Автогражданке – год

Главный итог года - закон работает, он дал российским автовладельцам реальную возможность получить возмещение не путем многомесячного гражданского судопроизводства, а предъявив требования к страховой компании.

Закон направлен на защиту потерпевших – не только автовладельцев, но и пассажиров и пешеходов. Если водитель виновен в аварии, то застраховавшая его компания обязательно выплачивает денежную компенсацию ущерба пострадавшей стороне: ремонт имущества и ущерб здоровью пострадавших.
По данным Ассоциации страховщиков России, в стране ежегодно на дорогах гибнет около 30 тысяч человек. Примерно 200 тысяч получают травмы и увечья. Сумма имущественного ущерба от ДТП составляет более 6 миллиардов рублей.
Раньше, до ОСАГО, по искам о возмещении вреда взыскивалось только до 40 процентов присужденных сумм. Потерпевшие ежегодно недополучали более 4,5 миллиарда рублей.
Система ОСАГО – наиболее эффективный с экономической и социальной точки зрения способ защиты пострадавших в ДТП и их имущества.
Только за 9 месяцев действия закона было продано почти 20 миллионов полисов автогражданки на 40 миллиардов рублей. И всего около 4 миллиардов пошли на выплаты по страховым случаям – чуть меньше 10%. А остальные 35 миллиардов? Осели в страховых компаниях. О том, что тарифы завышены и выгодны только страховщикам, говорят буквально все водители.
Тарифы едины и для пенсионеров, и для инвалидов. Закон об автогражданке скидок для льготников не предусматривает. Помимо базовой ставки, 1980 рублей для легкового автомобиля – начисляются ещё и коэффициенты, которые зависят от вида транспортного средства, региона, мощности двигателя.
75-80% водителей покорно отнесли денежку страховщикам – дешевле купить полис, чем платить штраф в 3-6 МРОТ. Уже полгода запрещена эксплуатация автомобиля без полиса ОСАГО.
Часть опрошенных нами автолюбителей по разным причинам еще не застраховались. Но есть и такие, которые настроены и дальше бойкотировать “автогражданку”. Они аргументируют свое нежелание выполнять закон тем, что тарифы ОСАГО слишком высоки. Наиболее продвинутые утверждают, что навязывание им этой услуги – грубое нарушение закона о защите прав потребителей.
Кстати, и в “цивилизованных” странах, к которым мы присоединились, часть водителей принципиально не покупает полисов.
А вот страховщики утверждают, что работают чуть ли не себе в убыток. Мы уже говорили, что страховые компании взяли себе 9/10 прибыли. Так-то оно так, но прибыль их тает с каждым днем.
Здесь нужно учитывать особенности страхового бизнеса. Фирма получает все деньги с клиентов сразу, а пострадавшим платит по мере того, как они бьются и получают травмы. Сейчас поступления снизились, а по заключенным договорам все равно приходится платить.
Владимирские страховщики не хотят разглашать свои коммерческие тайны. А центральная пресса приводит любопытные сведения: доля денег, которую страховые компании выплачивают потерпевшим, уже подошла к 70-80% от собранных. Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев заявил, что к концу года возвращать придется 90%. Того, что останется, не хватит компаниям даже на орграсходы. Некоторые страховщики подходят к вопросу продаж полисов ОСАГО осторожно, имея пример Восточной Европы, где введение обязательного страхования привело к банкротству ряда крупных страховых компаний.
Объективно делать выводы можно будет только через 2-3 года, когда рынок устоится. Осенью Госдума планирует внести в закон множество поправок.
А как же третья сторона, которой автогражданка только добавила головной боли, – ГИБДД? Если раньше автолюбители договаривались о возмещении мелкого ущерба на месте и разъезжались, то теперь из-за каждой царапины они встают посреди дороги и вызывают гаишников – ведь именно они должны документировать ДТП. В день ГИБДД приходится совершать около десяти выездов “на железки” – так сотрудники ГИБДД называют ДТП без жертв.

Подготовил Олег ЖАРОВ.
г.Владимир.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике