Обложка вторника

Автопром пока вне колеи В первые месяцы кризиса судьба отечественного автопрома вызывала наибольшие опасения экспертов. Дискуссии о том, как правильно его спасать и нужно ли это делать в...

В первые месяцы кризиса судьба отечественного автопрома вызывала наибольшие опасения экспертов. Дискуссии о том, как правильно его спасать и нужно ли это делать в принципе, были жаркими и продолжаются по сей день.
Правительство почти с первых дней официально заявило о том, что сохранение российской автомобильной промышленности является для него приоритетной задачей, был сформулирован целый ряд мер по поддержке производства и спроса. Поддержку со стороны государства предприятия почувствовали, но результаты их работы пока далеки от желаемого.

В замкнутом круге
Автомобильный бум, как известно, фактически был следствием доступности потребительского кредита. Как только финансовый кризис заставил банки прекратить "накачку" экономики деньгами, пирамида спроса на автомобили стремительно обрушилась. Люди перестали покупать – как следствие, резко снизились продажи у дилеров, переполнились стоянки автосборочных предприятий, фактически без заказов осталась отрасль производства автокомпонентов. Сотни тысяч людей, прежде работавших в одной из самых перспективных сфер отечественной экономики, оказались в непростом положении.
Сегодня в месяц в нашей стране приобретается чуть более 135 тысяч автомобилей, что на 44 процента меньше, чем в весенние месяцы 2008-го. Один этот факт уже говорит о многом. Конвейеры отечественных автогигантов то запускают, то останавливают, а дилеры все еще не могут реализовать прошлогодние товарные остатки.
Во Владимирской области сразу несколько предприятий специализируются на производстве автокомпонентов. Последние месяцы стали для них серьезным испытанием на прочность.
Киржачский завод "Автосвет" до начала февраля фактически не работал. Чтобы избежать обострения напряженности, предприятие пошло на крайние меры. С момента возобновления производства продукции введена трехдневная рабочая неделя (в мае из-за праздников она стала больше на день), уволено или переведено на другие должности 328 человек.
Владимирский "Автоприбор" пошел по другому пути. С нового года завод официально находится в статусе "простоя", люди выходят на работу, как только появляется заказ. В этой неопределенности, конечно, мало приятного, зато сокращений удалось избежать в принципе.
В той или иной степени этот "антикризисный маршрут" повторили почти все предприятия отрасли как в регионе, так и за его пределами. Но состояние, близкое к летаргическому сну, едва ли можно признать нормальным, и долго оно продолжаться не может, иначе негативные процессы станут необратимыми.
Два главных зла отечественного автопрома – отсутствие спроса и кредитных возможностей. От каждого из зол существует лекарство, но к пациентам доктор пока так и не приехал.

То, что доктор прописал
Одним из первых решений, направленных на поддержку отечественного производителя, стало повышение пошлин на подержанные иномарки. По идее, эта мера не только должна была повысить конкурентоспособность российских автомобилей, но и давала предприятиям возможность поднять планку отпускных цен. Одновременно с этим новые иномарки прибавили в стоимости благодаря девальвации рубля. Но до сих пор ощутимого эффекта от повышения пошлин нет. Спрос на отдельные отечественные модели, конечно, вырос, но очень незначительно. Причина в том, что в распоряжении дилеров по-прежнему немало иномарок 2008 года выпуска. Впрочем, эти товарные запасы должны вскоре иссякнуть, а уж тогда, по мнению экспертов, потребитель от безысходности начнет проявлять патриотизм.
Как мера стимуляции спроса была выдвинута идея "народного" льготного кредита с участием государства на приобретение автомобиля стоимостью до 350 тысяч рублей. Официально программа начала работать в апреле, но пока не имеет решающего значения. Банки перестраховываются и ограничивают количество льготных кредитов. И все же у этой меры есть перспективы стать "переломной", если сохранится государственная поддержка кредита и банки расширят круг заемщиков. Рост продаж автоматически породит оживление на производственных площадках.
И все же решающее значение для производителей имеет ликвидация "денежного голода". С начала кризиса банки отказались от долгосрочных кредитов и взвинтили ставки. В результате предприятия быстро лишились необходимого объема оборотных средств. К примеру, "Автоприбор" сегодня, даже при наличии заказа, сталкивается с трудностями в приобретении необходимых материалов. Хотя в последнее время перспективы получить кредит стали менее туманными, предлагаемые банками условия для большинства производителей неприемлемы. Это – принципиальный вопрос.
Частичное сокращение персонала и сокращение рабочего времени (а значит, и уровня заработных плат) на предприятиях серьезно ударили по благосостоянию людей. Чтобы компенсировать снижение доходов, была введена в действие федеральная программа "дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда". Программа гарантирует дополнительную занятость в размере 16 часов для части работников предприятий, принимающих в ней участие. Завод "Автосвет", как градообразующее предприятие для поселка Красный Октябрь, особенно нуждался в подобной поддержке и получил средства на создание 450 временных рабочих мест. Они были созданы с 1 апреля текущего года. В настоящее время завод заявил о дополнительной потребности во временных рабочих местах и об участии в программе финансирования опережающего обучения своих работников (еще 362 человека). "Автоприбор" получил 10 процентов от суммы, выделенной на Владимирский регион по этой программе, – 5 миллионов рублей на обучение и 33,5 миллиона на общественные работы. Практически программа воплощается в следующем: два дня в неделю люди участвуют в ремонтных и общехозяйственных работах на территории предприятия или за его пределами. В случае с "Автоприбором" – принципиально только внутри завода. На руки они получают порядка 3700 рублей в месяц или сверх сократившейся зарплаты, или вместо нее, если основной работы нет вовсе.

Надежды и перспективы
То, что для всей страны стало откровением после нескольких лет стабильности, для руководителей со стажем в своей сути не содержит ничего нового. Крушение планов и надежд, экономический обвал и угроза разорения – все эти "замечательные" обстоятельства уже не раз имели место в последние пятнадцать с лишком лет российской истории. Новой стала только степень зависимости предприятий от политики кредитных учреждений (то есть банков).
Глубина падения отрасли автокомпонентов достаточно серьезная. К примеру, "Автоприбор" планирует при благоприятных обстоятельствах выйти на уровень 50-60 процентов от прошлогоднего объема производства. Ничего удивительного в этом нет, все без исключения производители на территории нашей страны, от АвтоВАЗа до "Тойоты", сократили свои производственные планы. Например, вместо примерно 700 тысяч автомобилей Волжского автозавода, которые планировалось выпустить в 2009-м, свет увидят только 400.
В качестве антикризисных мер предприятия прибегают к поиску дополнительных заказов. Кроме того, внутри "Автоприбора", к примеру, созданы группы по развитию четырех перспективных направлений: электроники, стеклоочистителей, механических изделий, радиоэлектроники. При этом уже не имеет особого значения тот факт, будет ли "тематика" автомобильной. Если того потребует рынок (то есть если будет спрос), автокомпоненты могут остаться не как основной вид продукции, а как один из них. Сделать перспективы более определенными, снизить зависимость от одной определенной отрасли экономики – во всем этом должна помочь диверсификация производства. Программы переподготовки и повышения квалификации, которые спешно были запущены в самый разгар кризиса, тоже могут и должны дать положительный эффект. Лишних знаний не бывает, а вклад в образование перспективных работников сегодня – это дополнительное преимущество в будущем, не говоря уже о том, что, потеряв лучших специалистов в пору экономических неурядиц, предприятие может так и не встать с колен.
Результаты антикризисных мер, по мнению большинства аналитиков, автомобильная отрасль должна почувствовать в июне (т.е. уже вот-вот). Правда, никто так и не может наверняка сказать, пройдено ли "дно кризиса" или следует продолжать "смотреть на картину Айвазовского "Девятый вал", как советуют некоторые крупные российские бизнесмены.

Дмитрий СКРЫПНИКОВ

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике