16+

Обложка среды

SOS: Спасите нас от мусора!

За три года количество несанкционированных свалок во Владимирской области увеличилось в 20 раз. Что делать?
Экологи бьют тревогу: с каждым годом количество свалок во Владимирской области увеличивается стремительными темпами. Для сравнения: в 2006 году их было 68,
а в этом году уже 1355. Если тенденция сохранится, скоро нам придется жить на мусорных кучах!

Три года назад общая площадь мусорных залежей региона составляла 68 гектаров, а сейчас – 83 га. Это говорит о том, что в первую очередь множатся "точечные свалки", распыленные по территории всей области. И это лишь официальные данные. Можно представить, сколько инспекторам предстоит сделать "открытий чудных". Обозреватель "Призыва" отправился в рейд по Суздальскому району, чтобы оценить масштаб бедствия.

Хламово хлам не принимает
Мы на несанкционированной свалке, что на территории Павловского сельского поселения. Площадь – примерно 1 гектар. На наших глазах трактор делает обваловку – роет заградительные земляные валы, чтобы мусор не разлетался по ветру и не портил исторические места. Рядом – оживленная трасса Владимир-Суздаль. Туристы катят осматривать достопримечательности.
Нам несказанно повезло – на наших глазах появился мусоровоз, с какими целями, понятно. Водителя не смущало то, что висит запрещающая надпись. Притаились в сотне метров в надежде, что водитель в нашем присутствии станет сваливать мусор. Как бывает? Тайком сбросят мусор, а затем отнекиваются: "я не я и мусор не мой". Надо еще доказать, что это дело рук "мусорщиков-халявщиков". Наш фотокор фиксирует экологическую непотребщину. Подходим к водителю. Инспекторы предъявляют "корочки". Водитель попался не из пугливых. Фамилия – Неряхин.
Автомобиль принадлежит местному коммунальному предприятию.
– А мне Осыко велел мусор сюда везти, – невозмутимо буркнул Неряхин.
Александр Осыко – начальник поселковой службы ЖКХ. По документам следует, что твердые бытовые отходы (или ТБО) привезены из Павловского и Мордыша, чему есть доказательство – путевой лист.
Инспектор Вавилов сделал Неряхину интеллигентное напутствие, которое на свалке звучало, признаться, очень забавно: "Александр Владимирович, вы, прежде чем отвозить мусор на эту свалку, как следует подумайте, чтобы не совершить административное правонарушение. То, что вы сейчас сделали, – административно наказуемо".
– Дык, понял я! – молвил водила. – Ну, я поеду?
Конечно, его отпустили. Что взять с водителя – он всего лишь исполнитель.
Странная, получается, картина. На свалке трактор делает обваловку, и в это же время мусоровоз сваливает содержимое контейнеров. Одной рукой ситуацию исправляют, другой – усугубляют. И зачем, спрашивается, повесили запрещающий плакат?
Держим путь к главе Павловского сельского поселения Игорю Абубекерову. На столе у Игоря Кетдюсовича журнал . Там – красоты природы всего мира.
– Если сказать честно, мы в этих свалках сами запутались, – признался глава. – То они разрешены, то запрещены. Убрали несанкционированные свалки в селе Мордыш, затратили на это почти 400 тысяч рублей, провели рекультивацию. И что получили? Рядом растет другая свалка! Население несознательное, культуры мало. Поставили контейнеры в поселках, купили мусоровоз. Мы должны отвозить мусор в Хламово (ого, еще одно говорящее название! – Прим. авт.). Но водители – мужички умные, везут мусор не в Хламово, а в окрестности Павловского. Бензин экономят. До Хламово и обратно – 40 километров, а Павловское-то совсем рядом.
– Вы сейчас на бензине экономите, а через несколько лет на рекультивацию этой свалки потратите миллионы! – возмущается инспектор Вавилов.
Тем временем в кабинет главы поселения подоспел тот самый "коммунальщик" Осыко.
– Александр Иванович, давали команду машине с номером <780 ОК" на вывоз мусора на несанкционированную свалку?
Осыко пышет праведным гневом:
– А почему вы считаете, что она несанкционированная?! Она санкционированная, и никто ее несанкционированной не признавал.
– Покажите разрешительные документы.
Осыко замялся:
– Действие разрешительных документов закончилось. Оформляем новые. Для того чтобы эта свалка была признана несанкционированной, нужно писать заявление на имя главы районной администрации, чтобы он признал ее таковой. Для этого нужно заключить договор с Хламово, где находится санкционированная свалка. Но Хламово с нами договор не заключило. У них не хватает лимита на прием мусора. А нам некуда сваливать мусор.
Осыко выписали требование ликвидировать свалку в течение месяца. Если он не успеет по уважительным причинам, срок продлят до 3 месяцев. Ну а если и после этого все останется на своих местах, чиновника оштрафуют, как юрлицо, на 50 тысяч. Штраф явно неадекватный. А свалки продолжают расти в геометрической прогрессии в самом сердце "Золотого кольца России".

Обрезание финансирования
Едем в Новоалександровское сельское поселение и сразу натыкаемся на груды мусора. Суздальский пейзаж испорчен основательно, но, надеюсь, не навсегда.
– Вот это поле – сплошная свалка, – обводит рукой главный специалист отдела контроля и надзора инспекции административно-технического надзора Владимир Косолапов. – Наши владимирские предприниматели регулярно вывозят сюда мусор. В основном, это строительные отходы. Предприниматели не заинтересованы платить деньги за вывоз мусора – проще вывезти отходы ночью. Мы же не можем следить за этим круглосуточно.
Инспекторы ратуют за снижение тарифов за вывоз мусора и ужесточение штрафных санкций, чтобы экологически несознательным гражданам неповадно было вывозить мусор в неположенные места. В Московской области санкции не в пример жестче наших. Для граждан – штраф до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – до 30 тысяч, а юридические лица караются санкцией до 200 тысяч рублей. В нашей губернии юрлица штрафуются всего на 50 тысяч. Иной раз выгоднее заплатить штраф, чем везти мусор на свалку в Новоалександрово. Область наша туристическая, и допускать захламления территорий нельзя даже из этих соображений. О необходимости строительства мусороперерабатывающих или мусоросжигательных предприятий в регионе не говорил только ленивый. Говорится много, а делается мало. В условиях финансового кризиса свет в конце тоннеля, похоже, и вовсе погас.
Меня, например, всегда интересовало, кто же отвечает за горы мусора вдоль дорог, которые "цветут пышным цветом" практически по всем районам области?
– Сначала мы должны установить, кто виноват в организации свалки, – говорит инспектор Косолапов. – Бывает, не всегда повинен глава администрации. За мусор вдоль дорог отвечают дорожные организации. В Суздальском районе весь мусор на ширине 25 метров от трассы обязано убирать районное ДСУ. То, что дальше, – в компетенции глав поселений. Нам глава одного поселения пишет, что в этом году ДЕЗ не выделила денег на уборку свалок. Иду к главе Суздальского района Михаилу Иванову, он признается: "В этом году финансирование на уборку свалок обрезали". Но это не оправдывает ответственных лиц. Надо изыскивать внутренние резервы.
Проезжаем окрестности Сновиц – "ожерелье" свалок простирается до самого поселка. Поля, луга – природа здесь очаровательна, тем уродливее мусорные навалы. Арматура, битый кирпич, пластиковые пакеты.
Одну свалку возле села Раменье Боголюбовского сельского поселения местные власти все же убрали. Внушение госинспекторов подействовало. Вадим Косолапов показывает на фотографии: что было и что стало. Небо и земля. На днях свалку рекультивировали (мусор попросту закопали). Хотя отдельные бутылки и пакеты напоминают, что здесь еще месяц назад высились горы мусора.
Отъезжаем в глубь леса в районе поселка Чириково – очередной навал. Пластиковые бутылки от лучей палящего солнца так и щелкают. Звуки сливаются в один общий гул – ощущение не из приятных. Площадь несанкционированной свалки не меньше гектара. Подходим к свалке. Трава примята грузовиками. Территория относится к Боголюбовскому поселению Суздальского района. Мусор бытовой: коробки большие, коробки маленькие, спиленный сухостой, стройматериалы – чего только нет. Нашлось место даже для макулатуры. Почему ее не сдали в пункт приема – вопрос интересный. Что самое страшное, некоторые участки свалки дымятся, источая резкий химический запах. В нескольких метрах табличка – "охранная зона газопровода". Подует сильный ветер – до пожара недалеко. Можно представить, чем это чревато вблизи линии газопровода.

Контролеров много – толку мало
По данным государственной инспекции административно-технического надзора администрации Владимирской области, в этом году удалось ликвидировать 200 несанкционированных свалок, 15 из которых – крупные. 79 руководителей привлекли к административной ответственности. Но меры эти, как видим, не очень действенны, несмотря на то, что свалки контролируют, как минимум, 4 ведомства – госинспекция административно-технического надзора, природоохранная прокуратура, экологическая милиция и областной департамент природопользования и охраны окружающей среды. Контролеров много, но толку мало.
Природоохранная прокуратура проблему признает, но обращает внимание, что контролирующие ведомства меры против несанкционированных свалок принимают.
– Департамент природопользования два раза в год – весной и осенью – объезжает все районы и выявляет новые свалки, – рассказал нашей газете источник в природоохранной прокуратуре. – В прошлом году мы ездили с департаментом и обнаружили несколько несанкционированных свалок. Подали заявления в суды о ликвидации данных объектов, все они удовлетворены.
В этом году направили два исковых заявления в Ковровский городской суд по городу Коврову и по Ивановскому сельскому поселению; направлено исковое заявление в Гусь-Хрустальный городской суд по городу Гусь-Хрустальный; в Собинский городской суд по городу Лакинску; в Вязниковский суд по городу Вязники.
Иногда люди мусорят от безысходности – просто некуда сваливать отходы. В селах и деревнях нет мусорных контейнеров в принципе. Поэтому приходится нести мусор в ближайший овраг. В исковых заявлениях ставим вопрос об организации системы сбора и вывоза мусора на территории населенных пунктов. Например, Октябрьской администрацией Вязниковского района заключен договор с организацией, которая поставила селянам контейнеры. Пусть их не так много, но они есть.
В Камешковском районе в определенные дни по деревням проезжает машина и собирает мешки мусора, которые заранее складывают у дороги местные жители. Так что определенные положительные изменения есть.

Андрей ТРОХИН

Чтобы вы знали

Мусор на свалках пролежит тысячи лет
Стеклянная бутылка – один миллион лет
Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка. Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам.
Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет
Около 1000 лет будет лежать в земле полиэтиленовый пакет. Многие страны начинают отказываться от использования пластиковых пакетов, а значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.
Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет
Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. Микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны даже отказались от использования пластиковой тары.
Алюминий – от 80 до 200 лет
Согласно расчетам ученых ежегодно во всем мире на свалках закапываются десятки миллиардов алюминиевых канистр.
Окурки сигарет – от 1 до 5 лет
Окурки в природной среде разрушаются тоже не так быстро, как бы хотелось. Всему виной оставшиеся после курения токсичные вещества и ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр.
Газета – 2-4 недели
Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15-летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода, они оказываются фактически законсервированными. Достоинство газет в том, что их можно довольно легко переработать.

Комментарий эксперта

Чем опасны свалки?
Комментирует Елена Рябова, ведущий специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Владимирской области: – Свалка – это место уничтожения, складирования и обезвреживания твердых бытовых отходов. К ним предъявляются определенные требования – по части удаленности от жилой зоны, соблюдений условий безопасности и т.д. Несанкционированные свалки этим требованиям не отвечают. Это может привести к загрязнению воздуха, грунтовых вод и почвы прилегающих территорий, вызвать миграцию различных химических веществ – солей тяжелых металлов, веществ азотной группы и т.д.
Возгорания на свалках недопустимы. Например, горение полимерных материалов выделяет вредные химические вещества, в том числе диоксины, которые являются канцерогенами. Свалка представляет собой эпидемическую опасность. Грызуны, мухи – переносчики различных болезнетворных инфекций. На несанкционированных свалках эти процессы никак не контролируются.

Просмотры: