александровна и его фронтовой товарищ, генерал-майор в отставке Н.Силин.

В селе Добрынском, на родине Василия Меркулова, 9 Мая 1965 года был открыт памятник односельчанам – участникам войны. Но имя Василия Меркулова в списке появилось только в 1985 году. В значительной степени – благодаря активной поисковой работе, которую проводили следопыты школы N15 Владимира. Они переписывались с родными, однополчанами Василия Александровича, собирали о нем документы, которые разместили в школьном музее "Подвиг". Один из стендов музея так и называется – "Огненные пилоты".

Юные краеведы разыскали и материалы о 13 уроженцах Владимирской области – летчиках, повторивших подвиг Николая Гастелло.

Но в 90-е годы школьный музей был ликвидирован. Чудом уцелевшие документы и фотографии о Меркулове заняли достойное место в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Ольга СУСЛИНА, Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике