Обложка пятницы

КИРЖАЧ - МОСКВА: трасса со множеством препятствий Хмурым январским утром у закрытого мертвого здания автостанции толпятся люди. Они приобрели билеты, всем надо в Москву, на работу. С некоторым...

КИРЖАЧ – МОСКВА: трасса со множеством препятствий

Хмурым январским утром у закрытого мертвого здания автостанции толпятся люди. Они приобрели билеты, всем надо в Москву, на работу. С некоторым опозданием у платформы появляется автобус, но входная дверь открывается только на пару мгновений. "Сломался, в парк!" – бросает водитель оторопевшим пассажирам и стремительно уезжает прочь. Подобное в исключительных случаях происходит на многих автостанциях страны. Но в Киржаче до недавнего времени такие казусы были явлением постоянным.
В январе в день срывалось в среднем по два официальных рейса, и виной тому был не пресловутый кризис, не вражеские происки, а банальная бесхозяйственность. Правда, в том же январе автобусы чаще вообще не прибывали к месту отправления. В новогодние каникулы прямо в гараже, с гармонью и горячительным гуляла значительная часть автопредприятия. По мнению работников, они имели на это право, ведь зарплату не платили с октября. Впрочем, бывший директор открытого акционерного общества "Киржач-Авто" Валентин Кузицын своих подопечных не журил. Скажем проще, он махнул на все рукой. Предприятие было на грани банкротства, и спасать его он, кажется, не собирался.

Бизнес для патриота
Разорение автопредприятий с муниципальной долей собственности, которые были или есть до сих пор во всех районных центрах, обычное дело и почему-то не вызывает удивления. Хотя удивляться есть чему, ведь потенциал таких предприятий, даже если автопарк изношен и сторонних инвестиций нет, достаточно высок.
В будущем "Киржач-Авто", а тогда Киржачское АТП, свою сегодняшнюю базу обрело в 1986 году. Семь гектаров земли, три капитальных здания, автозаправка, автостанция – в течение четырех лет был создан целый комплекс, призванный решать любые транспортные задачи района, как по перевозке пассажиров, так и по грузам.
Директором предприятия был назначен Валентин Кузицын, бывший председатель райисполкома. С прежней должности его сняли, как говорят, из-за неподходящего для ответственного поста образования (Кузицын – профессиональный физрук). 22 года после этого ему довелось руководить автоперевозками в районе. Если в советские времена особых проблем не возникало (Валентин Михайлович, кстати, начал свою работу с создания на предприятии футбольной команды), то с 90-х дела год от года становились все хуже, пока, наконец, "Киржач-Авто" не оказалось на грани полного и бесповоротного разорения.
К тому моменту водители уже чуть ли не в открытую "левачили" на каждом рейсе. На автостанции продавали с десяток билетов, остальных же пассажиров везли, что называется, "мимо кассы". Поэтому прибыльных маршрутов к 2008 году действительно осталось немного. Да и внутри предприятия деньги расходовались не слишком эффективно.
Еще ранее, в 2007 году, Кузицын как владелец контрольного пакета акций пошел на стандартные, в условиях приближения банкротства, меры – начал продавать имущество предприятия, благо продавать было что. Одно из зданий автопредприятия приобрел известный к тому времени в городе предприниматель Николай Никонов. Но деньги с продажи, видимо, впрок не пошли, положение становилось все хуже. К осени 2008 года долги "Киржач-Авто" составляли уже 15 миллионов рублей, часть недвижимости была арестована. В довершение ко всему, не поставив в известность администрацию района, Кузицын продал городскую автостанцию.
Теперь уже от разорения предприятие могло спасти только чудо. В этом качестве выступил уже упоминавшийся выше предприниматель Никонов. Он выкупил всю территорию, оставшуюся недвижимость и контрольный пакет акций, а также вступил в борьбу за арестованное имущество. Два капитальных здания в настоящий момент используются им как цеха по производству мебели и погонажа. Кстати, не без успеха: в настоящий момент у Николая Никонова и его компаньонов только в Москве 14 магазинов, а на производстве в Киржаче работают до 300 человек.
Что делать с автомобильным предприятием – был вопрос из вопросов. Статистика последних лет подтверждала, что, кроме убытков, оно ничего не приносит. Автобусный парк в основной своей массе обветшал, новых машин досталось в наследство всего две. По словам Никонова, решение взять на себя груз ответственности за автопредприятие он принял по двум причинам. Во-первых, из соображений патриотических (Киржач для предпринимателя – родной город), во-вторых, как выяснилось, предприятие при правильной организации работы все-таки может приносить неплохую прибыль, а к чему же отказываться от выгодного дела? Правда, есть существенное "но" – чтобы автопредприятие с государственным участием продолжало работать, в сфере пассажирских перевозок необходимо навести порядок. А с этим в Киржаче большие проблемы.

Автобус заблудился: в законах
Стандартная для этого города ситуация – любой владелец "ГАЗели", написав на куске картона авторучкой слово "Москва", без зазрения совести может совершать междугородные перевозки. По словам руководителя отдела управления государственного автотранспортного надзора Владимира Нуждина, в Киржаче существует более двадцати перевозчиков, из которых легально работают единицы. Направление на столицу для района стратегическое – там работают тысячи людей, и, по большому счету, их интересует только скорость, с которой они доберутся до пункта назначения. Хотя, откровенно говоря, жалобы есть, потому что случаи бывают просто вопиющие, вплоть до распития пива за рулем. Нелегалы имеются и на внутригородских маршрутах, никто их за руку не хватает, и на очевидные нарушения закона ответственные лица смотрят сквозь пальцы. Есть и "полулегальные" перевозчики, например, предприниматель Захаров, получивший официальное разрешение на работу от областного департамента транспорта. В поселке Красный Октябрь он соорудил собственный автовокзал – небольшой киоск с окошком кассы. Правда, разрешения осуществлять перевозки по маршруту Киржач – Москва он не имеет, и, тем не менее, каждое утро его автобус отправляется в столицу в строго установленное время, о чем свидетельствует расписание рейсов на вышеозначенном киоске.
По большому счету, отслеживать нарушения в этой сфере должен отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Почему соответствующих мер не предпринимается – это второй вопрос. Важно отметить, что безразличие к проблеме всеобщее, и, прежде всего, не спешат вмешаться районные власти.
Хаос на дорогах стал следствием ситуации вокруг "Киржач-Авто". В свое время предприятие перестало справляться с объемом перевозок, сначала отказалось от пригородных маршрутов, а затем, срывая рейс за рейсом, невольно стимулировало появление нелегалов на линии.
Но вот пришел человек, готовый снова работать на законных основаниях в интересах города и района. Николай Никонов, прекрасно понимая, что порядок гарантирует ему прибыль, а людям – безопасность при перевозках, обратился за поддержкой в администрацию района. Первая встреча с главой Владимиром Старовой-товым стала откровением для обеих сторон. Никонов рассказал о том, что прежнее руководство автопредприятия дошло до крайности, продав в частные руки автостанцию. Но через два месяца после этого события глава района все еще не знал о случившемся и был сильно обескуражен. Обескуражен его неосведомленностью был и новый владелец. Ушел он от главы с заверениями, что помощь для "Киржач-Авто" будет во всех вопросах, в том числе и в реструктуризации долгов предприятия.
Тем не менее, вторая встреча, на которую Никонов явился уже с готовыми документами по долгам, практического продолжения не получила. Ну а третья попросту не состоялась, потому что глава, по словам того же предпринимателя, сказал следующее: "Мне с Никоновым не о чем разговаривать", после чего направил просителей к своему заместителю Сергею Чубу, ответственному за транспортную сферу. Если вспомнить о том, что четверть пакета акций "Киржач-Авто" принадлежит району, то уже можно сделать выводы о степени внимания власти к вопросам транспорта. Впрочем, общение с заместителем главы, как и его собственная позиция, еще шире раскрыли глаза предпринимателю на происходящее.
Сергей Чуб тоже сулил поддержку, правда, опять же ничего конкретного предложить в качестве помощи не смог. Ну а 1 марта сего года стало очевидно, в чем именно заключается обещанная "поддержка". В Киржаче появились три автобуса ногинской автоколонны, структурного подразделения крупной столичной компании "Мострансавто". В путевом листе, который был позаимствован у водителя ногинского автобуса, значилось, что это новый договорной маршрут №983 с направлением на Москву. При этом в официальном реестре Министерства транспорта РФ такого маршрута нет, да и пункт отправления в документах другой, поселок Мележи. Но совершенно очевидно, что самовольно "заехать" во Владимирскую область автобусы не могли, кто-то должен был согласовать эти действия. Районные власти и прочие структуры отнекивались. Пролил свет на случившееся Владимир Можаев, руководитель областной ассоциации предприятий автомобильного транспорта, – он-то и выяснил, что разрешение на работу ногинцам подписал заместитель главы района Сергей Чуб.
Мы позвонили Сергею Феодосьевичу и поинтересовались, на каком основании он завизировал подобный документ, и не является ли работа ногинской автоколонны в Киржаче нарушением закона? Господин Чуб ответил, что он имеет право подписывать разрешительные документы о "договорных перевозках" на основании соответствующего постановления губернатора, а уж насколько законна их работа, пускай разбираются соответствующие органы. За ответ чиновнику – пять баллов, правда, есть одна неувязка: постановление губернатора, на которое он ссылается, действительно только для перевозок внутри региона, а согласование межобластных маршрутов – процедура гораздо более сложная.
"Подписав подобный документ, Сергей Феодосьевич, мягко говоря, погорячился, – комментирует ситуацию Владимир Нуждин. – Никаких прав на это он не имел. Кроме того, в Киржаче и так хватает перевозчиков на московском направлении, с которыми еще предстоит разбираться".
Не берем на себя смелость утверждать столь серьезные вещи, но этот случай заставляет вспомнить о недавнем выступлении президента Дмитрия Медведева, который упоминал о "десятках тысяч документов, содержащих в себе коррупционные риски". Будем искренне верить, что Сергей Чуб просто оказался руководителем, некомпетентным в региональном законодательстве.
Ну а, по мнению Николая Никонова, чем бы ни объяснялось приглашение "варягов" в Киржач, последствия этого шага могут быть катастрофическими. "Мострансавто" – компания, в распоряжении которой тысячи современных автобусов, и захватить небольшой, по факту подмосковный город для нее не составляет никакого труда. Если это произойдет, коллектив "Киржач-Авто", районного предприятия, насчитывающий сегодня 50 человек, останется без работы. Власть, по меньшей мере, поступила непатриотично.

Кто урезонит "поселковый нигилизм"?
Самый момент вернуться к началу нашего рассказа, ведь неразбериха на киржачских маршрутах образовалась как следствие проблем у официального перевозчика. Люди потеряли доверие, которое сегодня "Киржач-Авто" предстоит снова завоевать.
Новый директор первым делом провел кадровую чистку, уволил практически все прежнее руководство предприятия. Были предприняты серьезные меры по ужесточению дисциплины, сегодня дважды сорванный маршрут означает для водителя увольнение, как и появление на территории предприятия в нетрезвом виде. Уже первые меры дали положительный эффект. С 20 января не было сорвано ни одного рейса, для сравнения – за первые две недели января таковых было тридцать. Сейчас погашается задолженность по заработной плате.
Одним из первых действий Николая Никонова было и возвращение предприятию здания автостанции, сегодня там проводится ремонт, восстановлена система оповещения и все необходимое для работы вокзала.
Ну и, наконец, уже сегодня обновляется транспортный парк, один новый автобус приобретен в марте, в апреле в гараж прибудут еще два. К лету в общей сложности у предприятия будет пять современных автобусов, соответствующих требованиям экологии Евро-3.
В своей работе "Киржач-Авто" отказалось от субподрядчиков, некоторые наиболее выгодные рейсы прежний директор передал другим перевозчикам в аренду. С начала весны предприятие обходится без посторонних услуг.
– Уже сегодня наши доходы заметно возросли, – говорит Николай Никонов. – Если убрать с маршрута нелегалов, мы будем получать хорошую прибыль, что позволит развивать предприятие, возродить регулярное пригородное сообщение, которое в настоящий момент фактически отсутствует. Но для этого, как минимум, надо преодолеть "поселковый нигилизм" киржачских властей. От них сегодня мы никакой помощи не видим.
Под "поселковым нигилизмом" директор "Киржач-Авто" подразумевает, прежде всего, безразличие к существующему положению дел. Если власть не хочет наводить порядок или банально не интересуется происходящим, возникает естественный вопрос: для чего она существует? Пока в разбор киржачских транспортных завалов, кроме самого Николая Никонова, включилось разве что управление автотранспортного надзора. Проблема в том, что в его полномочиях наказывать только легальных перевозчиков, а вот "бомбилами" должна заниматься милиция. Тем не менее, письмо о нарушениях со стороны руководства ногинской автоколонны было отправлено из Владимира коллегам в московское управление, а 16 марта информацию о неправомерности действий своего заместителя на официальном бланке должен был получить и глава района Владимир Старовойтов. Если учесть, что Сергей Чуб разговаривал с нами утром 23 марта и как будто был спокоен и уверен в своей правоте, письмо это спустя неделю или все еще не было рассмотрено, или никакого воздействия на чиновника со стороны непосредственного руководства не оказывалось.
В ближайшее время, и здесь уж закон не обойти, все официальные перевозчики Киржача обязаны заключить договор с автостанцией – это обязательное условие при осуществлении междугородных перевозок. Возможно, это станет первым шагом к восстановлению порядка, но абсолютный факт – волевые действия администрации могли бы существенно ускорить этот процесс. Но действий таковых как не было, так и нет.

P.S.
На 25.03.09 число автобусов ногинской автоколонны удвоилось.

Дмитрий СКРЫПНИКОВ

Кстати

У пассажиров и перевозчиков не совпадают маршруты?

Предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки в области, довольно часто попадают под прицел местных СМИ.
"Призыв" уже писал о конфликте между перевозчиками в Собинке. В конце минувшего года по результатам торгов право заниматься перевозками пассажиров получил предприниматель Владимир Князев. Но это не устроило руководителя прежнего перевозчика – ООО "Владавтолинии" – Александра Юзвика, и он принял решение пустить свой автотранспорт на маршрут до Владимира и обратно. Снизив при этом цену за проезд.
Директор "Владавтолиний" решил, что экономические интересы Собинского района (налоговые отчисления теперь пойдут не в областной, а в местный бюджет) – аргумент для аукциона недостаточный. И написал в областное УФАС жалобу на действия заказчика – департамента транспорта и дорожного хозяйства области и аукционной комиссии.
Владимир Князев же отправил заявления на действия конкурента в транспортную прокуратуру, ОВД по Собинскому району, областную ГАИ, губернатору Владимирской области.
12 января, заслушав доводы сторон, изучив представленные документы, комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов признала жалобу ООО "Владавтолинии" необоснованной.
Однако транспорт "Владавтолиний" и после решения антимонопольщиков продолжал увозить собинцев буквально из-под носа автобусов законного перевозчика.
В Камешковском районе автотранспортное предприятие – фактически единственный здесь пассажирский перевозчик – испытывало трудности иного порядка.
Предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежал областному департаменту имущественных и земельных отношений, было выставлено на продажу в четвертом квартале 2008 года. Райадминистрация, опасающаяся, что камешковцы лишатся привычных маршрутов автобусов, неоднократно обращалась в администрацию области с просьбой передать или продать 51 % акций муниципалитету, но безуспешно. В начале марта очередные торги так и не дали никакой определенности. Из-за кризиса покупателей найти не удается. В райадминистрации считают, что кризис в этом случае во благо. Глава района Владимир Сомов направлял письма заместителям губернатора Александру Денисову и Евгению Карпову с очередной просьбой передать контрольный пакет акций АТП мэрии. Ответа пока не последовало.
В районном бюджете на 2009 год предусмотрена компенсация выпадающих доходов Камешковского АТП в размере четырех миллионов рублей. Но область, снижая объем софинансирования на компенсацию стоимости проезда, фактически подталкивает район отказаться от своих намерений – стать обладателем контрольного пакета акций АТП. Направить же средства из районной казны на обновление подвижного состава, необходимость в котором назрела, без этого невозможно.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике