Обложка вторника

На перекресток - перекрестившись Почему светофоры провоцируют нарушения правил, а пешеходные переходы являются таковыми лишь номинально?

На перекресток – перекрестившись

Почему светофоры провоцируют нарушения правил, а пешеходные переходы являются таковыми лишь номинально?
На улице весна в самом разгаре, совсем скоро дорожники приступят к обновлению разметки, в том числе "зебр". Старые дорожные знаки заменят на новые, ламповые светофоры – на светодиодные. Но эти меры не очень-то радуют пешеходов и водителей. Как выяснила наша газета, в областном центре есть пешеходные переходы, по которым страшно ходить, а светофоры в этих местах провоцируют нарушение правил дорожного движения.

Асфальт все стерпит
Яркий пример – пешеходный переход на пересечении улиц Мира и Батурина. В этом месте на каждую разделенную бульваром полосу предусмотрен светофор. Но! Светофоры эти работают несинхронно. Пока на одной стороне улицы "зеленый человечек" отсчитывает 45 секунд, на противоположной стороне горит "красный". Зеленый коридор от парка 850-летия Владимира до завода "Электроприбор" открыт на 22 секунды. За столь короткий промежуток времени перейти широкую улицу можно лишь быстрым шагом. Пожилые люди вынуждены ожидать "зеленого человечка" на разделительной линии. Терпения хватает не у всех. Пешеходы с отчаянными лицами штурмуют оживленную магистраль, невзирая на запрещающий сигнал. Возле парка находится остановка общественного транспорта. От бдительности пешеходов не остается следа, когда подъезжает нужный автобус или троллейбус. На моих глазах дорогу на красный свет проскочили двое школьников и даже один солидный мужчина с бородкой, похожий на Айболита.
– Мы давно этот переход ругаем, – призналась жительница Владимира Маргарита Романенко. – Живу в общежитии на Батурина, каждый день здесь хожу. Работа светофоров раздражает ужасно. Еле успеваешь перебежать улицу. Водители часто проскакивают на "красный", нас не пропускают. Даже дорогу на зеленый свет перехожу со страхом, воровато оглядываясь, хотя имею полное право идти спокойно и уверенно. Давно пора меры принимать!
А жители восточного района Владимира жалуются на пешеходный переход на пересечении Суздальского проспекта и улицы Комиссарова. "Зебра" там есть, пешеходный знак – тоже, но у светофоров такой режим работы, что перейти дорогу без риска для жизни невозможно. Водители людей будто не замечают и мчатся на полных парах. Чтобы перейти улицу, жители окрестных домов вынуждены обходить перекресток стороной, преодолевая соседние переходы. Образуется внушительный крюк. И это в густонаселенном районе, где много школ и других детских учреждений.
На улице Луначарского возле поворота на улицу Батурина вообще не предусмотрено ни одного пешеходного перехода! Остановка общественного транспорта есть, а перехода нет. Не понятно, что мешает нанести "зебру" и поставить дорожный знак. Что уж говорить про светофоры. А ведь это кольцевой маршрут. Движение там оживленное.
И вопрос далеко не праздный. Водитель всегда максимально защищен, находясь в транспортном средстве, а пешеход абсолютно беззащитен. В прошлом году, по данным ГИБДД, на перекрестках города Владимира было совершено 128 наездов на пешеходов, 11 случаев со смертельным исходом. За I квартал 2009 года – 21 наезд, 2 пешехода скончались.

В городе переизбыток светофоров?
Кто же отвечает за ситуацию на дорогах и почему движение организовано столь неудачно? Этот вопрос мы адресовали заместителю начальника ГИБДД г. Владимира Сергею Нестерову.
– Что касается пешеходного перехода на Мира и Батурина, для начала нужно вникнуть в работу каждого светофора, – говорит Сергей Николаевич. – Впервые получаю претензию по этому перекрестку. Посмотрим, что можно сделать. Чтобы организовать "зеленую волну" (автоматическая система светофорного регулирования, обеспечивающая безопасное движение на городских магистралях. – Прим. авт.), нужны существенные капиталовложения. Мало заменить светофорные объекты, требуется подключить их к одному источнику, чтобы светофоры работали синхронно. На сегодняшний день в городе сложная финансовая ситуация. Как только выделят деньги, готовы внести изменения в организацию дорожного движения.
– А когда появится пешеходный переход на улице Луначарского?
– В начале 90-х годов там даже светофор стоял. Из-за недостаточного финансирования его демонтировали. К тому же интенсивность движения там была невысокой. В этом месте неблагоприятная транспортная ситуация возникает только в час пик. Повторяю, как мне сообщил начальник управления ЖКХ Дударев, из-за непростой экономической ситуации сложности при нанесении разметки возникнут. В первую очередь деньги поступают на социальные нужды. Но если город не будет исполнять обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, мы можем подключить прокуратуру.
– С прокуратурой-то ясно. Как прикажете в этом месте дорогу переходить?
– Если в зоне видимости нет пешеходного перехода, вы имеете право на любом участке перейти проезжую часть под прямым углом. Пешеходный переход нужен для того, чтобы водитель мог вас пропустить. Пешеход имеет преимущество на нерегулируемом пешеходном переходе. Водитель не должен создавать помехи пешеходу, который переходит "зебру". С другой стороны, и пешеходу запрещено выходить на проезжую часть, пока он не убедится, что своими действиями не создаст помех приближающемуся транспортному средству. Это отражено в правилах дорожного движения. Следует оценивать скорость транспортного средства, сможет ли оно остановиться.
Мы в городе активно работаем с водителями, чтобы они пропускали пешеходов. Но, к сожалению, число ДТП на пешеходных переходах растет. Как бывает? Перед переходом останавливается автомобиль в одном ряду. Машина в другом ряду пытается объехать слева или справа и в итоге либо сбивает пешехода, либо врезается в машину.
– У вас есть расчеты, сколько нужно установить дополнительных светофоров на пешеходных переходах?
– Я, как заместитель начальника ГАИ областного центра, не приветствую установку новых светофорных объектов. Светофоры создают "пробки". Кроме того, светофорный объект – место концентрации ДТП. Чтобы разгрузить транспортные потоки, наоборот, нужно давать возможность водителю беспрепятственно ехать по дороге, а не тормозить его каждые 100 метров. Здесь пришлись бы кстати подземные и надземные пешеходные переходы. Да, это дорого и финансовый кризис здесь не помощник. Возьмите Пекинку. Движение сумасшедшее, переходить дорогу страшно. Хотя на этой трассе установлен скоростной режим на уровне 60 км/ч. Большинство водителей его нарушают. С такой скоростью там ехать невозможно. Транспортный поток мчится со скоростью 80-100 км/ч. Это считается нормой.
Без воспитания граждан в правовом отношении не обойтись и, конечно, нужно ужесточать санкции по отношению к нарушителям, как бы ни возмущались правозащитники.
Проблемные участки нам известны. Да, жителям города необходимы регулируемые пешеходные переходы, но давайте смотреть на организацию дорожного движения не только глазами пешехода, но и со стороны водителя. Мало того, что пешеходы перебегают проезжую часть, где попало, так еще требуют особых условий. Так не пойдет. Выход – в разумном компромиссе. Давно назрела необходимость в реконструкции дорог и строительстве развязок.
Вот мы затронули тему светофоров. В Московской области на дорогах уже давно работают сотовые каналы связи: звонишь на пульт управления отдельно взятого светофорного объекта и получаешь информацию не только обо всех неисправностях, но и о направлениях транспортных потоков. Можно даже внести коррективы в режим работы светофора. Городу Владимиру такой опыт не повредил бы. Опять же все в деньги упирается.

Изучать потоки не хотят ни гаишники, ни чиновники
Гаишники признают, что пешеходный переход на пересечении Суздальского проспекта и улицы Комиссарова по праву считается проблемным. Оказывается, всему виной автоперевозчики. В последнее время в городе значительно увеличилось число автобусных маршрутов. Автобусники жаловались, что на этом перекрестке постоянно возникали "пробки". В результате режим светофорных объектов скорректировали – в ущерб пешеходам. По правилам водители обязаны пропускать пешеходов на "зебре", только правила эти они соблюдать не торопятся. Начальник дорожной инспекции и организации дорожного движения отдела ГИБДД г. Владимира Сергей Соков пообещал во всем разобраться. Он не скрывает раздражения по поводу увеличения числа жалоб со стороны пешеходов. Безлошадные граждане требуют установить регулируемые пешеходные переходы чуть ли не на каждом углу и зачастую сгущают краски.
– Однажды обратилась с претензией жительница восточного района Владимира, требовала поставить светофор на переходе на улице Безыменского возле дома № 8а. Якобы на этом самом месте произошло 12 ДТП, в которых пострадали люди. Смотрим статистику – ни одного ДТП.
Другой пример – стоит знак пешеходного перехода у Золотых ворот. Так этого мало! Требуют установить знаки у кинотеатра "Художественный" и возле улицы Спасской. На двухсотметровой дистанции предлагают разместить семь пешеходных переходов. Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", изменение организации дорожного движения для повышения пропускной способности или других целей за счет снижения уровня безопасности движения не допускается.
Как бы гаишники ни раздражались, но вряд ли вал жалоб от пешеходов уменьшится. Новые дороги и развязки практически не строятся, а автопарк в городе растет, как на дрожжах. Только в 2008 году количество машин увеличилось более чем на 11 тысяч единиц! В настоящий момент во Владимире зарегистрировано 104,3 тысячи автомобилей. И никакие баннеры с надписями "пропусти пешехода" и ростовые фигуры гаишника с радаром в руках, которыми так гордятся в ГИБДД, не помогут. "Плакатной войной" ситуацию коренным образом не исправишь.
– Изучение и анализ транспортных потоков – не наша основная обязанность, а городского управления архитектуры и градостроительства, – подытоживает замначальника ГИБДД Владимира Сергей Нестеров. – У нас таких специалистов нет. Наше ведомство отвечает лишь за безопасность дорожного движения. Мы не проектируем, не строим. Есть два федеральных закона – "О безопасности дорожного движения" и "Об автомобильных дорогах", в которых четко прописано: за организацию дорожного движения на территории субъекта отвечает орган местного самоуправления. В свое время мы выносили проблему на горсовет. Была договоренность, что при управлении транспорта и связи возникнет структура, которая бы отвечала за организацию дорожного движения в городе Владимире. Увы, все осталось на бумаге.
Сергей Нестеров мечтает о структуре, которая бы взяла на себя всю ответственность за организацию дорожного движения в городе – выбивала деньги на разметку, установку новых светофоров и дорожных знаков и проводила необходимые расчеты. Такой подход во многом объясняет, почему у нас столь неблагополучная ситуация на дорогах, а светофоры работают "по своим правилам". О какой эффективности можно говорить, если ГАИ занимается "чужим делом"? В итоге мы имеем то, что имеем.
Пока ведомства "переводят стрелки" друг на друга, на дорогах льется кровь. И можно сколько угодно сетовать на низкую культуру водителей, недостаток финансирования и прочие обстоятельства.

Андрей ТРОХИН
Фото Р. Новикова

Дословно

Во Владимире обновят 28 тыс. кв. метров разметки
Как сообщил "Призыву" заместитель начальника управления ЖКХ г. Владимира Сергей Папушкин, в 2009 году на разметку дорог запланировано примерно столько же средств, что и в прошлом году, – 3,45 млн рублей. Обновят около 28 тысяч квадратных метров разметки. Эти объемы предусмотрены муниципальным контрактом, который заключен администрацией города с ООО "Сигнал-Сервис". Помимо этого, дополнительно оборудуют звуковыми сигналами 19 светофорных объектов.

Инициатива

За вопросы безопасности берутся общественники
Вопрос безопасности дорожного движения серьезно изучался на последнем заседании Совета старейшин НКО, созданного по инициативе депутата Государственной Думы РФ фракции "Единая Россия" Григория Аникеева и объединяющего наиболее крупные и активные некоммерческие организации области. По решению Совета к концу апреля должна быть разработана программа с указанием всех мест Владимира, нуждающихся в дополнительных мерах по повышению безопасности пешеходов. Документ будет направлен в горсовет для рассмотрения и дальнейшего принятия решения.

Кстати

Штраф для водителей, не пропустивших пешеходов на "зебре", увеличится в 10 раз
На минувшей неделе Госдума РФ приняла во втором чтении соответствующий законопроект. Штраф вместо действующей нормы в 100 рублей теперь составит 1 тысячу. Кроме того, утвержденный законопроект увеличивает в 5 раз – со 100 до 500 рублей – штраф за перевозку детей без специального кресла.
"Непредоставление преимущества пешеходу – одно из самых серьезных преступлений, это как проезд на красный свет или выезд на встречную полосу", – заявил глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.
В пояснительных документах к законопроекту подчеркивается: наезд на пешеходов остается самым распространенным видом ДТП. За первое полугодие 2008 года зарегистрировано более 35 тыс. таких случаев – 38,7 процента от общего количества ДТП за этот период. (Во Владимирской области за I квартал 2009 года этот показатель составляет 38,6 процента). Согласно федеральной статистике, каждый шестой наезд на пешехода совершается на переходе. Из 100 человек, попавших под колеса автомобиля, погибают шестеро.
ГИБДД приводит и другую статистику: в 2008 году в ДТП, связанных с нарушениями ПДД пешеходами, в России погибли более 6,2 тыс. и пострадали 34,4 тыс. человек. (В нашем регионе за I квартал текущего года 33 человека погибли и 187 пострадали).
Причем две трети всех аварий в стране (более 67 процентов из 38,8 тыс. ДТП по вине пешеходов) связаны с переходом проезжей части вне пешеходных переходов и в неустановленных местах, более 4 тыс. ДТП (более 10 процентов) – с неожиданным выходом людей на проезжую часть из-за транспортных средств, сооружений, деревьев и т. д.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике