мастерская

Ковровский художник пишет икону для Путина

25 января в Москве в Международном центре имени Николая Рериха состоялось открытие выставки уникального ковровского художника Юрия Кузнецова. Технику иконописи, в которой работает Юрий Эросович, он придумал и разработал сам.

До самой Антарктиды

В залах центра-музея им. Рериха сейчас 10 икон размером более метра и 48 маленьких иконочек, выполненных этим художником. Большая часть экспонатов была заимствована из коллекций собирателей, которые когда-то приобрели эти работы у Юрия Кузнецова. Выставку открывала Людмила Шапошникова, академик РАЕН, генеральный директор центра-музея.

Знакомство Людмилы Васильевны с художником началось с тех пор, как она приехала в гости к Юрию Эросовичу. Посмотрев его работы, она сказала, что “это” должны увидеть как можно больше людей. Вот и увидели… Людмила Васильевна, открывая выставку, назвала работы Юрия Эросовича иконами будущего. “Он сам пока до конца не понимает всей значимости своей работы. Эти иконы похожи на древние письмена, истинный смысл которых еще не понятен человечеству”, – сказала она.

На торжественном открытии присутствовал и известный полярный исследователь Константин Зайцев. Он зачитал от своего друга, тоже полярника, заместителя председателя Госдумы Артура Чилингарова. Артур Николаевич благодарил художника за икону “Николая-чудотворца”, с которой он путешествовал в Антарктиду.

Заказов – на 300 лет вперед

В музеях, подходя ближе к работам Кузнецова, люди начинают креститься – таково непроизвольное желание. От иконы как будто исходит невероятной силы свечение.

Своему ремеслу Юрий Кузнецов нигде не учился. Сразу после школы он пришел на ковровсий завод имени Дегтярева, проработал там 25 лет художником-оформителем в бюро эстетики. Иконопись появилась в его жизни около 10 лет назад и останется в ней навсегда.

Его работы обладают колоссальной энергетикой, которая не может объясняться только человеческим вмешательством. Как говорит он сам, “это пишу не я, это пишут моею рукой”. Работы Юрия Кузнецова расходятся по всему миру, причем сам он не ведает, как это происходит. “Я только сижу дома и пишу”, – говорит он. При этом из тысячи написанных им работ дома остаются единицы. Иконы оказываются у известных артистов, музыкантов, политиков, многие из которых приезжают к художнику лично. Называть конкретные имена Юрий Эросович не любит – скромничает. Только недавно икона в его исполнении была подарена губернатору Московской области Борису Громову. Уже написана работа по заказу для Владимира Путина.

– Мне интересно не то, что я знаю тех людей, которые ко мне приезжают, а что они меня знают. Вот в этом для меня смысл! Значит, я и моя работа могут кому-то приносить пользу. А заказов у меня уже лет на 300 вперед, – улыбается Юрий Эросович.

Поток людей приезжает посмотреть, как работает этот человек. Ежемесячно в его маленькой ковровской квартире бывает около 200 человек.

Отец “Ковровской школы”

Юрий Эросович работает в уникальной технике бисерного, или по-другому точечного исполнения темперными красками. Для этого письма не существует официального названия – способ иконописи слишком молодой. Ковровский мастер создал его около 10 лет назад и сам склонен называть это “Ковровской школой иконописи”.

– В любом случае главное – не техника, главное – душа. Не имеет значения, как это назвать, главное, как это сделать,- задумчиво говорит он.

При этом значимость придуманного способа иконописи ни в коем случае не отрицает. Художник говорит, что она дает возможность передать непередаваемое, донести то, что практически донести нельзя.

– Никакая другая техника не поможет мне сделать такие работы. Сочетание нескольких цветовых точек в глазу дает уникальный результат. Такая цветовая гамма по-разному отражается в глазах каждого зрителя. Каждый человек видит в иконе столько, сколько ему позволяет вера. Помните слова: “По вере вашей да будет вам”. Кроме того, сочетание цветов на иконе играет всегда по-разному – сегодня вы увидите один цвет, завтра – другой. Получается, что изображение на картине живет своей собственной жизнью.Точечная техника напоминает матричное изображение.

В работах Кузнецова можно различить более 120 оттенков каждого цвета и найти, казалось бы, несочетаемое. Однако гармония при этом остается нерушимой.

– Когда берешь в руки кисть, мозг как будто отключается – работают только руки, – рассказывает художник. – Поэтому когда я рассуждаю о своей работе, то говорю не “я могу писать иконы”, а “они напишутся”.

Каждую работу художник пишет по индивидуальному заказу. Кто именно будет на ней изображен, чаще всего решает он сам. Обилие заказов и желание работать дают Юрию Эросовичу жизненную энергию. Спит этот человек, как правило, по 4-5 часов в сутки. Все остальное время занимают работа и, конечно, общение с людьми. Многие, с кем Юрия Кузнецова сталкивала судьба, просили его научить своей технике. И он не отказывал. Но у людей не получалось.

– Духа нет… А это главное. Со временем я убедился, что научиться этому нельзя. Это либо есть, либо нет.

Поэтому учеников у ковровского мастера почти нет. Пока только помощницей можно назвать дочь Юрия Эросовича Марину. В иконописи она делает первые шаги, тщательно наблюдая и изучая работу отца.

С ней и умирать не страшно

…Как-то к Юрию Эросовичу привели десятилетнюю девочку со смертельным недугом. Специально для нее Юрий Кузнецов написал икону “Вознесение”. Работа источала свет, поразивший ребенка. Через некоторое время мастеру пришла весть от родителей умершей девочки. Они донесли до него предсмертные слова своей дочери. “С этой иконой мне умирать не страшно”, – сказала она.

Евгения ЦВЕТКОВА.

г. Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике