Обложка вторника

Нужна ли области атомная станция? В Навашинском районе Нижегородской области близ поселка Монаково планируется строительство Нижегородской АЭС. Сторонники называют этот проект "единственным шансом для развития региона", противники -...

Нужна ли области атомная станция?

В Навашинском районе Нижегородской области близ поселка Монаково планируется строительство Нижегородской АЭС. Сторонники называют этот проект "единственным шансом для развития региона", противники – "опасной авантюрой". Кто прав?

Стоит отмерить и 27 раз
Давно ходят по муромской земле слухи о строительстве вблизи города то полигона бытовых и производственных отходов, то атомной станции. Побродят, побродят, да и сгинут в дремучих лесах. А этот не сгинул…
И вот уже известны заказчик инвестиционного проекта Нижегородской АЭС – ОАО "Концерн Энергоатом", генеральный проектировщик – Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект", научный руководитель проекта – РНЦ "Курчатовский институт". Расчетные сроки ввода первого энергоблока – 2016 год, второго – 2018 г. Стоимость объекта может приблизиться к 300 млрд руб. (это равно почти ста мостам через Оку – таким, который достраивается близ Мурома).
Законодательство требует информирования населения и проведения общественных слушаний по вопросам экологической безопасности будущей АЭС. Нижегородские и навашинские власти совместно с концерном начали такую работу. Но, например, в отличие от поселка Вача с населением 6 тыс. человек и удаленностью от будущей АЭС в 28 км, в ее радиус не попал "заграничный" Муром с населением более 100 тыс. человек, расположенный в 20 км от предполагаемой АЭС.
В такой ситуации и появилась в Муроме инициативная группа, объединившая в основном молодых горожан, которая попыталась собрать информацию о проекте, о влиянии АЭС на окружающую среду и человека, донести ее до земляков, а также заявила свое категоричное "нет" строительству АЭС вблизи Мурома.
8 июля, в день святых Петра и Февронии, члены инициативной группы А. Хрипачева, Д. Червонов и А. Баринов организовали пикет возле администрации Мурома, на который приехали и противники АЭС с нижегородской стороны. Его участники заявили свое "Нет – строительству АЭС в Монаково!" Это была первая открытая общественная акция в городе, отразившая нарастающее беспокойство людей. Пикетчики "разбудили" Муром. Начались анкетирование, опросы, сбор подписей.
Муниципальные власти не остались в стороне. Итог можно было предугадать: 95 процентов опрошенных высказались против строительства станции в указанном месте. Совет народных депутатов принял обращение к руководству Нижегородской и Владимирской областей, депутатам Государственной Думы от нашего региона, председателю правительства В. Путину. Депутаты изложили опасения и возражения против строительства станции близ Монаково. Такое письмо направлено и руководству Росатома. Муромцы не агитируют за возврат "к лучине", они считают, что при принятии таких серьезных решений нужно даже не семь, а двадцать семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Ведь, решая сегодняшние проблемы региона, надо думать и о том, чем наши действия обернутся для будущих поколений.

Почему муромцы боятся аэс?
Конечно, первая причина – память о Чернобыле. В Муроме умерли уже более 70 "ликвидаторов", а ведь не прошло и четверти века после аварии, на ликвидацию последствий которой они ехали молодыми здоровыми людьми. Что уж говорить о самих работниках станции, о жителях прилегающих к АЭС населенных пунктов. На месте красивых сел и городов теперь – мертвая зона. Никто не хочет, чтобы "чернобыль" повторился.
Разумеется, глупо думать, что каждая станция когда-то взорвется. Но и в то, что она полностью безопасна для населения прилегающей зоны со дня пуска и до вывода из работы, никто не верит. Так называемые нештатные ситуации на АЭС не редкость, их фиксирует Ростехнадзор, с информацией можно ознакомиться в Интернете. Только в этом году на объектах атомной энергетики РФ произошло 8 "проблемных" ситуаций:
Сами представители атомной отрасли, например, на общественных слушаниях по АЭС в Навашине говорили о падении технологической дисциплины на предприятиях, изготавливающих продукцию для АЭС, и признались, что стараются выискать завалявшуюся на складах продукцию, изготовленную еще в советские времена, когда спрос за качество был строгим.
Страшно муромцам будущее соседство с АЭС еще и потому, что до сих пор нет решения по безопасной утилизации отходов ядерного топлива и самих станций. Специалисты гарантируют срок работы АЭС 60 лет. Однако вряд ли кто из подписавшихся под этой гарантией, равно как и поверивший в нее, доживет до подведения итогов. А между тем, ядерные отходы едва ли не более опасны, чем сама АЭС. Временное хранилище для них также будет располагаться на территории станции. И если реактор современной АЭС, как утверждают специалисты, защищен и двойным кожухом от внешней среды, и целой системой мер "от дурака", то хранилище, увы, нет:
По большому счету, получается, что страшен-то нам не "мирный атом", а пресловутый "человеческий фактор" при работе с ним: себя самих и боимся, нашего русского "авось", "небось" да "кое-как":

О пользе и безопасности аэс
Об этом спорят даже специалисты, поэтому не следует считать круглыми дураками тех, кто в стопроцентной пользе и безопасности атомных станций сомневается и не хочет подвергать себя пусть гипотетической, но угрозе. Один из участников общественных слушаний в Навашине, выступающий за возведение АЭС в Монаково поскольку связан с производством продукции для станций, все же признал мое право сомневаться и возражать, И я не обиделась на его реплику: "Всякой машине и тормоза нужны". "Тормоза", кстати, то есть те, кто критично и въедливо рассматривал представленные разработчиками положения об экологической безопасности АЭС, внесли немало своевременных и очень важных предложений, которые, надеемся, будут учтены. Но вопросов осталось еще немало. Думаю, что они прозвучат и на общественных слушаниях в Муроме, которые Совет округа назначил на 30 сентября. Представители концерна "Энергоатом" обещали приехать и рассказать муромцам и о пользе, и о безопасности станции, и о критериях выбора площадки, что они уже сделали в Навашине.
Побывали на слушаниях и муромцы, а председатель комиссии Совета по законности, правопорядку и местному самоуправлению В.Вахляев выступил с изложением отрицательной позиции Совета и общественности города по строительству АЭС в районе Монаково.
Хочу сказать несколько слов об организации данного мероприятия. Согласно постановлению главы Навашинского района местом слушаний был выбран Дворец культуры, а назначены они на 4 сентября (случайно ли совпадение с Днем специалиста по ядерному обеспечению?). Видимо, прошедшие пикеты и митинги дали организаторам повод ожидать каких-то "провокаций", и в Навашино было стянуто огромное количество сотрудников милиции.
От въезда в город и до ДК нашу машину, например, проверяли несколько раз, чуть ли не через квартал. Несколько досмотров пришлось пройти и до входа в зал. Вызывали интерес две "коробки из-под ксерокса", в которых члены муромской инициативной группы везли копии 18 тысяч подписей, собранных против строительства АЭС. С трудом нашли и места в зале, для муромцев не предусмотренные (хотя в фойе довелось услышать, что из Мурома здесь ждут два автобуса с противниками строительства). Напрасно волновались на этот счет. Но все-таки "выловили" двоих нежеланных гостей – задержали без объяснения причин сопредседателя Российской экологической общественной организации "Экозащита" Владимира Сливяка и ее эксперта – физика-ядерщика Андрея Ожаровского и изъяли подготовленное им заключение на материалы оценки воздействия на окружающую среду при строительстве и работе АЭС.
Наверное, остались довольны "операцией", но молва об отлове "диверсантов" тут же разлетелась далеко за пределы региона. У людей возникла мысль: наверное, неспроста не допустили до слушаний оппонента, который, в отличие от ратующих за АЭС "простых жителей", может вести профессиональный спор:
Ликвидация дефицита электроэнергии и огромные средства, которые может подтянуть за собой в регион строительство АЭС, – главный фактор для голосования "за". Нижегородцы рассчитывают на дополнительные налоги (называлась цифра 2 млрд руб. в год для региона) уже с начала стройки. Многие предприятия и учреждения региона надеются получить заказы на изготовление оборудования и приборов, подготовку кадров. Но, по выражению одного из выступавших, "доллары в глазах", похоже, заслонили кое у кого все остальное.
Продвигающие проект атомщики на все вопросы оппонентов о безопасности отвечали: "Нет!". Радиационной опасности для населения от станции нет. Санитарная зона совпадает с промплощадкой предприятия, так что проживать, выращивать овощи, заниматься иными делами или отдыхать без ущерба для здоровья жители Навашинского района и гости могут сразу за ее забором.
А поскольку от этого забора до Муромского заказника – уже несколько километров, то тревожиться за заповедную флору и фауну уж точно не стоит. И почему это представители Навашинского района считают, что станция поставит крест на развитии сельского хозяйства и личных подворий, потому что, узнав, откуда товар, люди не станут его покупать. И про раковые заболевания вопросы задавали без конца, хотя доктор из Сарова свидетельствовал, что в его городе заболеваемость раком даже чуть ниже среднеобластной (но там и медобслуживание не чета навашинскому!).
Муромцы тревожатся об Оке. И тоже, выходит, напрасно. Ведь вода, которая пойдет для охлаждения систем, соприкасаться с радиоактивными средами не будет, и никакая бяка в реку не попадет. Согласно всем нормативам, ни военный аэродром Саваслейка, ни железная дорога, ни озеро Свято, ни промышленный Муром не представляют для АЭС никакой опасности, равно как и сама она для данных объектов. Радиоактивные отходы будут не опаснее отходов в мусорном ведре, ведь их упакуют так надежно, что они пролежат не меньше полувека. Что еще? Над Монаково проходит "авиадорога", но даже если 20-тонный самолет упадет прямо на АЭС, последняя едва ли содрогнется, Хотя вероятность такой ситуации – один на десять миллионов.
Авария на реакторе, который будет установлен на Нижегородской -Навашинской АЭС, тоже в принципе невозможна, поскольку у него совершенно иные принципы работы, а системы безопасности исключают вмешательство "человеческого фактора". Но даже если и произойдет этот гипотетический случай, то живущие "за забором" навашинцы могут не волноваться ни за себя, ни за свои помидоры: специальная ловушка все вредное поймает.
Не может ли случиться с будущей АЭС того, что, согласно легенде, произошло с храмом, ушедшим на дно расположенного недалеко озера Свято? Ведь юг Нижегородской области – сплошь карсты, а в селе Чудь провалы случаются довольно часто. И здесь от проектировщиков отрицательный ответ, поскольку-де специалисты отыскали гарантированно безопасный участок и ручаются за его "выносливость".
Однако оценки негативных последствий размещения АЭС именно в этом месте представителей "Экозащиты", такого авторитетного ученого, как являющийся членом Европейского комитета радиационного риска академик А. Яблоков, не пропущенного на слушания физика А.Ожаровского и других прямо противоположны и заставляют обывателя задуматься: кто же говорит неправду?

Почему навашинцы не боятся АЭС?
Ответ на этот вопрос дал опрос, проведенный сотрудниками Нижегородского отдела Института социологии РАН, о котором доложил на слушаниях один из его организаторов. Опросили 900 человек. Только 6 процентов из них ответили, что видят хоть какое-то улучшение жизни, а более 30 процентов отмечают ее ухудшение. 12 процентов надеются на лучшее будущее, а 35 воспринимают его со страхом, не веря в перемены. Какие же проблемы доводят людей до безысходности? На первом месте (почти 60 процентов) – низкие зарплаты и пенсии, отсутствие достойной работы, следом – отъезд молодежи на заработки, нехватка денег у местных властей на социальные программы. Вывод: город и район бесповоротно хиреют, и никто не может изменить ситуацию.
И в такой депрессивной социально-психологической обстановке вдруг появляется предложение о строительстве атомной станции. Что ответят навашинцы? Скажут, что АЭС – это страшно? Да, нашлись и такие, но это, в основном, люди старшего поколения. А около 48 процентов опрошенных высказались за АЭС.
Почему они не боятся возведения ее в опасной зоне карстовых провалов (такого эксперимента еще не ставили нигде в мире!)? Да, видимо, потому, что находятся в такой безысходной обстановке, что никакие грядущие опасности их не пугают. Грядущая стройка и будущая станция видятся им единственным шансом спасения. Одна из выступавших так и сказала. Люди верят, что найдут работу на стройке, а затем и на самой АЭС, что смогут получить жилье, различные льготы, в том числе и по оплате электроэнергии. Те из жителей, кто побывал на экскурсиях на Ленинградской и Калининской АЭС, надеются, что и они станут жителями таких же современных городов-спутников с полной социальной инфраструктурой. Но почему не довезли экскурсантов до старого Удомля, что близ Калининской АЭС, где коренное население так и мается без дорог, мало-мальского коммунального и прочего обслуживания?
Выступавшие с трибуны атомщики, продвигающие проект АЭС, между прочим, никаких конкретных обязательств по трудоустройству и расселению жителей, не являющихся работниками станции, равно как и по льготам для населения 30-километровой зоны на себя не берут, хотя и заявляют, что им выгоднее брать на работу именно местное население. Некоторые навашинцы уже сегодня готовы написать заявления.
Несколько раз общественные слушания переходили в спор о том, нужна ли вообще АЭС или нет, вместо обсуждения безопасности ее строительства именно близ Монаково. И неоднократно повторяли сторонники станции, что муромцы потому против, что просто завидуют их будущему счастью. Как говорится, без комментариев.
На соседей муромцы не обижаются: и навашинцы тяжело живут, и у нас проблем немало. Междоусобицу вокруг строительства АЭС устраивать не стоит. А вот комментария или, точнее, обозначения четкой позиции руководства родной Владимирской области жители Мурома ждут. На недавней встрече с журналистами губернатор как бы между прочим заметил, что маленькая Бельгия зарабатывает большие деньги от продажи электроэнергии своих АЭС. Николай Владимирович обещал также направить на слушания официальную делегацию от Владимирской области и заявил, что после изучения всей информации будет выработана конкретная позиция руководства области. В Навашине на общественных слушаниях члены областной делегации присутствовали, однако ничем себя "не проявили".
Еще несколько слов о самих слушаниях. После основных докладчиков выступили все (!) записавшиеся (их оказалось около 60 человек). Затем специалисты ответили на все (!) поступившие из зала вопросы. Начавшиеся в 16 часов слушания закончились только к полуночи. Велась запись всех выступлений.
Хочется верить, что слушания, запланированные в Муроме на 30 сентября, пройдут так же демократично и организованно, при активном участии жителей.

Татьяна СТАРКОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике