Обложка вторника

Безработица: люди растеряны и подавлены Очереди в центры занятости безработные занимают с раннего утра Наверное, нигде сейчас нет таких очередей, как в центрах занятости. Каждый день с пяти утра и до...

Безработица: люди растеряны и подавлены

Очереди в центры занятости безработные занимают с раннего утра
Наверное, нигде сейчас нет таких очередей, как в центрах занятости. Каждый день с пяти утра и до восьми вечера на владимирскую биржу труда идут люди – более трехсот человек за день. Они надеются отыскать хоть какую-то вакансию. Тех, кто совсем недавно потерял работу, – большинство. Их несложно выделить из толпы: расстроенные, подавленные, с тусклыми глазами.

При этом сотрудники Центра занятости признаются, что самая острая проблема даже не в количестве безработных, а в эмоциональном состоянии людей. Безработные приходят сюда в депрессии. Правда, кто-то, наоборот, очень обозлен и настроен на конфликт. Поэтому прежде чем говорить о работе, консультанты оказывают им психологическую поддержку.

Электроника согласно регламенту
И, кажется, все у Центра занятости есть для поддержки граждан. Центр занятости Владимира внедрял у себя образцовые государственные регламенты одним из первых в стране в рамках пилотного проекта, рассказывает заместитель директора Наталья Сергеева. Предмет особой гордости – электронная информационная панель вакансий на входе в Центр. Любой заглянувший сюда с улицы может самостоятельно задать на панели поиск и просмотреть весь перечень вакансий.
Поиск можно продолжить в информационном зале на первом этаже. Здесь о вакансиях рассказывают стенды, и ежедневно ведется прямой набор на работу рекрутерами. В помещении 13 компьютеров, и любой посетитель может занять свободное место за монитором, чтобы самостоятельно найти нужную информацию по сети.
Правда, в момент нашего визита в Центр занятости все 13 мест за компьютерами были заняты. У электронных "рабочих столов" и рядом с консультантами уже скопилась небольшая очередь посетителей, в ожидании изучающих стенды. Даже чтобы просто зайти с улицы просмотреть вакансии и задать пару вопросов, людям приходится ждать: из-за кризиса поток обращений на биржу труда растет с каждым днем:

Свободный сервис – для безработных со статусом
Основные направления работы Центра занятости сосредоточены каждое в своем отделе, так что разным категориям безработных не надо толкаться на одном этаже за справками, отметками в карте, консультациями специалистов. Но этот свободный сервис сегодня – только для тех, кто уже встал на учет по безработице.
Для безработных с официальным статусом на втором этаже Центра оснащены кабинеты психологов, юристов и специалистов по проф-подготовке, отделы вакансий, трудоустройства и социальных выплат. Прием здесь ведется по записи, поэтому все отделы доступны. И поток официальных безработных гораздо меньше, чем поток общих посетителей: статус присваивают далеко не всем, кто обращается на биржу. Поэтому на втором этаже очередей нет.
Здесь же работает клуб ищущих работу "Новый старт". Круглый стол, телевизор, видеокамера, музыкальный центр и море цветов – все для занятий по "социальной адаптации" безработных. Людям, потерявшим веру в себя, это действительно очень важно. Психологи помогают безработным повысить свою мотивацию к жизни, разобраться с самооценкой. Показывают, как правильно держать себя, разговаривая с работодателем, чтобы составить о себе серьезное впечатление. Безработные сами снимают игровые тренинги на видео, чтобы видеть себя со стороны и учиться на собственных ошибках. После таких занятий многие повышают свои шансы на трудоустройство.
Но вот возможность попасть в число официальных безработных, подняться на второй этаж и воспользоваться всеми благами Центра выпадает не сразу. Владимирцы могут получить ее только после многочасового стояния в очередях в нижнем, цокольном этаже Центра. Причем стоять приходится не один день кряду. Основное подразделение биржи труда – отдел первичных обращений граждан, расположенный здесь, – сегодня едва справляется с нагрузкой.

На биржу, как к врачу, – строго по талонам
В цокольном этаже Центра занятости ведется прием безработных, желающих встать на учет. Наш корреспондент заглянул сюда в три часа дня. В узком коридорчике перед кабинетом вытянулась очередь из трех десятков человек.
– Утром народу бывает в несколько раз больше, – признаются сотрудники Центра. – Занимать место в очереди люди приходят задолго до открытия нашей службы…
– Поэтому Центр занятости недавно был вынужден ввести систему приема по талонам, – объясняет Наталья Сергеева. – Талон выдается посетителю после первого обращения, на повторный прием.
Граждан принимают шесть специалистов службы, и каждый выдает талоны на день пятнадцати своим посетителям. Но так как приходит каждый день очень много людей, сотрудники вынуждены принимать сверх плана еще по 15 – 20 человек в виде "живой очереди" – по записи, которую безработные сами ведут с утра. Таким образом, через каждого сотрудника в день проходит сейчас 30 – 40 человек.
По государственному регламенту, специалист должен консультировать каждого посетителя по 50 минут. Но на деле из-за дикого количества обращений консультант может уделить безработному не более получаса. И даже при таком режиме нервная толпа ожидающих снаружи сильно возмущается, что сотрудники якобы принимают людей очень медленно, очередь еле движется с места. А ведь 30 минут – это совсем мало, чтобы успеть задать собеседнику массу вопросов, изучить все его документы, предоставить исчерпывающую информацию, зарегистрировать на бирже.
Шесть специалистов – это явно недостаточно для растущей волны безработных. Регламенты по численности сотрудников и времени приема граждан утверждались в 2006 году, когда кризиса не было и в помине. С тех пор Центр занятости своего расписания не менял. В понедельник, среду и пятницу первичный прием граждан ведется с 9 до 17 часов, во вторник с 9 до 20, в четверг с 9 до 19 часов. Суббота и воскресенье – выходные.
Но специалисты не успевают принять всех обращающихся в тот же день, и людям, уже отстоявшим одну очередь, зачастую приходится наутро приезжать и стоять снова. При этом сотрудники могут отвести на обеденный перерыв только 30 минут. Поесть выходят тоже по очереди: один специалист обедает, остальные пятеро работают на приеме.
В коридоре цокольного этажа биржи труда люди в ожидании сидят на стульчиках. Хорошо, хоть стоять почти никому не приходится – сотрудники Центра занятости поставили дополнительные ряды кресел. Вроде бы удобно, и регламент комфортности опять-таки соблюдается. Но все равно, часами томясь в коридоре один на один со своими проблемами, люди порой ведут себя агрессивно.

Власти в силах сократить очереди
Та же ситуация – в других центрах занятости Владимирской области, и еще острее неудобства посетители чувствуют на менее оснащенных биржах труда в райцентрах. Проблема очередей безработных в этом году возникла во многих регионах страны. Но в то же время многие уже успешно ее решили: ввели дополнительный полный рабочий день в субботу (а по ряду регионов и рабочее воскресенье до 14 часов), увеличили количество сотрудников, которые занимаются первичным приемом граждан. По сути, чтобы принять такие меры, много затрат не нужно. Зато услуги для безработных станут более доступны, и психологически люди будут чувствовать себя более уверенно.
По словам директора владимирского Центра занятости Алексея Донскова, самостоятельно решить проблему он не может:
– Для того, чтобы изменить график работы Центра, нужно дополнительное финансирование – на зарплату новых сотрудников, на сверхурочные, на оснащение новых рабочих мест. Это зависит не от нас, соответствующие распоряжения может принять только департамент по труду или губернатор.
Мы попросили прокомментировать проблему губернатора области Николая Виноградова, задав ему вопрос на пресс-конференции 31 марта.
– Как раз собираюсь посетить один из центров занятости области, посмотреть ситуацию, – ответил Николай Владимирович. – Что касается увеличения количества сотрудников центров, то, если они людей не успевают принимать, не успевают реагировать на их проблемы, наверное, это нужно. Я буду изучать проблему. Но еще следует учитывать, что 65 процентов вставших на учет как безработные уволились с работы по собственному желанию, по сути, самостоятельно лишив себя социальных гарантий. Вот это меня удивляет. Если человека неожиданно увольняют по сокращению, его, конечно, должны сразу принять в Центре и помочь найти работу. А когда 65 процентов уволившихся по собственному желанию стоят в очередях – может быть, не ради поиска работы, а ради повышенного пособия, это не постановка вопроса:
Наверное, многим потерявшим работу тяжело услышать в свой адрес упреки: раз сами уволились, значит, сами и виноваты. Ведь все понимают, что увольняться "по собственному" многих вынуждают работодатели, не желая платить пособие по сокращению. У людей просто нет другого выхода. Единственная служба, которая может помочь в тяжелой ситуации, – это как раз центры занятости. А неделями обивая пороги государственных учреждений, выстаивая километровые очереди, люди начинают испытывать разочарование, тревогу, озлобленность и недоверие к власти. Тем самым нагнетая пресловутую "социальную напряженность", с которой власти всех уровней сегодня так активно борются.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Дословно

Число вакансий сократилось вдвое

Ситуацию с безработицей во Владимире и в городе Радужный "Призыву" прокомментировал директор Центра занятости Алексей Донсков: – На 1 января во Владимире было 3311 безработных, на 24 марта стало 4883. В Радужном было зарегистрировано 360 безработных, сейчас 623 человека. Для городка с 18 тыс. жителей это очень серьезно. Уровень безработицы в Радужном сегодня достиг 5%, во Владимире – 2,26 %. В целом по области – 3,5%, а год назад был всего 1,3%.
С января по март этого года владимирский Центр занятости направил на переобучение 337 безработных. На общественные работы направлен 51 человек. Два человека решили открыть свое дело. Всего за три месяца в Центр обратились 15,5 тысячи человек. По сравнению с тремя месяцами 2008 года, число обращений граждан выросло примерно на 30%. А число безработных – в 2,5 раза!
Если сравнивать вакансии, то с января по март 2008 года в Центр поступало 5600 заявок "требуется", а за три месяца нынешнего года – только 4600, то есть минус 20%. Всего же число вакансий в базе данных Центра за год сократилось на 50%.
Сейчас у Центра в наличии 2190 вакансий. Это вдвое меньше количества безработных. Заняты даже места нянечек в детских садах, гардеробщиц в школе, регистраторов в больницах, дворников – вакансий, которые висели в базе годами. Трудно устроиться парикмахером, поваром, продавцом, швеей, а еще в прошлом году по этим специальностям было много свободных мест.
Прогноз по росту безработицы составлять трудно. Но мы надеемся, что ситуация будет некритическая. Тем более что крупные предприятия области по-прежнему стабильно работают.
Желаю всем найти нужную работу. Или прочно держаться на старом месте.

Кстати
За первый квартал 2009 года на владимирский телефон доверия поступило 5337 обращений. По сравнению с первым кварталом прошлого года значительно выросло количество звонков, связанных с профессиональными проблемами: людей беспокоят проблемы трудоустройства, адаптации к коллективу, страха потери работы, увольнения.
В прошлом году таких обращений было 3,2 процента от общего количества, а в этом году – в 2 раза больше – 6,8 процента. Как отмечают психологи, все чаще звонят владимирцы, находящиеся в кризисном состоянии.
Телефон доверия работает как служба анонимной психологической помощи по телефону – 33-33-33. Специалисты готовы оказать поддержку круглосуточно и бесплатно.

В Коврове требуются врачи и пастухи

Если на начало 2009 года в городе Коврове было зарегистрировано 1520 безработных, то к 1 апреля их число возросло до 2364. Больше всего потерявших работу ковровчан было зарегистрировано в течение марта – почти 400 человек.
Уровень безработицы во втором по величине городе области вырос с 1,6 до 2,5 %. По информации Центра занятости населения, в течение I квартала текущего года был трудоустроен 761 ковровчанин.
Число вакансий по городу крайне невелико. Около 90 рабочих и мастеров набирает ткацкая фабрика ООО "Никос" – бывшая имени Абельмана, 30 рабочих – лесокомбинат. 80 вакансий заявил Ковровский отдел внутренних дел. Среди других наиболее востребованных профессий – врачи (требуется 13 человек), медсестры (не хватает 15) и санитарки (37 вакансий). Требуется также 7 воспитателей детсадов, 8 продавцов. В Коврове работодатели ищут и пока не могут найти 4 директоров магазинов. Еще нужны 10 менеджеров по продаже косметики, 10 курьеров, 12 поваров, 7 дворников и даже 4 пастуха!
Зато крупные промышленные предприятия заявок на персонал практически не присылают – найти бы работу тем, кто в штате. За первые три месяца 2009 года ковровским Центром занятости направлены на обучение новым профессиям 173 человека, а 54 – уже закончили обучение. По большей части безработных учат ремеслу плотника, маляра, столяра, повара, швеи, готовят из них операторов ПК и операторов котельной, электромонтеров, лифтеров и продавцов.

В Судогодском районе выросли число безработных и… поступления в бюджет

Число официально зарегистрированных безработных в Судогодском районе на начало апреля – 1423 человека. Уровень безработицы здесь уже составил 5,6% от общей численности трудоспособного населения, хотя менее полугода назад был вдвое ниже.
Тем не менее, по мнению главы района Александра Стародубцева, пик обращений в местный Центр занятости населения уже миновал. Из промышленных предприятий закрылась только швейная фабрика в Судогде – из-за отсутствия заказов. Значительный рост числа потерявших работу вызван и тем, что многие, ранее трудившиеся без официального оформления, узнав об увеличении пособия по безработице, поспешили зарегистрироваться на бирже труда. Однако по статистике максимальный размер пособия в 4900 рублей ныне получают менее трети судогодских безработных, а почти 40% – довольствуются минимумом в 850 рублей.
– Чрезвычайной ситуации в районе нет, – считает Александр Стародубцев. – Положение хотя и сложное, но большинство предприятий и организаций постепенно приспосабливаются к работе в условиях кризиса. Лучшим тому доказательством служит то, что доходная часть районного бюджета за I квартал не только выполнена, но даже перевыполнена. При плане в 17 миллионов 976 тысяч рублей удалось собрать 18 миллионов 318 тысяч.

В муромском Центре занятости на одну вакансию претендуют десять человек

С начала года в муромский Центр занятости за помощью обратилось 2710 человек. В прошлый пик востребованности услуг биржи труда, пришедшийся на перестроечные времена, для удобства вводились талоны. Сегодня работники Центра занятости хоть и переживают не самые спокойные времена, со своими задачами справляются. По статистике пик обращений за трудоустройством уже пройден. В январе на бирже зарегистрировано 850 человек, в феврале – 1003, в марте – 857.
По прогнозам специалистов, спад спроса на вакансии будет усиливаться и дальше, ведь впереди – летний период, время, когда постоянная работа востребована меньше, чем в другое время.
Какова же реальная возможность получить на бирже труда желаемую работу? Ежедневно в банке вакансий оказывается около трехсот заявок от работодателя. Количество нуждающихся почти в 10 раз больше, то есть на одну вакансию приходится по 8-10 претендентов. Как пояснили сотрудники Центра, хорошее предложение (когда условия и оплата труда соответствуют желаемым) реализуется в течение нескольких часов, а иногда и минут. Больше всего востребованы рабочие специальности: повара, продавцы, станочники, токари, швеи, газоэлектросварщики. Заявок на работников от крупных промышленных или других предприятий практически нет. Наоборот, именно они основные "поставщики" безработных. Нуждаются в работниках чаще всего мелкие и средние предприятия.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике