16+

Обложка пятницы

Езда в режиме пробки

Раньше об автомобильных пробках мы знали исключительно по политическим телепрограммам, пугавшим советского зрителя картинками загнивающего Запада. Теперь – вот они, пробки, у нас во Владимире. С каждым годом количество транспорта в городе растет, а дорожная сеть – стоит на месте.

Пуск третьей очереди Лыбедской магистрали – единственное достижение последних лет в плане дорожного новостроя в областном центре. До второй и первой очереди дело не дошло. Нужны деньги. Только из федерального и областного бюджета – по 100 и, соответственно, по 40 млн рублей ежегодно. Таких средств нет. Город, в свою очередь выделяющий 40 млн рублей, видя несоответствие планов и наличности, потихоньку перераспределяет эти средства на другие цели – ЖКХ, социалку:
Таким образом, борьба за альтернативный проезд, позволяющий разгрузить историческую часть Владимира и сделать ее пешеходной зоной, ведется тихо, локально, не меняя картины в целом. А она печальна, эта картина.
Простоять час в толчее машин перед клязьминским мостом? Это реальность жарких будней и неизбежность пятничного и воскресного вечеров. По пути отечественные машины закипают и встают посреди дороги, иномарки норовят боднуть еле плетущееся впереди авто.
– Жизнь на месте не стоит, если раньше автомобиль был роскошью, то теперь почти в каждой семье есть машина, а то и не одна. А дорожная сеть остается на уровне 70-х годов. Во Владимире зарегистрировано 103 тысячи транспортных средств. К этому добавьте сотни транзитных автомобилей, тысячи машин из области, владельцы которых приезжают на работу или по делам в областной центр. Плюс туристические автобусы и автомобили. Так что Владимир буквально перегружен транспортом, – говорит командир батальона ДПС городского отдела ГАИ Алексей Башкиров.
Каков выход из ситуации? Власти уповают на успешную реализацию генерального плана развития муниципального образования, которая, правда, растянута на ближайшую десятилетку. ГАИ со своей стороны корректирует дорожные знаки и светофоры, но регулирование транспортных потоков, улучшая обстановку, кардинально проблем не решает.

Место клинча изменить нельзя
Места регулярных заторов известны каждому автолюбителю. Это наиболее оживленные перекрестки, соединяющие магистральные улицы города. В этом году длительность заторов увеличилась. На "черепаший шаг" машины переходят примерно в половине восьмого утра, и продолжаются эти мучения часиков до десяти; ближе к вечеру на дорогах напряженно с 16.30 до 18.30-19.00. Правда, и в обед движение автомобилей довольно плотное, что, конечно, повышает аварийность. Вот и говорят инспектора ДПС, что день жестянщика у них – сутки напролет. Еще пару лет назад по 70-80 столкновений автомобилей случались в осенне-зимний сезон – во время снегопада, гололеда. Сейчас это привычная будничная статистика, невзирая на погоду.
Где же в городе образуются самые длинные "хвосты"? Как уже говорилось, на перекрестках.
Пересечение улиц Горького и Мира. На первой автомобили выстраиваются в очередь от БСП, на второй – от развязки с улицей Батурина.
Перекресток улиц Гагарина и Большой Московской. Узкие полосы, скученность общественного транспорта, обилие туристических автобусов, ответвления от главной дороги – все в комплексе.
Улица Добросельская. Вроде бы, дорога в несколько полос, да только заторы образуют левые повороты и активно двигающийся в сторону Боголюбово и Суздаля транзитный транспорт. Затруднения движения возникают от ВХЗ до Суздальского проспекта. Эпицентр затора – на улице Погодина.
Перекресток улиц Большая Нижегородская и Мира. Трудности возникают из-за прохождения железной дороги и разнонаправленности потоков. Пересечение улицы Верхняя Дуброва и проспекта Ленина. Поворачивающие в сторону Москвы и Пекинки вынуждены ждать порядочно времени.

Пробка в бутылке
По мнению сотрудников ГАИ, многие заторы на дорогах возникают из-за перехода широкой трассы в узкую. Такая ситуация на улице Дзержинского и на мосту через Клязьму. Возникает эффект бутылочного горлышка. Транспорт идет по двум-трем полосам, затем дорога сужается, и весь поток вынужден выстраиваться в одну линию. К этому около ТЦ "Гранд" добавляется еще ужасное качество дороги: ямы, ухабы, рытвины и "волны". О проблемном участке "Призыв" писал еще в прошлом году, но ни тогда, ни сейчас данный отрезок улицы Дзержинского не вошел в перечень объектов по капремонту.
Клязьминский мост – отдельная песня. Впрочем, как уверяют гаишники, дело не в нем самом, а в дамбе.
– Мост-то вполне отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Заторы возникают не здесь. Машины заезжают на дамбу, как в бутылочное горлышко. Там необходимо делать движение в две полосы в каждую сторону, – считает командир батальона ДПС городского отдела ГАИ Алексей Башкиров.
Сделать это возможно. В отличие от Лыбедской магистрали, на строительство которой требуются сотни миллионов рублей, потянуть переустройство дамбы город и область в состоянии. Нужно сделать насыпь, уплотнить грунт и заасфальтировать. Правда, по генплану планируется расширение моста. Можно и этим себя тешить. Только когда это еще будет? А заторы – вот они, налицо.

Парковок больше – заторов меньше
Ясно, что значительная часть заторов возникает из-за неправильно припаркованных автомобилей.
– С парковками в областном центре сложилась очень трудная ситуация. Полагаем, решить ее администрация города может. Для нас большой вопрос, как могло столько магазинов и торговых центров открыться без автостоянок и парковочных мест? В центре города есть подземная парковка около одного торгового центра – и все. На всех магистральных дорогах города, где есть четыре полосы – обязательно две заняты припаркованными автомобилями. И у каждого такого отрезка мы поставить инспектора не можем, – разводит руками главный госинспектор ГАИ области Александр Кунаков.
Действительно, лишь в северных торговых рядах есть парковка на 500 мест, у остальных крупных торговых точек – 50-100 парковочных мест для автомобилей, а то и вовсе нет. В области работает 113 гостиничных комплексов, отелей и гостевых домов, и лишь у половины из них есть специально отведенные места для парковки.
Да, сейчас предприниматели, намеревающиеся открыть вдоль дороги магазин, салон или офис, обязаны согласовывать проекты с ГИБДД. В первую очередь руководство ГАИ смотрит на наличие парковочных мест. Но это касается лишь новообразованных объектов торговли. А что делать с теми, что существуют годами?
К примеру, столичный инвестор готов вдохнуть новую жизнь в кинотеатр "Художественный". Пойдет зритель. Прибавится машин. А парковки около "Художки" нет. Где ставить транспорт – неизвестно. И такая ситуация с большинством магазинов и кафе в центре города. Открылась их масса, но ни один не побеспокоился о парковке. Хотя позади зданий, где они располагаются, место есть – надо его благоустроить. Но это не делается. И машины скапливаются на Спасской и Девической.
Огромное количество автомобилей паркуется около административных зданий. По-прежнему не решен вопрос парковок около РОВД, отделов миграционной службы, судов, департаментов и управлений, поликлиник и больниц. Все тротуары и газоны забиты транспортом сотрудников этих организаций. А посетители? Вот и выходит, что поход к чиновнику или врачу, и без того малоприятный и хлопотный, начинается с войны за место для парковки.
Еще два-три года назад много говорилось о строительстве многоэтажных надземных и подземных стоянок. Были планы. Назывались конкретные адреса. До дела не дошло. Сейчас, видимо, тем более не до этого – кризис. Поэтому – чего уж там скрывать, будем реалистами – расчистить место под тучнеющие стада железных коней можно лишь одним способом – за счет сокращения зеленых площадей. Многие предприниматели уже это делают: обустраивают т.н. карманы – врезы в газон. Некоторые оставляют деревья, другие, чтобы освободить еще одно место для парковки, – вырубают. Можно негодовать по этому поводу. Но что поделаешь, если планы остаются на бумаге, а жизнь диктует действовать здесь и сейчас. Да административных препятствий нет: ГАИ с точки зрения безопасности дорожного движения это одобряет, не запрещено строительство карманов и градостроительными нормами. По проспекту Ленина и на улице Горького появилось множество таких карманов, и припаркованных на дорогах машин стало значительно меньше.

ГАИ: регламентировать работу торговли
За городские дороги отвечают, прежде всего, муниципалитет и ГИБДД. Последняя бдит за безопасностью дорожного движения, рекомендует мэрии те или иные мероприятия по улучшению дорожной ситуации. Кое-что предпринимает сама.
К примеру, на Добросельской в районе ВХЗ поменяли режим светофора: продлили действие зеленого сигнала в прямом направлении. Ежедневно здесь работают инспектора ДПС, запрещая парковаться фурам, создающим помехи другим автомобилям.
По улице Спасской еще недавно была запрещена остановка транспорта по обе стороны. Но это не сдерживало водителей. Частичное снятие ограничений – разрешение парковки на одной стороне – в какой-то степени решило проблему.
Также руководство ГАИ обратилось в мэрию с двумя предложениями по улучшению дорожной обстановки. На улице Мира вполне можно убрать зеленую разделительную полосу и получить еще одну для дороги, чтобы разгрузить направление налево.
И самое главное, автоинспекция предложила ввести запрет на движение транзитного транспорта в центральной части города. Ведь междугородные и пригородные автобусы вполне могут добираться до вокзала по другим дорогам: по Мира, Горького… К тому же, необходимо упорядочить движение грузового транспорта. В центре достаточно магазинов по продаже крупногабаритной техники, прием товара и загрузка проданной техники проводится в течение дня. "Газели" и фургоны мешают проезду. Администрации же достаточно обязать объекты торговли скорректировать графики поставки товара. Оптимальное время – ночь или раннее утро, когда общественный транспорт еще не ходит. Но ни на одно из предложений ответа пока не поступало.

Мэрия: транспортные развязки к 2015 году
Муниципальные власти надеются на реализацию генерального плана. Публичные слушания по его проекту пройдут сегодня. Документ разработан в соответствии с Градостроительным кодексом, автор проекта – институт "Ленгипрогор" города Санкт-Петербурга. Он рассчитан до 2025 года, первоочередные его задачи будут осуществлены к 2015 году. Весомый раздел в генплане отводится развитию транспортной и дорожной инфраструктуры. В частности, предусматривается совершенствование автодорожной сети.
Разработчики в этом вопросе ориентируются на средний уровень автомобилизации. На первую очередь проектирования принята норма 250 автомобилей на 1000 жителей, на 2025 год – 300 на 1000. Расчетное количество индивидуального автотранспорта на 1-ю очередь составит более 85 тыс. автомобилей, на 2025 год – 102 тыс. автомобилей. Хотелось бы заметить, что уже сейчас во Владимире зарегистрировано 103 тысячи автомобилей. Нестыковка.
Генпланом предусматривается строительство восточного обхода города. Предлагается два варианта трассировки обхода. Первый начинается от автодороги Владимир-Иваново и выходит на автодорогу Владимир-Муром-Арзамас. Строительство данной автодороги потребует устройства транспортных развязок на пересечении с южным обходом города, дорогой на Боголюбово, автодорогой федерального значения Владимир-Иваново, путепровода и моста на пересечении с железной дорогой Москва-Нижний Новгород и рекой Клязьма.
Согласно второму варианту трасса начинается от пересечения северного обхода с автомобильной дорогой федерального значения и выходит на автодорогу Владимир-Рязань. Есть в планах строительство дальнего северного обхода с устройством четырех транспортных развязок на пересечении с автодорогами регионального значения Владимир-Иваново и Владимир-Юрьев- Польский-Переславль- Залесский. Нетрудно понять, что это очень затратные по времени и по деньгам проекты. Хорошо, если к концу 2014 года их осуществят. За эти пять лет количество транспорта увеличится многократно.
По плану, в городе появится Южная магистраль, которая по короткой тропе свяжет юго-западный и восточный районы, обеспечивает выход к мкр. Юрьевец и Энергетик. Будет и транспортное полукольцо, образованное улицами Диктора Левитана, Студенческой, Рокадной, поворот на завод "Точмаш". Магистраль позволит пропускать грузовые потоки в промзоны, минуя центр города.
Есть перспективы у направления по улице Мира – Рпенский проезд. Здесь планируется выход в восточный район, что позволит уменьшить загрузку улицы Добросельской. Для увеличения пропускной способности предусматривается строительство транспортных развязок в разных уровнях на перекрестках пр. Ленина – ул. Верхняя Дуброва, ул. Фрунзе – поворот на "Точмаш", ул. Горького – Лыбедская магистраль.
В генплане есть радужные надежды на поэтапное строительство Лыбедской магистрали от Студеной горы до площади Фрунзе. Не менее оптимистичны чаяния на организацию выезда с ул. Летнеперевозинской с выходом на ул. Тумскую, на строительство мостового перехода через железную дорогу по улице Диктора Левитана для соединения с ул. Тумская.
Возвращаясь к проблеме клязьминского моста, повторимся: по генплану планируются его реконструкция и расширение дамбы Судогодского шоссе до 4 полос движения в обоих направлениях – к 2015 году.
Поскольку новых территорий для размещения гаражей с соблюдением санитарных, экологических, противопожарных норм в уже существующей застройке нет, генплан возвращает нас к идее строительства полуподземных, подземных, встроенно-пристроенных и многоэтажных гаражей. Преимущество отдано многоэтажным. Таковые планируется построить на Тихонравова, Батурина и Университетской, Куйбышева. Каждая площадка рассчитана на 150 автомобилей. Впрочем, стоит лишь повториться, что планы такие были и раньше.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Просмотры: