Обложка среды

Жители Курлова отрезаны от внешнего мира После отмены поезда на Владимир в Гусь-Хрустальном районе отчаявшиеся жители Курлова готовы на крайние меры. Железнодорожное ведомство обещает пойти на уступки На...

Жители Курлова отрезаны от внешнего мира

После отмены поезда на Владимир в Гусь-Хрустальном районе отчаявшиеся жители Курлова готовы на крайние меры. Железнодорожное ведомство обещает пойти на уступки
На станции Курлово собираются митинговать жители. Из-за убыточности отменили едва ли не единственный поезд, который останавливался, что называется, у каждого столба. Вот только у каждого такого столба живут сотни и тысячи людей, которым теперь выехать за пределы своего города или поселка невозможно. Никакого другого сообщения, кроме железнодорожного, на маршруте Владимир – Гусь-Хрустальный – Курлово практически нет.

Сейчас на местном рынке и в магазинах, на предприятиях, да и на каждом перекрестке тема обсуждения одна: утренний поезд "Владимир – Тумская", проходящий через Курлово, отменили, а единственный автобус не может вместить всех желающих. Отменен также обратный поезд из Владимира, следовавший через Гусь-Хрустальный около четырех вечера. Эта пара поездов была в районе самым востребованным и доступным видом транспорта.
Ответственные лица Горьковской железной дороги ссылаются на бездействие местных властей, а те, в свою очередь, обвиняют в самовольстве железнодорожников. Так или иначе, с момента отмены поезда прошло уже порядочно времени. И в Курлове, и в районе зреет недовольство.

Почему нас так бросили?
На станции Курлово в 7 утра теперь безлюдно. Хотя еще недавно было не протолкнуться. На маршруте только служебный поезд – для рабочих дороги. А тот, который нужен другим рабочим, а также учащимся и пенсионерам, отменили. Единственный автобус в восемь утра едет только до Гусь-Хрустального. Тридцать мест на тринадцать тысяч жителей Курлова. Те, кто не сумел втиснуться в старый "пазик", останутся без зарплаты или не решат свои проблемы. В Гусь-Хрустальном находятся учебные заведения и все социальные учреждения: центральная районная больница, Пенсионный фонд, военкомат: За каждой справкой надо ездить в райцентр, а это ни много ни мало – 16 км пути.
Мария Колдаева живет в той части Курлова, что за железной дорогой. На утренней электричке она ездила на работу в Гусь-Хрустальный. Теперь, в основном, сидит дома с ребенком. Иногда удается на автобусе увезти ягоды на гусевской рынок. Но продать их за час молодая мать не успевает. А обратно надо торопиться к 11-часовой электричке, иначе застрянешь в Гусь-Хрустальном до позднего вечера – следующий поезд в восемь – и возвратишься домой глубокой ночью. Днем – астрономическое окно в расписании.
У Людмилы Шагиной, главного экономиста Курловского лесопромышленного предприятия, дети учатся в Гусь-Хрустальном стекольном колледже. Раньше в восемь вечера они были уже дома, а теперь приезжают за полночь. За них переживает вся семья.
– Кстати, на железной дороге даже всех кассиров посокращали. Касса в Гусе последние два дня не работает. Что же это за борьба с убытками, если в итоге пассажир страдает, – возмущается Людмила Николаевна.
Надежда Голубева, продавец магазина у станции, тоже живет за железной дорогой:
– Для меня отмена этой пары поездов – трагедия. Единственная связь с Гусем была – этот поезд. Автобус всех не вмещает, а остановка на окраине Курлова, с нашей части города туда пешком несколько километров. Автобус часто сбивается с расписания, стоишь, ждешь его на жаре или мерзнешь под дождем на дороге. А наш поезд ходил строго по графику. Летом, наоборот, обычно вводят дополнительные рейсы, для грибников и дачников. Читали, по такой же неэлектрифицированной линии на Иваново пустили современный рельсовый автобус. А мимо Курлова ходили-то всего три вагона – и те сократили! А еще статус города. Мы теперь в изоляции, словно в маленькой заброшенной деревне.
Десятиклассница Аня Осипова должна ехать в Гусь-Хрустальный за учебниками и формой, готовиться к выпускному классу. В курловском магазине, где она сейчас подрабатывает, и на местном рынке нужных вещей нет, а как будет добираться до Гусь-Хрустального, даже не знает.
Одна из жительниц Курлова, Лариса, тоже возмущена до предела:
– Мама моя болеет сахарным диабетом, как постоянно ездить в больницу? А муж сейчас учится во Владимире на курсах повышения квалификации. Сегодня встал в три часа ночи, чтобы сесть в первый тумской поезд. Вернется ночью, а в три снова вставать. А если сама заболею, к специалистам нужно обязательно ехать в Гусь-Хрустальный. В Курлове принимает один терапевт. Представьте, с температурой вставать в три утра, а потом в Гусе после приема ждать до позднего вечера, чтобы за полночь вернуться домой. В итоге в больном состоянии провести на ногах почти сутки. И ребенка нужно собирать в первый класс! В конце концов, сводить сына в Курлове некуда. В парк поехать, в кино или в кафе – такси до Гуся стоит 300 рублей. Словно невыездные.
– Мы все подпишемся! – услышав, моментально подхватывают тему другие покупатели. – На любое предприятие, на рынок здесь зайдите, каждый скажет! Пусть нам вернут прежнее расписание! Почему нас так бросили?

На обочине железной дороги
Еще в худшем положении оказались жители деревень рядом с Курловом – Великодворье, Дубровка, Нечаевское и других. Им и вовсе доступ к социальным благам отрезан.
Получается, волей руководства ГЖД "на обочине" железной дороги оказались, в первую очередь, самые незащищенные – инвалиды, пенсионеры, дети и семьи скромного достатка, не имеющие личного транспорта. Причем счет пострадавших от действий ГЖД идет на тысячи людей.
На житейском уровне курловцам решить проблему не удалось. Коллективные письма руководству железной дороги остались без ответа.
Как пояснила глава Курлова Татьяна Телятникова, ГЖД "без предупреждения нас, местных властей, отменила поезд, создала целую проблему для города". Первый зам. главы Гусь-Хрустального района Александр Рыжков тоже недоумевает:
– Железная дорога не согласовала это решение ни с администрацией района, ни с руководством области. Для жителей эта отмена как гром среди ясного неба.
Железнодорожники теперь объясняют, что причина в убыточности линии Владимир – Тумская и в реформировании дороги. Наша территория тоже скоро войдет под управление созданных ОАО "РЖД" дочерних компаний по пригородным перевозкам. Если при старом порядке ГЖД нашу линию худо-бедно обслуживала, то новые управленцы, очевидно, окончательно сочли ее нерентабельной.
Для Владимирского участка дирекции пригородного сообщения ГЖД, как мы с удивлением выяснили, решение Горьковской дороги тоже стало неожиданностью: по отмене поездов на Тумскую "Горький с Владимиром" не советовался. Постфактум руководство ГЖД объяснило владимирским коллегам, что "в условиях значительного превышения расходов над доходными поступлениями от пригородных пассажирских перевозок и отказа со стороны властей от возмещения убытков, оно вынуждено сократить размеры движения пригородных поездов именно на участке Владимир – Тумская".
Еще ГЖД ссылается на местные власти: якобы те не заключают с ней договор на перевозки, где четко бы прописывалось, сколько жителям Гусь-Хрустального района необходимо пригородных поездов, с какой регулярностью они должны ходить.
Но в департаменте транспорта говорят, что договор есть, до 2011 года. И категорически от возмещения убытков дороге власти не отказываются. Просто эти убытки, действительно, какие-то "подозрительные". Где доказательства? Никаких финансовых документов, обосновывающих колоссальные потери дороги, нет.
А если все дело в безбилетниках, то это "личные трудности" не местных или региональных властей, а самой железной дороги. Плюс нехватка кассиров, ревизоров и проводников: Пусть дорожники решают свои "технические проблемы" цивилизованным путем. Зачем же сразу закрывать тысячам людей доступ к социальным учреждениям. Для курловцев это жизненно важный маршрут.

График вернут, но надолго ли?
Администрация района встала на защиту жителей. Интересы курловцев поддержал и областной департамент транспорта, отправив официальное письмо в ГЖД с просьбой восстановить график движения. На днях в департаменте состоялось совещание, на которое прибыли представители ГЖД. После долгих переговоров и убедительных доводов "принимающей стороны" дорожники согласились. Ввиду резонанса и в виде исключения ГЖД пообещала возобновить движение пары поездов "Владимир – Тумская", только сами составы будут другими. Два отмененных поезда уже перебросили на Ижевское направление.
Как нам сообщила руководитель пресс-службы ГЖД Марина Бабкина, с 20 июля пара поездов 5705/5704 из обращения выводится, но назначается пара 6704/6705 – тоже ежедневная: 6704 Тумская – Владимир будет отправляться со станции Тумская в 5.40, прибывать во Владимир  в 9.56. Поезд 6705 Владимир – Тумская отправится из Владимира  в 16.30, прибудет в Тумскую  в 20.05.
Однако не факт, что неожиданное решение ГЖД сохранить график малодеятельной линии станет окончательным. Исключительные меры обычно бывают временными. Ведь проблемы убытков не решены. ОАО "РЖД" приказало всем своим направлениям оптимизировать расходы на перевозки. Это основная задача и создаваемых ею сейчас дочерних пригородных компаний. И Горьковской дороге содержать "ретро-путь" на Тумскую, ясное дело, крайне невыгодно.
В современные скоростные ветки – например, "Москва – Нижний Новгород" – дорога готова вкладывать миллиарды рублей, но за счет сокращения так называемых малодеятельных линий. И хотя "поезд на Туму" сегодня помогает устроить быт тысячам людей: жителям областного центра, Гусь-Хрустального, Судогды и ряда районов – в глазах дорожников как коммерческий путь он тупиковый.
К тому же линия на Тумскую "морально устарела". Расстояние от Владимира до Гусь-Хрустального поезд с тремя старыми ржавыми вагонами преодолевает за три часа, а ведь это всего 60 км. Путь крайне изношен. Участок от Улыбышево до Головино состоит из дорожных "кривых", по своему техническому состоянию и конструкции не позволяющих электричке двигаться со скоростью более 20 км/ч. Ведь эти рельсы строились еще для узкоколейных паровозов, которые сегодня встретишь разве что в музее. Участок Владимир – Тумская позже был перестроен на широкую колею, но при этом сама линия не менялась. Поэтому поезд ради безопасности движения идет по "музейным" кривым очень медленно. В ремонт этого пути ж/д не вкладывалась десятки лет. Маршрут "скорее мертв, чем жив", и дорожники не видят смысла его реанимировать: все равно пассажиров и грузов мало.
Жители Курлова и окрестных населенных пунктов оказались между двух огней: чиновники и дорожники не могут договориться. Курловцы не знают, сколько продлится "милость" дорожников – возврат графика движения себе в убыток. И помогут ли чиновники, когда железная дорога все-таки откажется от малодеятельного маршрута.

Осторожно, двери закрываются!
В точно такой же ситуации могут оказаться сегодня и жители других отдаленных районов области, расположенных на бесперспективных линиях. Убыточные ветки РЖД намерены закрывать по всей стране. Многие чиновники против: в результате ухудшится "подвижность" населения. Ведь эти линии в свое время строились как раз для развития производства и сельского хозяйства. И если их закрыть сейчас, регионы финансово начнут угасать. Железные дороги должны оставаться даже там, где у станции двадцать домов, иначе развитие территорий будет загублено. Как только закроется дорога, домов тут же не станет.
А ведь порядок зависимости здесь может быть обратный. Линия Владимир – Тумская сейчас так маломощна, потому что предельно изношена. Этот участок может быть по-прежнему востребован как пассажирами, так и предприятиями-заказчиками грузов, если реконструировать путь. Жители Гусь-Хрустального, Курлова и Судогды решат свои социальные проблемы. А районные предприятия будут лучше справляться с поставками грузов и смогут создать более стабильные условия труда сельским жителям.
От малой железнодорожной ветки зависит благополучие нескольких районов, но пока дорожники предпочитают "резать по живому". Самое печальное, область и район существенно повлиять на их решения не могут. Нет такого закона, обязывающего железную дорогу "во веки веков" беречь удобное людям расписание.
– Будем ходить, просить, а что еще можно сделать? – ответили нам в администрации Гусь-Хрустального района.
Хотя сделать можно многое и на уровне района. Логичные меры напрашиваются сами: наладить нормальное движение автобусов из Курлова до Гусь-Хрустального и Владимира. Это вполне в компетенции местных властей. Один автобус в день – просто нелепо для района с хорошими дорогами и полным пассажиропотоком. Курлово, в конце концов, не где-нибудь в сибирской тайге.
Правда, заняться перевозками фактически некому. Как сообщили в администрации, сейчас решается вопрос с Курловским АТП о выделении пока одного дополнительного автобуса, и только до Гусь-Хрустального. Районные АТП сегодня вообще переживают не лучшие времена.
Почему бы тогда не пустить на дорогу частников? Автобусный маршрут "Курлово – Владимир" при своей востребованности наверняка станет прибыльным для перевозчиков.

Елена ПЕВЦОВА

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике