Обложка пятницы

Броня крепка, и танки наши быстры: Во второе воскресенье сентября наша страна уже в 63-й раз отметит День танкиста. Этот до сих пор один из наиболее популярных армейских...

Броня крепка, и танки наши быстры:

Во второе воскресенье сентября наша страна уже в 63-й раз отметит День танкиста. Этот до сих пор один из наиболее популярных армейских праздников был учрежден в 1946-м – в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны. Среди тех, кто громил на фронтах немецкие танки, было немало наших земляков, подвигами которых мы гордимся по праву. И сегодня на владимирской земле куются кадры современных бронетанковых войск России. О преемственности поколений и хотелось бы рассказать на примерах, взятых из славного военного прошлого и из будней российских танкистов XXI века.

Герой-танкист из камешковской Гатихи
Не зря говорят, что героями не рождаются. Когда в январе 1915 года у крестьянина деревни Гатиха Владимирского уезда Михайлы Матвейцева родился сын, о танках во владимирской глубинке не было ни слуху, ни духу. В то время эти боевые машины только что рождались на свет, причем отнюдь не в России. Царские генералы выписывали бронированные чудовища из Англии. В целях секретности указывали, что перевозятся цистерны для питьевой воды, которые обозначались английским словом . Любопытно, что первоначально острословы называли первые танки "лоханями", не спеша употреблять заморский термин. Так что в России вполне мог бы появиться не День танкиста, а День: лоханщика! Так или иначе, но когда священник Троицкой церкви Омутец-Пестьянского погоста Василий Марсов, к приходу которой относилась Гатиха, окрестил младенца у Матвейцевых с именем Иоанна, о том, что это будущий танкист, никто не мог даже помыслить.
Детство у крестьянского сына Вани прошло как у всех – голодные годы гражданской войны и послевоенной разрухи, рыбалка на старицах Клязьмы, сбор шиповника, учеба грамоте по старому букварю. После шестого класса подростку пришлось искать работу. В конце 1920-х – начале 1930-х в Советском Союзе безработица была отнюдь не отвлеченным понятием.
Как и сегодня, земляки Вани Матвейцева отправляются на заработки в столицу, так и сам он, в конце концов, подался в первопрестольную. Работал маляром в тресте "Мосжилстрой", а в свободное время учился. Поступил в юридическое училище – была задумка стать следователем или адвокатом.
Однако юристом Матвейцев не стал. В 1936 году его призвали в ряды РККА. Служить будущему Герою довелось в танковых войсках. Тогда танкисты по популярности почти не уступали летчикам. После того, как время срочной службы у Ивана закончилось, он поступил на курсы младших лейтенантов. После успешного окончания учебы он получил заветный "кубик" в петлицы. Молодой командир в новенькой военной форме покрасовался перед родней, приехав на малую родину в отпуск. А потом началась война.
На фронт Ивана Матвейцева отправили не сразу. Несколько месяцев он писал рапорт за рапортом, требуя отправить его в действующую армию, но свое боевое крещение получил лишь в феврале 1942-го на Западном фронте. Именно тогда советские танкисты впервые познали радость наступления после длительной полосы неудач. Потом были тяжелые бои на Воронежском фронте. Постепенно пришел дававшийся ценой крови и потерь боевой опыт. На груди танкиста из Гатихи засиял первый орден Красной Звезды. В 1943 году 74-й танковый полк 71-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса, в составе которого воевал И.Матвейцев, вошел в 3-ю гвардейскую танковую армию. Командование гвардейцами принял легендарный генерал танковых войск Павел Рыбалко. Танки Рыбалко наступали на 1-м Украинском фронте, название которого говорило само за себя – главной задачей являлось освобождение Украины.
Особенно тяжелые бои развернулись при форсировании Днепра. В ночь на 30 сентября 1943 года гвардии лейтенант Матвейцев со своей 1-й танковой ротой на паромах переправился на плацдарм на западном берегу Днепра. На широкой речной глади, которая простреливалась гитлеровцами, грозные танки Т-34 были отличными мишенями. Немало техники было потеряно на этой переправе. Но 74-му полку повезло. Лейтенант Матвейцев преодолел Днепр без потерь и сразу вступил в бой за господствующую высоту, поддерживая атаку стрелковых подразделений.
12 октября начался танковый прорыв. Вскоре танк ротного вырвался вперед. Лейтенант заметил в кустарнике 2 вражеских миномета, которые били по наступающей пехоте. Матвейцев повернул башню и выстрелил. Оба миномета с расчетами взлетели в воздух. В этом же бою Матвейцев уничтожил несколько вражеских "букетов" – так танкисты называли группы немецких солдат в окопах.
В результате стремительного натиска наших танков оборона противника была прорвана. Но развить успех в глубину не удалось. Наступающие части остановил сильнейший огонь вражеской артиллерии. Тогда командование решило перебросить 3-ю гвардейскую танковую армию на Лютежский плацдарм севернее Киева. 31 октября 1943 года Матвейцев вторично (!) переправился через Днепр на западный берег.
5 ноября 1943 года началось наступление на Киев. 74-му танковому полку поставили задачу перерезать шоссейную и железную дороги Киев – Житомир и Киев – Фастов. Рота Матвейцева за день с боями прошла 20 километров. Но у станции Жуляны противник оказал танкистам исключительно упорное сопротивление. И все же "тридцатьчетверки" ворвались в Жуляны, уничтожив 3 артиллерийских батареи и около роты пехоты.
В контратаку пошли 10 немецких танков, но получили достойный отпор. 2 из них подбил экипаж И.Матвейцева, еще 6 – танкисты его роты. Оставшиеся 2 "фрица" стали удирать. Преследуя отступающих фашистов, танк Матвейцева ворвался в село Хотив. Противник и здесь оказал упорное сопротивление. Одним из вражеских снарядов замаскированной батареи танк Матвейцева был подбит, а сам командир получил тяжелое ранение. Превозмогая боль, лейтенант ответным огнем из орудия уничтожил вражескую пушку. Но подбитый Т-34 остался недвижим – были перебиты гусеницы и поврежден двигатель. Гитлеровцы решили захватить советскую машину, но встреченные пулеметным огнем залегли.
В течение долгих 12 часов немецкие части осаждали неприступную бронированную крепость, которой для них стала израненная "тридцатьчетверка" гвардии лейтенанта Матвейцева. Погиб механик-водитель старший сержант Князькин, пытавшийся ремонтировать танк в минуты недолгого затишья. Оставалось совсем немного патронов, кончились снаряды, но мужественный экипаж во главе с истекающим кровью командиром не сдавался. Только утром 6 ноября в Хотив ворвались подразделения 71-й бригады. Вокруг танка Матвейцева высились горы трупов, но подбитый танк так и остался непобежденным.
После этого боя Иван Матвейцев долго лечился в госпиталях. А в январе 1944 года за подвиг при взятии Хотива ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Танки армии Рыбалко закончили войну в Берлине и Праге. А сам лейтенант Матвейцев из-за последствий тяжелого ранения в победном 1945-м был уволен в запас.
Став ветераном в 30-летнем возрасте, Иван Михайлович почти 35 лет проработал на "гражданке". Получил диплом инженера, трудился на различных заводах. Герой ушел из жизни в 1992-м. Его фото занимает почетное место в экспозиции Камешковского историко-краеведческого музея, а биография вполне могла бы стать основой сюжета приключенческого фильма. Герой-танкист был человеком удивительной скромности. Так случилось, что сегодня его земляки располагают всего лишь одной его фотографией! А судьба отважного лейтенанта ныне воспринимается почти как легенда:

"Осторожно, танки!"
Гвардейский 467-й окружной учебный центр в Коврове в свое время был создан на основе прошедшей Великую Отечественную Красно-знаменной Московско-Тартуской дивизии, и новые поколения танкистов воспитываются там в традициях воинской доблести своих предшественников. Сегодня у некоторых глубоко штатских людей существует мнение, что танк в ракетно-ядерный век – оружие устаревшее. Однако командир 522-го гвардейского учебного танкового полка опытнейший танкист и перспективный офицер подполковник Вячеслав Гладких с этим категорически не согласен:
– Танковые войска и в XXI веке составляют основу ударных сил сухопутных войск. На поле боя им отводится первостепенная роль, и лишь следом за танками пойдут мотострелковые части. А огневая мощь танков, способность уничтожать практически любую огневую точку (причем точность поражения сегодня составляет 99 %) делают их просто незаменимыми. Поэтому ответственно заявляю: танки были, есть и останутся!
Полк В.Гладких готовит командиров и механиков-водителей тяжелых танков Т-80 и Т-90 – именно такой техникой укомплектованы части боевой готовности российских Вооруженных Сил. Учеба в классах и на полигонах ведется ежедневно в любую погоду. Высокий уровень подготовки курсантов обеспечивается самой современной материальной базой (лучшей в Московском военном округе), а также хорошо подобранным командным составом и опытными инструкторами. И молодежь здесь под стать "старикам".
Наглядный пример такой преемственности – командир 7-й танковой роты 2-го танкового батальона того же 522-го полка гвардии старший лейтенант Иван Нагорных. Он – танкист в третьем поколении. Его дед-старшина провоевал всю Великую Отечественную, а потом служил в танковых войсках прапорщиком. Отец – подполковник-танкист запаса. Сегодня в танковых войсках служит старший брат Ивана – майор Алексей Нагорных. Даже их сестра Людмила – ефрейтор-связист в одном из танковых полков! И супруга старшего лейтенанта Нагорного Ирина – дочь прапорщика-танкиста.
– С детства я знал, что обязательно буду танкистом, – улыбается командир роты Нагорных. – Другой возможности для себя просто не представлял. Вырос в военных городках, танки постоянно были рядом. После окончания Омского танково-инженерного института был направлен в Ковров. Здесь уже 2 года. Служба интересная, чувствую особую ответственность в том, что доверена подготовка специалистов для танковых частей всего МВО.
Во время разговора, который происходил на командной вышке, старший лейтенант Нагорных ни на минуту не прекращал руководство учебным процессом. Вздымая тучи пыли, танки Т-80 один за другим выходили на рубеж и отправлялись выполнять учебные упражнения. Глядя на то, как уверенно движутся по полю грозные бронированные машины, было трудно поверить, что ими, хотя и под присмотром сержантов-инструкторов, управляют курсанты, которые всего лишь 3 месяца назад надели военную форму.
Среди вчерашних новобранцев немало призванных на службу из Владимирского региона. И.Нагорных представил одного из будущих механиков-водителей, который только что закончил выполнение поставленной задачи. 18-летний Михаил Охапкин родом из села Фоминки Гороховецкого района. Был призван 1 июня 2009-го и уже вполне освоил управление танком Т-80. До службы в армии учился в Ковровском колледже транспортного строительства на автомеханика, там же познакомился со своей девушкой Линой, которая приехала учиться на железнодорожника в Ковров из далекого Архангельска. Но отсрочку для студентов средних учебных заведений теперь отменили, и окончить учебу студент из Фоминок не успел. Однако о том, что надел солдатские сапоги, будущий автомеханик не жалеет.
– Здесь хорошая школа, в том числе и в плане освоения сложной техники. Думаю, это мне поможет в дальнейшем, – считает Михаил. – Для себя раньше решил – "косить" от армии не буду, постараюсь отслужить достойно. Танком управлять легче, чем автомобилем, – настолько там все автоматизировано. Я на разных машинах ездил – от "Жигулей" до "КамАЗа", но с танком, конечно, никакое авто не сравнится. Такая мощь, такая сила!
По большому счету танкист – это призвание. И хотя бытует мнение, что в танковых войсках могут служить лишь люди небольшого роста (иначе, мол, внутри бронированной коробки просто не поместиться), это не совсем так.
– При не слишком большом росте управлять танком действительно удобнее, – пояснил один из "ветеранов" 522-го полка. – Однако, к примеру, у нас есть майор почти двухметрового роста и 100-килограммового веса – человек очень спортивный и крупный. Он прекрасно управляется с танком. Дело не в росте, а в желании!
В окрестностях деревни Федулово Ковровского района, где дислоцируются танкисты и вокруг которой находятся многочисленные полигоны и иные военные объекты, на шоссе можно заметить уникальный дорожный знак, который не входит в перечень ГИБДД, но лучше любого инспектора заставляет водителей сбавлять скорость. Действительно, увидев знак с почти философски звучащим предостережением "Осторожно, танки!", невольно тормозишь и осматриваешься по сторонам. По сравнению с броневым чудищем любая, даже самая большая, машина выглядит едва ли не ущербным карликом. Это не бутафория – танки, двигаясь по своим особым маршрутам, пересекают асфальт там очень часто, причем порой колонна идет в течение получаса, собирая целые пробки почтительно ждущих авто. Впрочем, водители не в претензии. Зрелище гремящей мимо боевой техники поистине завораживает. И в очередной раз вспоминаешь старую песню, которую и сегодня любят танкисты нового тысячелетия: "Броня крепка, и танки наши быстры:".

Николай ФРОЛОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике