Троллейбус – это дом на колесах

Так считает кондуктор восьмого маршрута Владимирского троллейбусного управления Галина Пискунова

испытано на себе

Троллейбус – это дом на колесах

Так считает кондуктор восьмого маршрута Владимирского троллейбусного управления Галина Пискунова

Галина Ивановна 20 лет работает на этом транспорте по 12 часов в сутки и в салоне машины проводит больше времени, чем дома. Вообще-то она – водитель, но сегодня у нее выходной. Она решила подработать кондуктором (их хронически не хватает), а заодно и показать мне на практике тонкости ремесла.

Наш корреспондент провел вместе с ней полсмены, чтобы на своей шкуре испытать, каков он, хлеб водителей и кондукторов самого распространенного общественного транспорта.

Инструктаж

Вроде бы все просто – встал в салоне и кричи: "Оплачиваем проезд, граждане! Предъявляем проездные документы! Кто тут у нас еще не обилечен?" На самом деле каждый кондуктор должен наизусть знать более 60 категорий льготников. Лично мне во время стажировки пришлось познакомиться с тридцатью. Но, по правде сказать, кроме пенсионеров, которые должны предъявлять свои удостоверения, ни одной уже не помню.

Хороший кондуктор должен мгновенно определять подделку всех документов, удостоверяющих право на льготу. Если изучать каждое удостоверение дольше, то половина пассажиров доедет до своей остановки так и не заплатив. А с развитием множительной и печатной техники во Владимире с подделками разъезжает не так уж мало предприимчивых граждан.

Меня познакомили с правилами, провели инструктаж и выдали кондукторскую сумку. На прощание сказали:

– Завтра в 6 утра приходи в депо N1. А сейчас домой – спать!

Утро

6 утра. Как штык, я в депо. Там меня поджидает Галина Ивановна Пискунова.

– Ты камикадзе из газеты? Пойдем к врачу, – командным голосом говорит она. – На медосмотр.

Осмотр был кратким: не пьян, не с похмелья – и вперед.

– Нашего доктора не проведешь, – делится опытом Галина Ивановна. – Он сразу определит, гулял ты накануне или нет.

Водитель Андрей Антропов уже подготовил машину к выезду. Через минуту мы уже едем к остановке "Рябинка". Там отметились, получили положенные 600 билетов и в 6.40 встали на маршрут.

– Что в нашей работе главное? – рассуждает Галина Ивановна. – Ходить по троллейбусу. Иначе не выполнишь план. Пассажиры сами к сидящему сиднем на своем месте кондуктору не повалят.

Еще будь готов к тому, что многие будут давать тебе за проезд крупные деньги: сотни, пятисотки. Пассажиры знают, что утром с крупных купюр трудно сдать сдачу. У меня случай недавно был. Подхожу я к женщине, спрашиваю: "Что у вас за проезд?". Она мне 500 рублей протягивает. Я ей нагребла, сколько могла, но не хватает. Иду к водителю. Он мелочи еще подкинул. Довольная, иду к женщине с билетиком и сдачей. А она как на эту мелочь глянула, как заорет на весь троллейбус: "Крохоборы!". Так что будь готов и к оскорблениям. Держи на первое время 20 рублей – для сдачи.

Первые пассажиры

Как и предупреждала Галина Ивановна, люди пользовались этим приемом, но надо отдать им должное, не часто. Лично мне только два человека сотни предлагали.

Большинство людей, которые в качестве транспорта выбирают троллейбусы, – всевозможные льготники. Их около 80 процентов от общего числа пассажиров.

– Своих мы уже в лицо знаем, – говорит Галина Ивановна, – каждый день, в одно и то же время стоят на остановке – троллейбуса ждут. Причем иногда дело до смешного доходит. Не секрет, что троллейбусы ломаются. За время нашего простоя не одна маршрутка или автобус проедут, а люди все ждут и ждут. И куда только всем надо в 7 утра?

Галина Ивановна как в воду глядела. Не успели мы проехать и рейса, как встали. Не по своей вине. Троллейбус перед нами оборвал провода. 25 минут стоим. Но ни одна бабуля из нашей машины так и не вышла.

Мы выбились из графика. Следовательно, дальше шли практически друг за другом с другим троллейбусом. Это плохо – троллейбусы едут полупустыми (как сочли бы пессимисты) или наполовину полными (вариант для оптимистов). Галина Ивановна выбрала второй вариант:

– Без оптимизма и улыбки на нашей работе делать нечего. Если принимать все близко к сердцу, то никакого сердца не хватит. Смех – лучшее лекарство. Банально, но факт.

А как без юмора реагировать на свою зарплату в конце месяца? Еле-еле 5 тысяч набирается. Это при том, что у нас 12-часовой рабочий день. Да еще какой день! Оскорблений столько наслушаешься, что кажется, будто хуже тебя на всей земле больше никого нет.

Многие пассажиры считают, что я у них деньги кровные отбираю и себе в карман кладу. Да будет им известно, что у нас учет, как в банке. Каждый проданный билет учитывается. Не было в моей практике человека, который бы отказался от билета, а по-другому деньги не своруешь.

Проблемы

Через три часа беготни по салону мои ноги ходить больше не хотели. Спасибо Галине Ивановне, которая поняла мои трудности и выручила. И это не единственная проблема. В конце концов, опыт и тренировка – дело наживное. А вот что серьезнее – у троллейбуса определенный график работы, прерывать который нельзя. Из этого следует, что технического перерыва не предусмотрено в принципе. То есть и водитель, и кондуктор с 6 утра до полудня в троллейбусе должны находиться безвылазно. Не имея возможности даже сходить в туалет.

Андрей и Галина Ивановна сказали, что они привычные, а меня, если уж совсем невтерпеж, они могут оставить на конечной остановке, а следующим рейсом забрать. Я отказался, решив получить полный кайф от работы кондуктора.

Обед

Это то, чего ждут с нетерпением. Уже за рейс до обеда мы все были в предвкушении. Андрей готовил микрофон, чтобы громко, с чувством, сказать короткую, но долгожданную фразу: "Троллейбус следует до "Рябинки". Это означало, что рейс последний и пора на обед.

Мы припарковались. Андрей убежал перекусить домой, а мы с Галиной Ивановной отправились в столовую. Отобедать, чем Бог послал. Сегодня Бог нам послал суп, тушеную капусту или гороховую кашу с котлетами, кисель и ватрушки. В общем, было все достаточно съедобно, если учесть, что с утра маковой росинки во рту не было. За едой я спросил у Галины Ивановны:

– Почему так долго здесь работаете? Неужели нравится?

– Не знаю, – подумав, ответила она. – Раньше нравилось. Частников не было – денег больше зарабатывали. И хамства людского столько не было. А сейчас оно везде. Это я тебе как водитель и кондуктор говорю. Ну, это все еще можно объяснить. Одни ездить не умеют, а других разговаривать не научили. Но как объяснить, почему водитель получает меньше, чем кондуктор, хотя ответственности на водителе больше. Кондуктор хочет – подходит к пассажирам, не хочет – сидит на месте. А водитель с утра до вечера должен быть внимательным, постоянно готовым к нестандартным ситуациям. Вот этот вопрос для меня без ответа.

Обед закончился, как и моя смена. Я проводил Галину Ивановну до троллейбуса, а по дороге мысленно пообещал себе – отныне буду всегда платить за проезд.

Подготовил
Макс ЕФРЕМОВ.

Фото автора.

г. Владимир.

КСТАТИ

Во Владимирском троллейбусном управлении работает 350 водителей и примерно столько же кондукторов. Всего каждый день на 12 городских маршрутов выходят 110 машин.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике