Транспорта много, да не уехать

6 лет назад, переехав во Владимир, я начала знакомство с экономикой города именно с проблем городского транспорта. Мне пришлось поколесить по бывшему Союзу, но со столь уродливой схемой движения городского транспорта, как во Владимире, столкнулась впервые.

Чудовище с непомерно раздутой головой в виде троллейбусного управления (ТУ) на тонких ножках 2-3 чудом уцелевших автобусных маршрутов. Бывший начальник ТУ Евгений Ильюшкин твердил об убыточности городского транспорта, но монополию держал прочно. Более 90% пассажироперевозок в городе приходилось на троллейбусы. В случае аварии по Владимиру начиналось массовое шествие трудящихся.

Городские депутаты верили Евгению Павловичу и выделяли из бюджета астрономические суммы дотаций, сопоставимые разве что с ЖКХ.

Транспорт – категория политическая

В декабре 1997 года тоже были выборы: Евгений Ильюшкин против Игоря Шамова. Еще до старта предвыборной гонки всплыла история с троллейбусными дисконтами. Из бюджета загадочно исчезли 4 млн. неденоминированных рублей. В ходе следствия после выборов доказали пропажу только 2 миллионов. По тем временам очень приличная сумма. И даже приговор был в суде первой инстанции. Но после отмены его в областном суде Евгений Ильюшкин стал членом Совета Федерации.

Тогда в цикле статей "Когда вмешивается политика, молчит экономика" я доказывала необходимость экстренного создания во Владимире автобусного парка. Прошло 6 лет, и мне приходится защищать город уже от автоперевозчиков. Нас вновь бросило из одной крайности в другую. И дело не только в российском головотяпстве, но и в приличных суммах, что крутятся на транспорте.

Хотели как лучше

За 3 года во Владимире создали приличный по российским меркам городской транспорт. Но скоро ГАИ и транспортная инспекция заговорили о перенасыщенности улиц города в первую очередь маршрутными такси, как о реальной угрозе безопасности движения. Они настаивали на оптимизации маршрутной сети и ужесточении контроля за техническим состоянием подвижного состава и за состоянием здоровья водителей.

В 2002 году, после того, как мэром стал Александр Рыбаков, начальником отдела транспорта мэрии был назначен Александр Зиновьев, один из совладельцев системы "Пи" и ООО "Региональный перевозчик". А председателем подкомитета по транспорту горсовета был избран Андрей Романов, все из той же системы "Пи". Номера новых маршрутов стали мелькать, как картинки в калейдоскопе. По городу поползли слухи о 100-рублевой дани в день с "ГАЗели" за право работать на маршруте.

Надо отдать должное руководству города. Радикальные меры были приняты быстро. Курировать вопросы городского транспорта стал вице-мэр Сергей Мартынов. Это вселяло надежду – у Сергея Алексеевича всегда была репутация толкового руководителя.

Перевозчики ждали конкурса по маршрутам. Городу нужны были единые и четкие правила игры в бизнесе автоперевозок. На конкурсах должны были определить самых надежных и достойных "игроков".

Ждали полгода. За это время 33 городских автобусных маршрута можно было просчитать вдоль и поперек и выработать оптимальную схему движения транспорта. Руководство города регулярно рассказывало, какой жесткий и четкий порядок будет установлен на улицах. Сердце радовалось – полное единодушие с ГАИ и транспортной инспекцией. А когда по поводу вывода маршрутов с центральных улиц взгляды населения и власти разошлись, у мэрии хватило мудрости не упорствовать.

Во что играем?

Не стоит начинать важные дела 1 апреля, но конкурс по городским маршрутам проводился именно в этот день. Потом почти 1,5 месяца подводили итоги. Только с 1 июня транспорт Владимира начал работать по новым договорам. Казалось, все решено. Страсти должны были утихнуть.

Но как бы не так. Настоящая битва без правил за пассажиропотоки только начиналась. И призыв ГАИ – конкурентная борьба должна идти только на конкурсе, смертельно опасно превращать ее в гонку за пассажира на улицах – остался гласом вопиющего в пустыне.

Под соусом "просьб трудящихся" у нас можно любое решение протащить. По условиям конкурса были ликвидированы 4 маршрута: NN2, 6, 8, 10МТ. Но фактически прекратили свое существование только два: 6МТ и 10МТ.

2МТ и 8МТ оставили "по просьбам трудящихся". Кроме того, появились новые маршруты, о которых на конкурсе и речи не было: 14, 31, 32, 33МТ. Они все нацелены на городское кольцо, где собираются очень быстрые деньги. За исключением 2-3 остановок, они полностью дублируют уже существующие маршруты.

Потоком едут мимо "Факела" троллейбусы, автобусы, маршрутки. Там постоянные пробки. Знаете, сколько маршрутов нацелены на "Факел"? Двадцать один. Это самая кассовая остановка в городе.

Но попробуйте уехать на маршрутке от "ВЭМЗа" или "Точмаша" после 20 часов или в выходные дни. Автобус N17 привязан к графику работы завода "Точмаш", а N16 вообще исчез. Надежда только на троллейбус N7. Получается, одни сливки снимают, а другим убытки достаются. А что если завтра остальные перевозчики, побросав малоприбыльные маршруты, ринутся на кольцо?

Чтобы узаконить ситуацию, 11 августа экстренно провели еще один конкурс. И к 33 маршрутам добавили еще 7 новых. Какие изменения произошли в нашем городе за 2 последних месяца? С чего потребовалось маршрутную сеть перекраивать? Может быть, у нас появилась пара новых микрорайонов? Вроде, нет. Но тогда получается, либо в горотделе по транспорту за полгода работы несуразицу натворили, либо…

Делайте ставки, господа!

О втором "либо" – подробнее. Парадоксально, но с увеличением числа автобусов и маршруток шансы владимирцев быстро уехать, особенно в выходные и вечерами, резко сократились. После 23 часов, когда пассажиропотоки минимальны, эта возможность сходит на нет.

По итогам майского конкурса, наибольшие потери понес Альберт Трофимов. Из кольцевых маршрутов 8МТ и 5МТ был оставлен один 5МТ. Именно за него сражались Павел Левин и Альберт Трофимов. Последний проиграл. Но с маршрута не ушел. Кольцо – золотой маршрут. На нем всегда час пик.

По городу поползли слухи, что Трофимов был оставлен на маршруте 8МТ якобы за спонсорскую помощь "Единой России". И все маршруты второго конкурса обрели статус по тому же принципу.

Процесс продолжается. На улицах появился хит в исполнении того же Альберта Трофимова, автобус "Аврора" (новая модель "ПАЗа") N 27. Но забудьте о том, что недавно этот маршрут проходил от "Точмаша" на Дуброву. Тот уже под N17 ходит. А новый, 27-й, пойдет с ул. Растопчина (Доброе) до ул.Фатьянова (В.Дуброва). Говорят, это не предел, новые маршруты продолжат сыпаться на нас, как из рога изобилия. Значит, будут и новые конкурсы. Но своя рука – владыка.

Как запомнить все эти транспортные нововведения? Народная мудрость гласит: "Хочешь загубить идею, доведи ее до абсурда".

Валентина КНЯЗЬКОВА, пресс-секретарь владимирского регионального отделения "Яблока".

Фото их архива редакции.

г.Владимир.

ПРОВЕРКА
СЛУХА

Я обратилась к руководителям Владимирского отделения "Единой России", зампреду горсовета Владимиру Киселеву и депутату ЗС Сергею Бородину с просьбой прокомментировать слухи о перечислении полумиллиона рублей в казну владимирских "единороссов".

Оба они возмущены такими слухами. Они компрометируют партию власти накануне выборов. По их мнению, тот факт, что "Единую Россию" поддерживают предприниматели, не означает лоббирования чьих-то конкретных интересов.

– Тогда с чьей подачи появились новые маршруты?

– Обратитесь за ответом в городской отдел по транспорту.

Я пыталась связаться с зав.отделом Александром Кузнецовым. Он ушел в отпуск. За свой счет. А я так и не получила ответа – для чего потребовалось создавать в городе такое количество ненужных и разрушающих единую транспортную сеть маршрутов. При такой транспортной политике велика вероятность, что скоро мы снова будем иметь старый, обшарпанный, "с дверями на веревочках" городской транспорт.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике