Русь дышит православием

В понедельник, 14 октября, весь православный народ отмечает один из самых великих церковных праздников - Покров Пресвятой Богородицы.

эксклюзивное интервью

Русь дышит православием

Наша справка

Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ (Смирнов) родился в 1937 году.

После окончания средней школы учился в Московской духовной семинарии, а затем в духовной академии.

Является Магистром богословия. В 1983 году стал наместником Свято-Данилова мужского монастыря. В 1988 – наместник Оптиной Пустыни.

Рукоположен в священнический сан епископа в 1990 году. С этого момента и по сегодняшний день – управляющий Владимиро-Суздальской епархией.

В понедельник, 14 октября, весь православный народ отмечает один из самых великих церковных праздников – Покров Пресвятой Богородицы. В его основе лежит имевшее место событие – явление в 910 году Богородицы во Влахернском храме, в Константинополе. Тогда Богородица простерла над верующими белое покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий.

Сейчас, когда в России правит власть денег, происходит упадок нравственности и духовности. Такие понятия, как патриотизм, доброта, отзывчивость, кротость, стали редкостью. Для многих экономика становится религией, а деньги – Богом. Процветают пьянство, наркомания, разврат…

Но все же люди находят спасение. Перебирая все мыслимые и немыслимые варианты, они приходят к одному – к религии. Только заповеди Божьи дают независимые ясные ориентиры, одинаковые для грамотных и неграмотных, для бедных и богатых, для молодых и старых, для сильных и слабых.

Накануне праздника Покрова поговорить на темы православия и о сегодняшней ситуации в России мы решили, обратившись к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию.

– Великие военачальники, канонизированные Русской Православной Церковью (РПЦ), Александр Невский, Федор Ушаков и другие, защищали не только Родину, но и веру православную. Солдаты шли в бой за Бога, Царя и Отечество. Случайно ли, Владыко, такое единение земного и небесного?

– Пришло новое церковное время, когда не только священнослужители, но и государственные деятели, военачальники и вожди, послужившие верой и правдой русскому народу, становятся канонизированными. Они показали святость как в отношениях к своим обязанностям, так и святость в отношении к Церкви.

Думаю, нет ничего случайного. Такие великие военачальники, как Александр Невский, Федор Ушаков, проявили особую святость, показали добрые и созидательные дела. Мы видим торжество истины. Поэтому идет осмысление канонизации таких военачальников. Тот, кто послужил Церкви, ставится нами в примеры. Для того, чтобы показать людям, на кого надо равняться, с кем себя сравнивать. Здесь присутствует учительный момент.

Людей светских, неверующих и церковных разделяет грех. А вот истина, она соединяет. Поэтому все это надо взять во внимание, особенно прославление Бога. Отсюда и шли люди защищать землю русскую с именем Бога и Царя. Солдаты были оснащены верой в Бога, оснащены верой в правителя для лучшего устроения земли русской. Шли с именем Бога, потому как знали, что без духовного приема все равно невозможны никакие свершения.

– Православные всегда верили: "всякая власть от Бога". Когда власть действовала в ущерб народу, люди задумывались о качестве власти: хороша ли она, справедлива или нет. Сегодняшняя ситуация в России, когда от несовершенства власти идет зло, насилие, люди не хотят верить в этот постулат. Так всякая ли власть от Бога?

– Мы не можем переиначивать слово Божие, оно вечно. Поэтому акцент надо поставить на "всякая". В том смысле, что какой бы правитель ни стоял на данном витке истории, волей-неволей он держится на понятии Бога как извечного, истинного. Если это так, то правитель, наделенный властью, будет делать благо для людей. И таких правителей мы выделяем, они у нас в памяти.

Что сказать о плохих? Видимо, время рождает такое обстоятельство, что не всегда бывают правители на высоте, как хотелось бы. Но правители – это ставленники, избранные от народа. Народ их выбирает по себе. Они отражают по большей части ту действительность, которая есть на данном этапе.

У людей почему-то складывается представление, что все зависит от одного. На самом деле от всех нас зависит. По большей части, наверное, это мы плохие, что не вспомоществуем решению общих государственных проблем. Мы часто выступаем судьями, нам кажется, что все плохо. Но чтобы было лучше, надо и делать с именем Бога это лучшее. Поэтому строго судить правителя не всегда оправданно.

– Ваше высокопреосвященство, если власть дается Богом, зачем нужны выборы? Ведь в последнем случае выбирает народ, а не Бог?

– Образовать власть нелегко. Но с ней все обусловливать нельзя. Миром, как и народом, каждым человеком управляет Божья сила. Она заложена в существо людей, в душу, совесть.

Если посмотреть на плохих правителей, царей, оказывается, что иногда Бог допускает и таких, но для не ясных нам целей. Нам не дано это понять. Бог дает и созидательных правителей. Но нельзя в царе видеть Бога. Он такой же человек, как и все. Со своей собственной немощью, недостатками, ошибками. Нельзя исключить и выборы. Ведь в них принимает участие народ. Мы не можем его зачеркнуть, не можем не считаться с мнением народа.

Другое дело, что после выборов править миром, государством нельзя без света жизненной истины. Если править чисто по-человечески, по-земному, без имени Бога, то, значит, не избежать ошибок, серьезных оплошностей. Когда правитель руководит государством с именем Бога и обращается к Церкви – это будут памятные, удивительные, свершительные времена.

– Часто в последнее время слышу от священнослужителей, что для спасения души необходима молитва. Нужно молиться Богу, и Бог даст тебе то, о чем ты молишь, просишь Его. Или все же Бог не делает за человека, а только помогает ему?

– Действительно, для дел, для спасения нужна молитва. Но молитва – это всего лишь вдохновительная сила, она не исключает безусловно и трудов святых. Здесь имеется в виду молитва как помощь. Без человека Бог ничего не делает. С именем Бога у нас многое получается, нам многое по силам, а без Бога мы терпим крах. Существует постоянная связь молитвы и дел людских. Только находясь в этой связи, можно добиться великих добрых свершений.

– Известна доктрина Алена Даллеса, которая заставляет задуматься: а не происходит ли в России то, что было спланировано в 40-50-х годах XX столетия? Хаос и неразбериха во власти, пьяная и развращенная молодежь. Устрашающие высказывания о том, что после победы над социальными устоями начнется разложение православия. А без православия Россия сможет существовать?

– Православие – это уже как бы полнота, оно везде, во всем. Оно не может быть изничтожено никакими силами зла. Ибо дышит православие, и Бог охраняет свою Церковь. Сказал Он: "Я с вами во все дни, до скончания века".

Но враг не терпит никакого вида добра – ни малого, ни большого. Он предпочитает хаос во всем. Если враг начал уничтожать социальные устои, то это лишь первая ступень. Затем будет вторая. Поэтому мы, люди православные, должны держаться друг друга, помогать друг другу, спасать друг друга. Так врагу будет сложнее победить нас.

Вся ступенчатость зла, от малого до большого, в конечном счете сохранится, пока стоит мир. Однако намерения у врага одни – изничтожить все, что есть доброе, светлое, а действие промысла всемогущества Божьего – совсем другое.

Сейчас страх входит в души людские. Это может говорить лишь о малодушии, о маловерии. Бог награждает только верующих. Верующий спасется – так заключает Бог. И Богу нет ничего невозможного. Он создал Церковь, и здесь нужно правильно говорить о ее роли. Мы должны вместе держаться Церкви, чтобы не потерять главное – духовность. Только так мы сможем сохранить себя, свое Отечество, свой народ.

– Владыко, то, что сейчас происходит в России: пьянство, наркомания, разврат, это все следствия. В чем может скрываться причина? Люди стали меньше молиться? Или что-то мы не так понимаем и делаем?

– Все эти отрицательные явления, которые мы наблюдаем сегодня, тесно связаны с одной причиной – потерей духовности, которая живет за счет молитвы, образуется верой. Человек, когда он светло духовный, ощущает полное счастье.

Печально, что сейчас происходит отрицание духовности. Люди изведывают противоположную, аморальную сторону, создаваемую другим неведомым источником. Они опускаются на дно, и этому падению нет предела.

Возможно, что мы пожинаем горькие плоды, когда упустили духовное и нравственное воспитание наших детей, молодежи. Да и сами мы находимся в состоянии немалой безысходности: какое дерево, такие у него и плоды.

Зачастую неведение, невежество и незнание всему бедой. Если бы иудеи знали, кто такой Христос, не распяли бы Его. Если им что-то и было известно о Нем, то очень поверхностно, а не по существу. Но вскоре люди, распявшие Христа, покаялись и изменились. И Бог простил их.

Точно так же и сейчас люди мало знают о Боге, о Церкви. Если что-то и знают, то очень немного. В сегодняшних наитруднейших условиях надо добиваться знаний о вере, о Боге, добиваться истинного понимания Бытия. Только тогда смогут исчезнуть следствия бездуховности, о которых вы говорите, – пьянство, разврат, наркомания…

Путь к Богу, безусловно, очень труден. Падшая душа извращена, она тянется больше к земным удовольствиям, чем к духовным и вечным. Чтобы спасти свою душу и спастись самому, нужно пересмотреть отношения ко всему и не терять связи с Церковью. Прийти в нее с покаянием, вернуться к праведной жизни.

– Недавно на гуманитарном факультете Владимирского госуниверситета была открыта специальность "Религиоведение". Не могли бы Вы вкратце рассказать об этом событии?

– На прошлой неделе с молебном и благословением на гуманитарном факультете действительно была открыта специальность "Религиоведение". Сейчас туда зачислено около 20 студентов. Это дети наших священников и православных прихожан. Они приступили к изучению теологической области знаний, которых раньше явно не хватало.

Цель, к которой стремится Церковь, с открытием новой специальности в университете – возрождение духовности и нравственности, исторической преемственности в духовном воспитании нашего народа.

Пришло время, когда надо держаться друг за друга, изучать религию, проявлять свою веру, святое и вечное. Нам необходимо научиться радоваться состоянию веры, а не тому, что находится вокруг нее: наркомании, разврату, пошлости. Все эти низменные проявления выступают в нашей жизни в какой-то степени показателем как не надо жить и куда человека приводит это зло – к гибели.

Настало время, которое показывает нам, как спасались наши прадеды, защищая землю русскую: с именем Бога держаться за добро, за веру, за молитву.

Беседовал
Андрей Ращупкин.

Фото Александра КЛЫГИНА.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике