16+

Шел троллейбус, усталый как пахарь, и мечтал о родимом депо

Шел троллейбус, усталый как пахарь, и мечтал о родимом депо

Самому доступному городскому транспорту исполнилось 70 лет

15 ноября 1933 года в СССР появился первый троллейбус. Москвичи поначалу смотрели на него, как на диковинку, а потом привыкли. Впоследствии троллейбус стал самым доступным и любимым транспортом горожан на долгие годы.

Судьба "рогатого"

Во Владимире троллейбусное движение открылось в ноябре 1952 года. Пять троллейбусов 1-го маршрута ходили от Буревестника до Химзавода. За год ими пользовалось 656 тысяч человек.

Сейчас троллейбусы всех владимирских маршрутов перевозят 170 миллионов пассажиров в год. Объем пассажирских перевозок по всей стране с каждым годом падает, потому что платежеспособное и мобильное население выбирает автобусы, маршрутки, а то и собственные машины.

Водители владимирских троллейбусов вздыхают:

– Мы возим в основном льготников: пенсионеров да "промакашек" (студентов и школьников). А зарплата не ахти какая. Тем более не каждый выдерживает смену. Тяжело вставать в 4 утра и ложиться в 12 ночи.

В двух депо города Владимира трудятся 1237 человек. Средняя зарплата у водителя – 5 тысяч рублей, а у кондуктора – 3,5 тысячи рублей. В этом месяце город обслуживают 113 троллейбусов. Не хватает водителей, многие отсеиваются еще на курсах, другие уходят за "большими" деньгами.

Когда троллейбусы только появились в городе, от желающих связать свою судьбу с "рогатым транспортом" не было отбоя. Первых 20 водителей и 10 слесарей отобрали из 120 претендентов. Брали только молодых, прошедших армию, здоровых и хорошо зарекомендовавших себя. Среди счастливчиков было 2 девушки. Все поехали учиться в Горький на курсы.

Пассажиры лезли на крышу

Первая обкатка троллейбуса 51 год назад прошла не совсем удачно. Ночью шел дождь, утром на проводах висели сосульки. Водители думали, что их сейчас посшибают. Еле доехали троллейбусы от "Буревестника" до стадиона "Торпедо", под горку спустились и вызвали 2 аварийные машины со старенькими вышками.

Пришлось водителям карабкаться на вышки и палками сбивать сосульки по всему маршруту. Потом троллейбусы сделали почетный круг. А дня два просто так возили детишек – владимирцы привыкали к новшеству.

Новшество оценили быстро, ведь автобусы ходили редко. Люди, заходя в салон троллейбуса, обязательно говорили: "Здравствуйте, водитель. Здравствуйте, кондуктор!".

В час пик отчаянные не хотели ждать и залезали на лестницу и даже на крышу троллейбуса. У водителя была только одна мысль – довезти до места назначения людей без жертв. Бабушки долгое время отказывались ездить в троллейбусе, предпочитая городских извозчиков. До 1959 года на карете народ разъезжал в роддом, спешил на поезд.

Бывшая водитель троллейбуса Нина Федотова вспоминает:

– Однажды еду я с Ямской улицы, а там идут бабушки, все в черном. Я притормаживаю троллейбус и кричу, мол, садитесь, довезу бесплатно! А они мне отвечают: "Бог с тобой, дитятко, мы ж из церкви идем".

Елена НИКОЛАЕВА.

Фото Евгении БЕЛЯКОВОЙ
и из архива редакции.

г.Владимир.

Только цифры

Вторая жизнь польского автобуса

Срок службы троллейбуса обычно – 10-15 лет, но ездят они лет по 20 и больше.

За 1961-1974 годы было приобретено 107 новых троллейбусов, списано 54.

В 1971-1980 годы приобретено 159, списано 136 машин.

В 1981-1990 годы приобретено 139, списано 119 троллейбусов.

В 1991-2000 годы приобретено 82, списано 82 троллейбуса.

После 2000 года новых троллейбусов в депо не поступало. Хотя во Владимире была налажена сборка новых троллейбусов на базе кузовов польских автобусов "Ельч-12M". За 1997 и 1998 годы на линию было запущено 9 машин.

дистанция

100 километров за смену

Километраж троллейбуса маршрута N 2 от магазина "1001 мелочь" до Содышки и обратно – 16 километров. За смену троллейбус выполняет 7-8 рейсов, это всего около 100 километров.

Кстати, раньше водителей лишали премии за то, что троллейбус опаздывал. Если он приходил на конечную на три минуты позже графика, водителю круг не зачитывался.

Цена
вопроса

Были времена, когда билет в троллейбусе стоил 15, 20, 40, 60 копеек в зависимости от количества остановок. Нетарифные остановки, например, от Золотых ворот до "Блинчиков" – стоили 10 копеек. А от "Буревестника" до Содышки народ выкладывал 1,5 рубля.

После выступления Никиты Хрущева на одном из съездов партии за билет народ стал платить 4 копейки. И троллейбусы оказались в убытках.

Кондукторы пережили железные кассовые аппараты, компостеры, которые так и не смогли заменить человека.

– Рассчитывать на честность пассажиров – неблагодарное занятие, – говорят сегодняшние охотники за "зайцами".

КСТАТИ

Владимирская область – единственный регион в России и на всем пространстве бывшего СССР, где троллейбусы бегают не только по проспектам областных центров, но и по улицам районного города.

Кроме Владимира троллейбус у нас есть еще в Коврове. Как и в областном центре, там он тоже пока еще – самый массовый и популярный вид общественного транспорта. Хотя и там его теснят юркие маршрутки.

Ковров обязан появлению там троллейбуса депутату Верховного Совета, министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову. Именно в Ковровском округе видного деятеля избирали в парламент страны. А когда избирали, Устинов пообещал ковровчанам – сделаю, мол, вам троллейбус. И что удивительно – сделал. Слово свое сдержал, не то, что некоторые нынешние кандидаты в депутаты.

Просмотры: