персона

Вадим Мельников: "Парижские встречи с Баталовым – подарок судьбы"

Летом 1979 года в Париж залетела звезда первой величины нашего кино Алексей Владимирович Баталов. В Париж его пригласили по случаю избрания Почетным президентом русского киноклуба "Жар-Птица". Как и подобает дисциплинированному человеку, Баталов по прибытии явился в консульство для регистрации. Так состоялось наше знакомство. И я благодарен судьбе за такой подарок. Беседа могла быть протокольной, но мы проговорили часа три.

Беседовать с Алексеем Владимировичем было одно удовольствие. Потрясающе эрудированный человек, остроумный, чудесно владеющий речью. Порой казалось, что передо мной сидит… Антон Павлович Чехов… Не вязались с его лицом толстенные многодиоптрийные очки. Как мне показалось, артист сам стеснялся их, часто снимая и массажируя переносицу. Оказывается, он катастрофически терял зрение и жаловался, что лечение не удается.

Баталов родился в актерской семье. Его отец – Владимир Петрович работал во МХАТе, актерами были два дяди: Николай Петрович Баталов и второй – Станицын. Оказывается, Баталов родился во Владимире. Этот талантливейший актер, режиссер и педагог – наш земляк.

Он рассказал, что очень любит классику, часто к ней обращается. Подробно рассказал о фильме "Живой труп". Мне показалось, что он влюблен в образ своего героя Протасова. Размышлял о том, что Федя Протасов – идеальное воплощение людей, выпавших из жизни. Этот человеческий тип вечен. Философия Феди мало чем отличается от жизненной позиции бомжа: главное, чтобы никому не мешал и меня никто не трогал. Алексей Владимирович признался, что очень любит МХАТ, но в свое время добровольно покинул его. Заметил, что тогда своим уходом очень удивил "стариков" театра, но были причины. Признался: "с радостью играл бы в этом театре всю жизнь второстепенные роли, но Господь и судьба послали мне кино". И Алексей Владимирович решил всецело посвятить себя кино.

Говорил, что хотел бы сыграть бедного, но благородного отца семейства, очень порядочного, может, почти сумасшедшего. Уверял, что такие люди есть и он надеется, что такая роль еще найдется. Признался, что занимается только тем, чем хочет, и такое состояние для него – роскошь…

Я помог сделать все необходимое для встречи А.В.Баталова с коллективом русского киноклуба "Жар-Птица". Алексей Владимирович был доволен и нашей встречей, и тем, что в Париже все обошлось без формальностей. Расставаясь, оставил все свои московские координаты и настоятельно, с подкупающей простотой, просил побывать у него в Москве.

Перед расставанием мы с ним немного погуляли по парижским улочкам, посидели в одном из кафе в Латинском квартале. Он поведал, что в Париже ему нравится, а был он в нем последний раз "лет двадцать назад, когда участвовал в Каннском кинофестивале, представлял фильм "Дама с собачкой". Тогда его сопровождал Н.Черкасов, который тоже был Почетным президентом киноклуба "Жар-Птица".

На мартовский праздник 1980 года А.В. Баталов вновь приехал в Париж. На сей раз не один. Вместе с ним появился известный бард и киноактер Михаил Ножкин. Они прибыли в Париж по случаю весеннего праздника и, конечно же, по приглашению общества "Родина".

С Алексеем Владимировичем мы встретились уже очень тепло. Обнялись как старые друзья, вспоминали наши прошлые дни в Париже. Он искренне удивился, когда узнал, что я, будучи в Москве в отпуске, не удосужился даже позвонить ему, не говоря уже о том, чтобы встретиться. За это он меня интеллигентно отругал. Я постарался оправдаться тем, что был занят по работе, что мне было неудобно претендовать на его время. Он, конечно, не принял моих объяснений. Как бы то ни было, но мы встретились вновь и он представил мне Михаила Ножкина. Позднее я их познакомил с женой. Оба были с ней не по-русски галантны.

По многочисленным просьбам советских людей в Париже актеры встретились с ними в клубе посольства. Отвечая на вопросы, Баталов поделился своими творческими планами. Рассказал, что собирается сниматься в фильме "ТАСС уполномочен заявить", сам мечтает о режиссерских работах, но пока ему это не удается: много занят преподаванием – он профессор ВГИКа. В 1979 году выпустил 14 учеников и все они получили работу в театрах. Среди них отметил как наиболее талантливого юного Леню Каюрова, который тогда уже снялся в фильме "Несовершеннолетние". Немного рассказал о кинохите "Москва слезам не верит". Оказалось, что этот фильм ему и самому нравится. На вопрос из зала, чем можно объяснить популярность Гундаревой, он как-то помялся и ответил, что "есть, естественно, и более талантливые актрисы и актеры, но они не популярны". А вообще он не знает почему. Может быть, "это зависит от публики".

Алексей Владимирович рассказывал увлекательно, с присущим ему добрым юмором, уважительно к людям, о которых ему пришлось "держать ответ", и, конечно же, со своей природной интеллигентностью.

Михаил Ножкин – полная противоположность. Держался на сцене вольно, хотя и не развязно. В выступлении перед залом допускал порой "недозволенные словечки". О себе он рассказывал, что в молодости был строителем. Видимо, эта профессия наложила на него свой отпечаток. Продолжал: более десяти лет он уже не является актером. Просто потому, что считает себя поэтом, пишет стихи и сочиняет к ним музыку. Песни сам же исполняет. Но вот в скором времени планирует сниматься в фильме "Юность Петра", где сыграет роль князя Голицына. На вопрос, давно ли он поет, ответил, что с детства, пел еще блатные песни Таганки, пел в госпиталях в Москве, до 1968 года выступал с песнями под аккомпанемент Ашкенази. По просьбе зала Ножкин исполнил несколько песен: "Быт заедает", "Я в весеннем лесу пил березовый сок", "Я так давно не видел маму"… По "секрету" сообщил, что к празднику Победы написал новую песню, но не назвал ее.

Ножкин на сцене был многословен, балагурил, не стеснялся в выражениях, был слишком "прост". Его спросили, выступает ли он с концертами как бард. Ответил, что редко – два-три раза в год. Где? Пожал плечами, ухмыльнулся, но ответа не последовало. Уже позднее и в другой обстановке Баталов прокомментировал: "Миша – придворный поэт-певец. Приглашается в Кремль "на узкий круг". Миша, присутствующий при этом, слегка смутился.

Были у нас горячие споры и обсуждения по поводу проведения вечера в клубе "Жар-Птица". Алексей предлагал одно, Михаил – другое. Шутили, острили и, наконец, после долгих дебатов сошлись на обычной программе: краткие выступления актеров и показ какого-нибудь фильма. Вечер в клубе прошел при переполненном зале. Были не только русские, но и французы. Московских "звезд" приняли "на ура".

На следующий день я получил от моих знакомых французов приглашение во Дворец Конгрессов на новый спектакль талантливейшего французского режиссера Роберта Оссейна (кстати, одного из мужей Марины Влади) "Дантон и Робеспьер". Я согласился и попросил приглашения на имя актеров из СССР А.В.Баталов и М.Ножкина. Мне любезно не отказали. И вот мы вчетвером, Баталов, Ножкин, моя жена и я, с большим интересом посмотрели этот удивительный спектакль. Он шел, естественно, на французском языке. Отдельные моменты я переводил моим гостям. Прекраснейшие декорации, великолепная игра актеров и потрясающая режиссура. Спектакль захватил нас. По окончании я поинтересовался у Алексея Владимировича мнением о спектакле. Он долго молчал, глядя куда-то в пустоту, а затем кратко ответил: "Если бы у нас так играли". Уходил он под глубоким впечатлением. Уже садясь в машину, сказал: "Я тебе очень благодарен за то, что мы сегодня увидели. Если бы мы могли так играть!"

Командировка наших "звезд" подходила к концу. Визит завершила дружеская вечеринка у моего коллеги Олега К-ва. Его жена Валя оказалась школьной подругой Михаила Ножкина. Они учились в одном классе. Потом семьями изредка встречались в Москве. Вечер у Олега прошел в самой теплой обстановке. Было весело и шумно. Баталов остроумно рассказывал различные "случаи" из своей жизни. Михаил – вдохновенно пел под гитару…

Алексей Владимирович настоятельно убеждал меня непременно встретиться с ним в Москве. К великому моему сожалению, продолжения дружбы не произошло. По моей вине. Я как-то стеснялся воспользоваться его приглашением. Все-таки он -великий актер! Но я бесконечно благодарен судьбе за то, что она предоставила мне эти немногие радостные дни и позволила прикоснуться к образцу интеллигентности, таланта и душевной простоты.

Вадим МЕЛЬНИКОВ.

Фото из архива редакции.

г.Владимир.

Отрывок из неопубликованной книги "Запоздалые дневники".

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике