Обложка пятницы

У Савельевой гармошка — словно барыня

Надежда Савельева из Александрова вошла в "золотую десятку" лучших гармонистов России
Получать медаль "Гармонист — "золотая десятка России" Надежда Ивановна отправилась аж в Ханты-Мансийск. Именно там проходили съемки телевизионной передачи "Играй, гармонь", где свое виртуозное мастерство демонстрируют асы игры на гармошке.

Как Савельева Заволокина покорила
— Когда позвонил участник телевизионной передачи "Играй, гармонь" Сергей Макуха и сообщил, что меня включили в "золотую десятку России", сначала обрадовалась, а потом расстроилась, — признается Надежда Ивановна. — За медалью надо было лично ехать в столицу Югры, а это 2 тысячи километров! Терзали сомнения: ну куда я в таком возрасте поеду, да еще с гармошкой?
Сомнения рассеялись, как дым, когда Макуха позвонил во второй раз: "Ну что, Ивановна, едешь? Ты что, с ума сошла? Такая честь! И дорогу тебе оплатят. Друзей увидишь".
Была не была — махнула рукой Савельева, купила билет, прихватила гармошку и отправилась в путь.
— Я думала, этот Ханты-Мансийск где-то на крайнем Севере, где гуляют олени, а люди живут в чумах, — признается Надежда Ивановна. — Приезжаю. Батюшки светы, красота кругом! Архитектура современная, ни одного дома, похожего на другой, Иртыш плещется, на улицах чисто, народ приветливый, да еще белые ночи. Встретились с Настей и Захаром Заволокиными. Обнялись, поцеловались. Так на душе легко стало, словно домой приехала!
Анастасия и Захар — дети легендарного Геннадия Заволокина, "первого гармониста России". Восемь лет прошло, как нет его с нами: жизнь народного любимца оборвала автокатастрофа.
А начиналось все в 1986 году, когда на Центральном телевидении появился цикл передач "Играй, гармонь". Заволокин в поисках талантливых певцов, гармонистов и балалаечников исколесил всю Россию. Среди сотен профессиональных и самодеятельных музыкантов и коллективов "первый гармонист" отметил и талант нашей землячки — Надежды Савельевой. Вот почему такая теплая встреча была в Югре. Заволокины-младшие продолжают отцово дело — благодаря им "Играй, гармонь" жива и поныне.
— В 1993 году Заволокин приехал на съемки во Владимир, — вспоминает Надежда Ивановна. — По губернии кинули клич — собираем лучших гармонистов. Меня все знают в Александрове как заядлую гармонистку. Вызвали в районный отдел культуры: "Бери гармонь — езжай в область". Ну, и поехала! Я Заволокина сразу покорила — играла "Яблочко", пела частушки, а внучок, Сашенька, плясал в костюме морячка. Из трехсот владимирских гармонистов отобрали всего с десяток. В это число попали и мы.
После съемок Савельева проснулась знаменитой. Каждый александровец норовил подойти и поздравить с успехом. "Ну ты, Ивановна, вжарила!". Естественно, Ивановна была с Заволокиным на короткой ноге, когда тот приехал в 1995 году на съемки передачи в Александров. Савельеву он всегда выделял хотя бы потому, что среди гармонистов женщин раз, два и обчелся. Наша героиня с тех пор побывала во многих городах, где проходили съемки "народного проекта": Москва, Питер, Ярославль, Самара, Саратов, Белгород. А уж про край невест Иваново, где раз в два года проходит фестиваль гармонистов, и говорить не приходится. Сначала Савельевой дали звание дипломанта, затем лауреата, но о "золотой десятке" она и мечтать не могла. Однако талант александровской землячки с годами оценили по достоинству. И на днях вся страна увидела по "Первому каналу", какие таланты живут на владимирской земле.

На "пятачке" — пыль столбом!
Страсть к музыке передалась Наде по наследству, от отца Ивана Тимофеевича. Он играл на гармошке. Жили тогда в Ярославской губернии. Время было послевоенное, тяжелое. Возьмешь гармошку, растянешь меха — и заструились переливистые наигрыши по деревне! Невзгоды и горести отступали, люди светлели лицами, преображались. Гармонист на селе — первый человек, уважаемый и самый любимый. Выйдешь на проселок с "боевой тульской подругой" — вся молодежь твоя. Ни одно торжество в русской деревне не обходится без гармони.
Наверное, ощущение праздника и веселья навсегда завоевало сердце маленькой Нади.
— У нас в Кружкове молодежь плясала вечерами на "пятачке", — улыбается Надежда Ивановна. — А я уж тут как тут. Совсем соплюшкой была, но обожала смотреть танцы влюбленных — кадриль, краковяк, падеспанчик. Пыль столбом! Одним глазом кошу на гармониста, на какие кнопочки нажимает, да как играет. Отойдет закурить, я гармошку на коленки — и давай наяривать. Ребята надо мной потешаются, настолько это было нелепое зрелище. Сама-то чуть больше гармони.
Первую гармошку Наде купил отец, когда ей исполнилось 14 лет.
Семья была большая, денег не хватало. Пришлось Надежде все лето вкалывать за трудодни, за палочку в конторской книге, по которой оценивался и учитывался труд колхозников. Надежда возила на колхозном жеребце по кличке Король сено, а то и навоз и представляла себя "королевой гармошки".
В один прекрасный день мечта девочки сбылась — выдали на руки заработанные кровью и потом 500 рублей. Еще теми, старыми советскими рублями до реформы Хрущева.
"Приехали с отцом покупать гармошку в Переславль. А уже стояли заморозки. Продавщица принесла гармонь со склада, растянула меха, а инструмент пищит! Сломанный, наверное. Тятя не растерялся: "Дочка, а ну-ка принеси другую гармонь". Снова этот ужасный звук! Только потом догадались, что такой писк от мороза. Планки-то у гармошки алюминиевые — вот они с мороза и "дают петуха". Отогрели гармошку — заиграла на славу".
Надежда Ивановна жалеет, что не уберегла свою первую гармошку — слишком много на ней играла. Инструмент вышел из строя. На смену ей пришла гармошка кустарная, сделанная по специальному заказу тульским мастером.
— У фабричной гармошки звук "глухой", — объясняет Надежда Ивановна. — А у кустарной звук сочный, громкий. Любительские гармошки превосходили фабричные. Оно и неудивительно. Мастер делал инструмент под себя, вкладывал душу, учитывал пожелания заказчика. Я задумала заполучить гармонь именную, чтобы с надписью "Савельева Надежда". А денег-то нету! Правда, я в то время уже работала в школе. Кое-как накопила, по сусекам наскребла. Дали мне адрес одного тульского мастера, написала ему: "Мне нужна такая гармонь, чтобы была звонкой, чтобы мелодия на всю деревню была слышна". Я тогда и понятия не имела о тональностях. Мастер, видимо, понял мой вкус, сделал гармошку "сочную", именную. Вот она сохранилась. Ей уже 42 года исполнилось. Правда, у нее потерлись меха. У нас в Кольчугине мастер живет. "Жень, сделай мне, говорю, меха". Он согласился, сделал, но былая "сочность" ушла.

С гармонью — в большую политику
Надежда Ивановна признается, что гармонь лечит ее от всех недугов, а иногда даже спасает. В 1976 году в ее семью пришло непоправимое горе — умер любимый муж Ванюша.
— Мне помогла пережить несчастье именно гармонь. Возьму, поиграю, наплачусь — и вроде на душе легче. Лежу на диване, болею. Да что же это такое! Гармошка! Ты же мне всегда помогала. Раз-раз-раз. Какая-то у меня музыка зарождается. Стоп! Вскакиваю с постели, совершенно забыла, что болею. Я песню сочиняю. Назвала "Воспоминание", посвятила своему любимому Ванюшке. А что делать?
Надежда Ивановна берет гармонь и затягивает пронзительно-лиричное: "Вспоминаю порой, как мы пели с тобою, как встречали рассвет, любовались луною:"
Это на случай, когда накатит грусть. А вообще-то грустить "бабушка Надя" не умеет, ей больше по нраву веселые, озорные наигрыши. Да и некогда предаваться унынию. Ведь она не только мама, бабушка, а еще и депутат, и даже помощник участкового.
— Когда мы в 1974 году на этом месте дом с мужем построили, раскатали по бревнышкам ярославскую избу и перевезли в Александров, в Радиозаводской поселок, на улицу Заречную, здесь ни газа, ни радио, ни телефона не было. Даром что город.
Однажды терпение лопнуло. Решила своими силами провести газ. Кто, если не я? Чиновники кормили "завтраками", отделывались отписками. Создала кооператив. В него вошел весь наш поселок из восьми улиц. Собирала деньги, штурмовала инстанции, звонила, просила, требовала. Через полгода газ включили. Конечно, никто не верил, что так быстро получится. Некоторые крутили у виска. Да, пришлось забросить огород, забыть о домашних делах. Это как на войне. Меня тут же выбрали уличкомом микрорайона. Народ попросил провести телефонную связь. Я соседям объяснила популярно: "Поймите, просто так нам ничего не подведут. Давайте сбросимся деньгами, решим проблему". Теперь телефон стоит почти в каждом доме. А там и радио подвели тем же макаром. Уже 12 лет я в рядах Совета народных депутатов Александровского района. Может, и мэром бы стала, но не хочу — возраст не тот.
Третий год подряд Надежда Савельева проводит у себя в Александрове конкурс "Играй, гармонь". В каждом округе организует концерты. Играют и поют абсолютно бесплатно. А иначе и быть не может. В декаду пожилого человека дали концерт в Доме ветеранов. Старики плакали от благодарности. Хоть кто-то о них вспомнил.
Савельевой еще и до наведения правопорядка дело есть.
— Когда я ушла на пенсию, работала заведующей опорным пунктом милиции. Была помощником участкового. Теперь это гражданская должность. У нас в городе всего шесть опорных пунктов, их чуть было не ликвидировали, а помощников участковых хотели сократить. Я депутатам говорю: "Одумайтесь! Что вы делаете? Это же охрана правопорядка. Мы, инспекторы, знаем каждого жителя. Со всеми бедами они к нам идут". В итоге наши должности оставили, правда, при Совете народных депутатов. Сколько нервов пришлось помотать. Теперь мы называемся инспекторами по работе с населением.
Однажды соседи не на шутку поссорились. Соседка возле дома лужок держала для барашков. А другой сосед взял и траву скосил под корень. Она на него чуть не с кулаками! Не мирятся и все тут. Война. Мало ли каких глупостей человек в запале может натворить? "Ну тогда, — говорю, — вы меня извините, я вынуждена составить протокол об административном правонарушении. Вас накажут". — "Мы пенсионеры!". — "Из пенсии штраф вычтут". Смотрю, на следующий день бегут ко мне. Помирились, как миленькие! Пришлось протокол из милиции забирать.
Вспомните, в советское время были товарищеские суды. Сейчас эти суды отменили, а зря. Они нужны на местах. Раньше люди уличкома боялись, уважали его. А сейчас никого не боятся — ни Бога, ни черта.

Даже баню сама построила
— Спасибо маме и папе, что они меня научили работать и ничего не бояться, — говорит наша героиня. — В семье было семеро детей: трое мальчиков и четыре девочки. Я была предпоследней. С 10 лет вся домашняя работа была на мне. Цыплят накормить, поросенку крапивы нарвать, грядки прополоть, полить, сено посушить, коров с пастбища загнать. Папа всю жизнь работал бригадиром в колхозе. Мальчишки, девчонки в деревне в лапту играют, в прятки, а мне некогда — полно домашних дел. Чуть-чуть поиграю и домой. Я и сейчас такая — ни одно дело не оставляю незаконченным. Муж умер рано, все приходилось делать своими руками. Даже баню сама построила, вон стоит в огороде. Могу окно застеклить, раму сколотить, табуретку смастерить, электропроводку починить. Но и женские дела не забываю — неплохо шью и вяжу.
— А ваши дети на гармошке играют?
— Могли бы, но не хотят. У меня дочка, зять и два внука. Первого внука я сама водила в музыкальную школу, он играл на баяне. Шесть лет учился, но однажды как поставил этот баян, так больше его в руки не взял. Вот танцевать внуки пошли сами. Танцуют в нашем ДК в ансамбле "Узоры". Полюбили танцы.
А учеников у меня нет. Бывает, родители попросят своих чад обучить игре. Походят, походят, обучатся кое-каким азам и больше не появляются. Молодежь не очень-то гармошкой интересуется, — вздыхает Надежда Ивановна. — Правда, на свадьбах играю. У меня такой характер: когда другому человеку хорошо от моей игры, то и мне хорошо. Ну, устала я немножко, ничего страшного. Зато у людей радость.
У меня сейчас тринадцать гармошек. Каждая со своими тембром и диапазоном. Везу, бывало, в электричке гармонь, кто-то попросит сыграть. Я играю, пою. Не стесняюсь. Вся электричка мне подпевает. Это сейчас уже все по-другому — пассажиры едут какие-то обозленные, хмурые, спят: "Не мешай!". Радоваться люди разучились. А я человек жизнерадостный. Меня радуют в жизни три вещи: дочь, внуки и гармонь. Гармошка — это продолжение моего существа.

Андрей ТРОХИН

Чтобы вы знали
Никто на этот вопрос точно ответить   не может. Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции.
Изобретателей гармошки очень много. Памятник же надо поставить тому человеку, кто изобрел гармошечную планку, а именно — додумался извлекать под давлением воздуха звуки из вставленного в миниатюрную металлическую рамку металлического язычка. Кто он был — немец или русский, француз или англичанин — тайна, покрытая мраком.
Академик Альфред Мирек доказывал ее русское происхождение. Гармоника в современном виде появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России и свой инструмент продемонстрировал питерцам в 1783 году. Своему детищу он дал чешское имя — гармоника. Но теперь это название, как и "гармошка", стало в русском языке разговорным. Официальное название этого инструмента — гармонь.
Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими "игрушечными" по тем временам размерами.
Сердцем гармошки являются планки. Именно планки издают милые сердцу звуки. Планка — это металлическая рамка, на которой закреплен металлический язычок. От размеров язычка зависит высота звука. Самые низкие звуки издают самые массивные язычки. Планки с помощью парафина крепятся в ряд на планочной рейке, которая в свою очередь установлена на городушках (целая система воздушных каналов, подводящих воздух к планкам). С правой и с левой стороны устройства в принципе одинаковые. К городушкам  воздух подается через клапаны, которые открываются посредством физического давления через кнопочный механизм на пешки (кнопки). Пешки выстраиваются на грифах в ряды (один, два или даже три). Все это (планки, планочные рейки, городушки, кнопочные механизмы) находятся в деках (правая или левая), которые соединены между собой мехами. Меха имеют свойство складываться с помощью борин (8-40 шт.) Такова общая схема устройства гармони. Но каждая гармошка имеет в устройстве свои нюансы и различия.
Следующим этапом в развитии гармони были так называемые двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки. Губная гармошка является прадедушкой современной гармони:

Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Forex, что это? Перспективы развития SIM-карт Выбор и покупка компьютерного стола

Комментарии запрещены.