Обложка среды

Железная дорога возит пассажиров по кругу В знак протеста против "ненавязчивого сервиса" электричек пассажиры не платят за проезд, а железная дорога вместо повышения комфорта упорно воюет с "зайцами"

В знак протеста против "ненавязчивого сервиса" электричек пассажиры не платят за проезд, а железная дорога вместо повышения комфорта упорно воюет с "зайцами"

Электрички сегодня – самый востребованный в области транспорт. Особенную роль железная дорога играет в жизни маленьких "станционных" поселков. Доступность пригородного сообщения остается для селян единственным шансом получить образование, найти вакансию в городе и прокормить свою семью. Утренние и вечерние электрички на Ковров и Владимир каждый день битком набиты рабочими и студентами. Битком, потому что нередко электрички ходят "укороченным составом" – пять и менее вагонов. Иногда в час пик людям приходится ехать стоя даже в тамбурах и переходах между вагонами. Сервис железной дороги пассажиров, мягко говоря, возмущает.
Комфорт в электричках "ниже плинтуса", а тарифы взвинчены до небес, – считают пассажиры. За что же платить? – рассуждают многие. И отказываются от покупки полного билета в кассе, предпочитая платить контролерам в вагоне стоимость одной остановки. Официально среди пассажиров Владимирского участка Горьковской железной дороги 38% безбилетников, но дорожники признают: на самом деле зайцев вдвое больше! Владимирское направление имеет самые низкие на ГЖД показатели кассовых сборов.

Хотим ездить с комфортом
Вот высказывания пассажиров, выслушанные нашим корреспондентом:
Марина, 32 года: – Я в электричках езжу каждый день на работу и обратно. Вижу, что с билетами только те, кто редко ездит, – всего несколько человек в вагоне, остальные просто дают деньги контролерам. Да и за что платить по полной? Вагоны старые, ржавые, ободранные, стекла бывают разбиты, дует. Скамейки жесткие, деревянные.
Хороший состав с кожаными сиденьями и электронными табличками дают редко. Чаще мы ездим, как сельди в бочке. Вечером сесть удается, только если придешь на вокзал пораньше и займешь место. А если заходить на "Автоприборе", час пути стоишь на ногах, и это после рабочей смены. За такие скотские условия принципиально не хочу покупать билет по 80 рублей в кассе.
Сергей, 45 лет:
– Это же старая электричка, часто стоять приходится. Почему я должен платить, как за отдельное место в комфортабельном автобусе? А в автобусе билет от Камешкова до Владимира даже дешевле.
Анна, 19 лет: – Езжу в институт и обратно. Вечером горят одна-две лампочки на весь вагон, читать темно. Ехать страшно – полно пьяных, кто-то распивает алкоголь прямо здесь, нецензурно ругается, бомжи спят на лавочках, запах жуткий. А рядом могут ехать матери с детьми, подростки. Да и расписание составлено нелогично, днем астрономические по времени окна в графике, иногда вообще электрички отменяют: У студентов 50-процентные скидки, но я редко плачу даже полцены. Если контролеры, перебегаю по вагонам. Кстати, льготы для школьников действуют почему-то только до 15 мая, для студентов – до 15 июня, но дети учатся весь май, а у студентов сессия до середины июля. Приходится бегать!
Ситуация напоминает замкнутый круг: железная дорога постоянно повышает цены, а люди принципиально отказываются платить за поистине убогие условия обслуживания. Мы решили спросить у руководства Владимирского участка ГЖД, что же должно быть первично: 100-процентная оплата билета пассажирами или все-таки создание им человеческих условий для проезда? Но получили ответ фразой классика: "Утром – деньги, вечером стулья":

В электричку с чистой совестью
По словам начальника ВУ ГЖД Андрея Ефремова, его участок (от Гороховца до Петушков) по вине "зайцев" терпит убытки: по 5-6 млн рублей каждый год. Ефремов объясняет это "низким уровнем сознания наших граждан".
– Многие безбилетники прилично одеты, едут с ноутбуками, мобильниками, плейерами, а платить наотрез отказываются, – посетовал Андрей Валерьевич.
– А если железная дорога улучшит для них уровень сервиса, может, это чуть-чуть повысит это самое самосознание? Хотя бы у половины граждан. Ведь не всем совесть позволила бы ехать "зайцем", когда тебе предоставили комфортабельный, чистый, просторный вагон:
– Да нет! Наши "зайцы" только свою тягу к халяве оправдывают условиями. С сервисом у нас сейчас все более-менее в порядке. Да, бывают укороченные электрички, когда не хватает подвижного состава, но редко. Окна в расписании и отмена рейсов вызваны реконструкцией путей под скоростной поезд "Москва – Нижний Новгород", но эти неудобства – лишь на время работ. В любом случае о грядущих изменениях расписания мы будем предупреждать пассажиров не позднее чем за 10 дней.
Лампочки в вагонах и стекла бьют сами же пассажиры. У нас еле хватает денег восстанавливать все это после вандалов. Режут мягкие кожаные сиденья, так что пусть в самых проблемных электричках останутся деревянные жесткие скамьи. Кстати, на днях со станции Боголюбово вандалы украли две новые скамьи по 5 тысяч рублей каждая и урны по 3 тысячи! С такими "зайцами" ни на какой комфорт денег не хватит:
И с этим тоже трудно не согласиться. Оказалось, все, что Владимирский участок ГЖД способен сейчас делать для улучшения комфорта пассажиров, – это восстанавливать электрички и вокзалы после вандалов. А еще, по словам Андрея Ефремова, – проводить совещания и устраивать контролерам занятия с психологами, чтобы эти хрупкие женщины "с толстыми сумками на ремне" научились правильнее вести себя с агрессивными пассажирами, уходить от нападения (ведь возможно и такое): А новые оснащенные вагоны – пока роскошь, недоступная пассажирам электричек.

Аутсорсеры – это не аутсайдеры
В финансовые проблемы железной дороги, на первый взгляд, верится с трудом. Ведь ОАО "РЖД" – почти монополист по перевозкам, владелец миллионов километров путей и тонн подвижных составов. По сути, предприятие такой величины обязано оказывать людям услуги на достойном уровне, нести ответственность за качество обслуживания, оправдывать свои тарифы. Однако на официальном сайте РЖД – тот же плач по убыткам от безбилетников. За прошлый год "зайцы" нанесли железным дорогам России ущерб в 32 млрд рублей, а в этом, по прогнозам, убытков будет больше еще на 2-5 миллиардов. Железные дороги объявили "зайцев" чуть ли не стихийным бедствием. Всем отделениям РЖД приказано снижать эксплуатационные расходы и искать, чем компенсировать убытки от пригородных перевозок. Начальник Горьковской железной дороги Сергей Козырев тоже объявил борьбу с "зайцами" задачей №1.
Владимирский участок исполняет ценные указания, как может. Владимирские железнодорожники могли бы нарастить свои доходы за счет сборов денег контролерами: большинство пассажиров все-таки платят в электричке, хотя предпочитают брать самый дешевый билет – за одну зону, независимо от конечной точки своего путешествия. С некоторых "зайцев" удается сверх того взыскать стоимость допуслуги (за обилечивание в вагоне, а не в кассе) – 24 рубля и даже штраф в 100 рублей. Но дело в том, что доходы от продажи билетов в вагонах напрямую в бюджет Владимирского участка дороги не поступают. Сбором вообще занимаются: не работники ГЖД, а частная охранная компания – аутсорсер ООО "Магистраль-Сервис", специализированный подрядчик.
Договор на оказание своих услуг по обилечиванию пассажиров "Магистраль-Сервис" заключила с РЖД четыре года назад. Тогда Владимирский участок стал территорией пилотного проекта РЖД, а сейчас аналогичные подрядчики работают по всем направлениям железных дорог страны. РЖД считают, что пользоваться услугами частной фирмы дешевле, чем содержать своих штатных контролеров, хотя часть вырученных денег компания забирает себе. Остальные сборы с пассажиров идут железной дороге. Но сразу в "кассу" столичного офиса РЖД. И лишь малая доля собранных с владимирцев денег затем возвращается на наш участок.
– Если бы все собранные средства шли сразу к нам, мы бы давно, как минимум, обновили все подвижные составы электричек, а как максимум – отремонтировали бы свое административное здание, – сокрушается Андрей Ефремов. – На здание, где располагается руководство ВУ ГЖД, и правда, без слез не взглянешь: разруха очевидна.

Милиция "зайцев" не ловит
Единственный способ снизить убытки ВУ ГЖД видит в борьбе с "зайцами". В рамках объявленной безбилетникам "войны" на владимирском вокзале сейчас переделывают турникеты на манер московских. Новая стоп-установка называется – реверсивный турникет УТ-2000. Она позволит контролировать пассажира как при входе на платформу, так и при выходе с электрички в город. Дорожники ожидают, что чудо техники сразу отсечет целую волну безбилетников.
Но самый эффективный способ борьбы с "зайцами", по мнению дорожников, – это так называемые заслоны. Операции "заслон" проводятся раз в квартал. Смысл акции в том, чтобы собрать с пассажиров как можно больше денег при посадке на крупных станциях, где не установлены турникеты. Так, сейчас заслон проводится на остановке "Автоприбор" и продлится там до 27 апреля. По идее, контролеры вместе с сотрудниками линейной милиции или частных охранных предприятий должны проверять билеты при посадке пассажиров, не впускать в вагон "зайцев" и наказывать их штрафом.
Но акция на "Автоприборе" по сути проводилась силами тех же аутсорсеров из "Магистраль-Сервис". Контролеры просто продавали всем желающим на входе в электричку билеты по стоимости одной зоны – 16 рублей. Как метод устрашения это на "уклонистов" от полной оплаты проезда, понятное дело, не действует. Милиционеры ЛОВД и охранники в операции не участвовали. Хотя практика привлечения "силовиков" к заслонам существует на других ветках дороги.
– Милиция редко ходит на заслоны, – сообщил "Призыву" по телефону сотрудник ЛОВД. – Мы с зайцами "не воюем". По электричкам профилактику вообще проводим нечасто. Бомжей и мирных пьяниц как явление искоренить из электричек пока тоже нереально. Милиция занимается в основном криминалом. Когда сотрудникам поступают сигналы, что на дороге уже совершено преступление, тогда и выезжают. ЛОВД тоже финансов на все не хватает, штат милиции укомплектован не полностью.
Выходит, то, что в электричках вольготно располагаются бомжи, а сомнительные личности распивают алкоголь на глазах у мамочек с детьми и нецензурно выражаются на весь вагон – это еще не повод для беспокойства. Пока бродяги и пьяницы не совершили криминал, пассажиры могут чувствовать себя рядом с ними как дома:

Остановку "Автоприбор" отменяют
В ходе последнего заслона на "Автоприборе" электричка "сбежала" от десяти безбилетников: те, кто наотрез отказался платить контролерам, остались на платформе. В тот день, по данным инженера пассажирских перевозок ВУ ГЖД Аллы Фиохиной, продажа билетов на станции увеличилась – в 30 раз, а выручка в 20 раз! Но это в очередной раз доказало, что в кассе на "Автоприборе" билеты почти никто не покупает, эта точка крайне убыточна. Поэтому ГЖД посчитала, что остановку "Автоприбор" надо отменить совсем.
– Разговоры об этом шли давно, а вчера я получил телеграмму из ГЖД с решением отменить остановку "Автоприбор" на всех рейсах электричек с 6 апреля, – сообщил Андрей Ефремов. – Еще и в связи с реконструкцией путей под экспресс "Москва-Нижний Новгород". Новая автоприборовская платформа будет слишком высокой для выхода пассажиров в город, а лестница вниз проектом не предусмотрена. ГЖД делает большие ставки именно на комфортабельный экспресс, а не на электрички.
Оно и понятно, элитный поезд обещает стать рентабельным и даже прибыльным, а от "рабоче-крестьянских" пригородных перевозок сплошные убытки. Но силовые методы железной дороги наверняка вызовут у пассажиров новый шквал возмущения. Те, кто работает на заводах вблизи "Автоприбора", вынуждены будут после работы ехать через полгорода на вокзал. Для людей это лишние расходы денег и времени. Рабочие и так сейчас отпрашиваются пораньше, чтобы успеть на шестичасовую электричку к "Автоприбору". Для многих отмена этой остановки станет равносильна потере работы.

Область за пассажиров не отвечает
Однако, по мнению руководства Владимирского участка, помешать решению ГЖД могли бы власти области. Ведь это вопрос регионального значения – для сотен людей ситуация может обернуться потерей жизненного благополучия. Регионы имеют право согласовывать такие вопросы. Большинство областей страны подписали с РЖД договоры о сотрудничестве. Согласно ФЗ о железнодорожном транспорте в РФ, "проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов ж/д транспорта, имеющих региональное и местное значение, могут осуществляться за счет средств субъектов РФ". Участвуя в строительстве платформ и вокзалов, власти ставят РЖД свои условия, удобные жителям этих регионов. Но в нашей области подобные договоренности не достигнуты. Вчера на пресс-конференции губернатор Николай Виноградов подтвердил, что регион финансово не участвует в решении проблем железнодорожных перевозок.
Кроме того, выпадающие доходы РЖД от перевозки льготных категорий граждан по ФЗ № 122 тоже должны компенсировать именно регионы. В ответ дорожники дают им право регулировать на своей территории тарифы (вот почему в разных областях страны цены за проезд одной зоны в пригородной электричке различаются). В регионах, которые заключили с железной дорогой договор о компенсации выпадающих доходов (например, в Московской области), и убытки от "зайцев" гораздо ниже, и тарифы приемлемые. Повысить тарифы там дорожники имеют право только с согласия властей. Но в нашей области железная дорога вынуждена бороться со своими убытками сама, как умеет. Поэтому и тарифы дорожники вправе регулировать в одностороннем порядке.
А по закону тарифы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающих безубыточность ж/д. И по подсчетам владимирских железнодорожников, чтобы покончить с убытками, им понадобилось бы увеличение платы за проезд в 2,5 раза. И то при условии, что эту плату будут вносить все 100% пассажиров. При диком количестве безбилетников и растущих убытках дороги вывод напрашивается сам: тарифы расти будут. Конечно, не вдвое и не сразу, но в нашей области железная дорога будет задавать расценки на свое, далекое от желаний пассажиров, усмотрение.
В конце прошлого года правительство приняло масштабную стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ гласит, что железная дорога – основа устойчивого развития экономики в регионах, ведь именно она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов на местах. Согласно стратегии, важнейшая задача регионов – наращивать пропускную способность железнодорожных линий. Но в нашей области без бюджетных дотаций ж/д и дальше будет решать проблему убыточности пригородных перевозок "по старинке" – законно, но агрессивно и жестко по отношению к пассажирам. Выставляя заслоны, закрывая важные остановочные платформы, повышая тарифы и не спрашивая, нравится дорожный сервис людям или нет.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике