16+

Обложка пятницы

Область может "отстать от паровоза"

Масштабная реконструкция железной дороги требует участия региона
РЖД модернизируют перспективные вокзалы и дороги страны, но убыточные направления планируют закрыть. В том числе во Владимирской области.

В этом году Российские железные дороги начали масштабную реконструкцию вокзалов и дорог страны. Цель программы – прежде всего, повысить уровень сервиса для пассажиров. Владимирский железнодорожный вокзал одним из первых стоит в планах благоустройства по новой, "мультимодальной" схеме. Однако главная роль в воплощении этого грандиозного замысла отводится инвесторам. По логике, наравне с бизнесом и руководством железной дороги к благим переменам в жизни владимирцев должны стремиться и областные власти.
Участие региона более чем актуально и в решении другой проблемы. Начиная с нынешнего года, РЖД оптимизируют свои расходы на перевозки. Ряд направлений железная дорога признала убыточными. В современные скоростные ветки, например, "Москва – Нижний Новгород", она готова вкладывать миллиарды рублей, а так называемые "малодеятельные линии", по мнению РЖД, должны быть сокращены. В нашей области бесперспективным оказалось направление "Владимир – Тумская". В то же время "тарзанка на Туму" сегодня помогает устроить быт тысячам людей – жителям областного центра, Гусь-Хрустального и Судогодского районов. Интересы жителей нашей губернии могли бы защитить областные чиновники. Но их позиция пока не заявлена достаточно четко.

Вагончик тронется, перрон останется
Владимирский железнодорожный вокзал был построен в 1976 году в рамках программы развития туризма в России. Проект вокзала уже тогда был масштабным. Задачи повышения комфорта пассажиров продумывались до мелочей. Даже светильники для вокзала изготавливались на Гусь-Хрустальном и Кольчугинском заводах по эксклюзивным разработкам.
По проекту вокзала на подъемах к платформам изначально были установлены эскалаторы – неслыханный прогресс по тем временам. Четверть века спустя эскалаторы потребовали капитального ремонта. Нужно было заменять основной механизм. Но Горьковская железная дорога решила сэкономить и просто снесла удобные подъемники, заменив их обычной лестницей. Подъем по ступенькам, конечно, доставляет массу неудобств уставшим пассажирам, везущим тяжелую поклажу. Устаревший уровень сервиса особенно удручает теперь, когда эскалаторы установлены уже во всех современных посещаемых зданиях, начиная от торговых центров.
Сегодня можно было бы вернуть эскалатор на место. Владимирскому вокзалу необходимы также пандусы для инвалидов. При выходе на перрон с лестницы их нет, люди с ограниченными возможностями преодолевают ступени как могут. Можно восстановить и другие удобные пассажирам элементы вокзала. Например, изначально по проекту был предусмотрен переход на автовокзал. Вход в железнодорожный вокзал (под часами) и вход в автобусный (под гербом) должна была объединять перемычка, но ее так и не построили – исключили из проекта из-за нехватки средств.
Улучшать комфорт пассажиров необходимо в соответствии с современными требованиями. И "исторические" преимущества владимирского вокзала могут этому только помочь. Тем более это актуально сегодня, когда ОАО "РЖД" приняло программу эффективного комплексного развития железнодорожных вокзалов и прилегающих к ним транспортных узлов, рассчитанную до 2015 года. Руководство нашего региона тоже должно расценивать программу РЖД как шанс улучшить жизнь тысячам жителей нашей территории. Если областные чиновники заинтересованы в этом, их задача – "вписаться" в программу. Инвестиции под нее составят около 28 млрд рублей. РЖД планируют благоустроить около 40 вокзалов в стране, и владимирский – одним из первых. Но область остается в стороне от масштабного проекта.
По замыслу железнодорожников, владимирский вокзал должен преобразиться по новой, "мультимодальной" схеме: из обычного транспортного узла стать крупным деловым центром и одновременно – торгово-развлекательным комплексом. Вместо мелких палаток там следует разместить современные торговые объекты, а в перспективе – гостиницу, сети кафе или ресторанов и деловые офисы. Идеальная модель вокзала включает также залы ожидания повышенной комфортности, плазменные панели с информацией для пассажиров, бегущие электронные табло, дополнительные справочные бюро, камеры хранения, тележки самообслуживания для перевозки багажа, комнаты матери и ребенка, детские игровые залы. Снаружи должны быть оборудованы современные парковки. При этом железнодорожники намерены решить и проблему пребывания на вокзале сомнительных лиц – попрошаек, бродяжек.
Реконструкция вокзала во Владимире, которая должна начаться уже в этом году, будет производиться только за счет железной дороги и привлечения частных инвесторов. Бизнесмены при этом получат право на часть арендной прибыли. РЖД не против региональных инициатив, и более того – активно призывает власти на местах выдвигать свои предложения. Решать, сколько средств и на что потратить в рамках программы реконструкции дорог и вокзалов, РЖД готовы в открытом диалоге.
Кроме того, концепция развития РЖД предусматривает строительство на базе вокзалов многофункциональных транспортных терминалов. Они должны оказать влияние на повышение конкурентоспособности тех регионов, где будут расположены эти комплексы. Еще и поэтому Владимирская область должна быть заинтересована в активном сотрудничестве с РЖД. О том же свидетельствует и международный опыт. Масштабные реконструкции ж/д вокзалов, в результате которых пассажиропотоки объединялись в едином транспортном узле, создавали уникальную возможность для развития бизнеса в регионе. Ведь эти объекты становились самыми посещаемыми в городах.
Начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Сергей Абрамов в одном из своих последних интервью отметил:
– В проектах реновации вокзалов мы надеемся на активное участие региональных властей. В том случае, если от них будет исходить инициатива, подкрепленная реальными бюджетными решениями, мы будем оперативно вносить коррективы в свои программы и реализовывать проекты совместно с регионами.

Маршрут для паровоза в стиле ретро
Через Владимир скоро пройдет скоростная магистраль "Москва – Нижний Новгород", и до Москвы можно будет добраться за два часа. Решение РЖД реконструировать перспективный путь вполне соответствует духу времени и техническому прогрессу. Но на владимирском участке дорог со скоростной магистралью будет соседствовать морально устаревшая линия "Владимир-Тумская", которая проходит через Гусь-Хрустальный. Сегодня расстояние до Гуся электричка преодолевает за два с лишним часа, а ведь это всего 60 км! Линия "Владимир-Тумская" вызывает больше всего нареканий у пассажиров. Выходит, до Москвы жители области скоро смогут добираться быстрее, чем до Гуся. Кроме того, у состава на Тумскую – старые негодные вагоны, никак не отвечающие современным требованиям о комфорте пассажиров. "Ретро-сервис" для пассажира XXI века – это недопустимо.
А причина столь низкой скорости – состояние железнодорожного пути на Гусь-Хрустальный. Путь крайне изношен. Участок от Улыбышево до Головино состоит из дорожных "кривых", по своему техническому состоянию и конструкции не позволяющих электричке двигаться со скоростью более 20 км/ч.
Этот путь строился еще для маломощных узкоколейных паровозов. Участок Владимир-Тумская позже был перестроен под широкую колею, но при этом сама линия не менялась. Поэтому современный поезд ради безопасности движения идет очень медленно. И такой порядок существует не один десяток лет.
Путь на Тумскую тоже пора серьезно реконструировать. Где взять на это средства, РЖД и областные власти тоже должны решать совместно. Очень важна также позиция администраций Судогодского и Гусь-Хрустального районов, Курлова, ведь эта дорога идет по территории их муниципальных образований. Соседство на одной территории высокоскоростной трассы третьего тысячелетия и маршрута в стиле ретро выглядит, по меньшей мере, нелепо.
В путь "Владимир-Тумская" средства практически не вкладывались десятки лет, и он пришел в такую негодность, что один из машинистов электрички в беседе с корреспондентом даже посетовал: "По этой линии скоро не то что ездить, ходить нельзя будет". Работники путей согласились: надо срочно приводить этот путь в нормальное состояние, класть новые рельсы. Но когда мы поинтересовались у "тумских" путейцев, где их непосредственное начальство, которому мы могли бы задать вопросы, ответ снова удивил. Оказалось, руководство пути находится в Коврове. Участок "Владимир-Тумская" содержит: Ковровская дистанция пути, расположенная от него за десятки километров.
Выяснилось, что когда-то этот ветхий путь, как положено, содержала Тумская дистанция пути. Но в 90-х годах этот участок был передан Владимирской дистанции. Ковровская же дистанция в то время обслуживала участок от Второва до Гороховца. В связи с очередной оптимизацией расходов руководство Горьковской железной дороги решило ковровский участок передать Владимиру и Дзержинску, поделив его между ними. Коврову при этом вручили участок дороги на Муром, а в нагрузку зачем-то "довесили" и участок Владимир-Тумская, с которым Ковров территориально даже не соприкасается. Как можно руководить Тумой из Коврова? "Дистанционное управление" ковровской дистанции поставило участок еще в более тяжелую ситуацию. Поезд на Туму из Коврова не видно, и дорога за последние десять лет окончательно пришла в негодность.
В своем отношении к этому маршруту железнодорожники оправдываются "экономической нецелесообразностью". Дескать, вкладывать в него средства невыгодно. Линия малодеятельна: грузов и пассажиров не хватает, дорога от перевозок несет одни убытки. Но ведь порядок зависимости здесь, скорее, обратный: линия так маломощна, потому что она предельно изношена. Кто захочет ехать в Гусь со скоростью гужевой повозки и трястись в неуютных вагонах два с лишним часа, если можно добраться туда за час на комфортабельном автобусе? То же с грузоперевозками. От подачи вагона до его отправки с грузом промышленных предприятий Гусь-Хрустального проходят сутки и больше. Поэтому стекольные заводы начинают переходить на автотранспорт для поставок своего сырья по другим регионам.
Железнодорожники сами создали проблему, запустив этот путь. А ведь участок Владимир-Тумская может быть по-прежнему востребован как пассажирами, так и предприятиями, если его реконструировать.

Без малых железных дорог регионы вымрут
Для уменьшения расходов РЖД намерены закрывать малодеятельные участки дорог по всей стране. Но для многих регионов это действительно может стать серьезной проблемой. И не потеряют лишь те территории, власти которых сумеют защитить права своих жителей.
В этом смысле сегодня убедителен пример с малой веткой железной дороги на город Выборг Ленинградской области. Местные власти сейчас очень активно взялись отстаивать интересы жителей городка. Председатель комитета по транспорту правительства Ленинградской области Леонид Теребнев заявил о своей позиции через главный газетный "рупор" российских железнодорожников – издание "Гудок":
– Нельзя допускать даже мысли о закрытии малых путей ни в одном из регионов, ведь в результате ухудшится подвижность населения. Малодеятельные линии строились еще в советское время как раз для развития сельского хозяйства и производства. И если их закрыть сейчас, регионы начнут умирать. Это означает, что железнодорожники загубят развитие территорий. Линии социального назначения, пусть и малодеятельные, важны и сейчас. Железные дороги должны оставаться даже там, где у станций два дома. Ведь как только мы закроем дорогу, домов тут же не станет. Может быть, имеет смысл не убирать маршруты, а их оптимизировать? Наверняка есть выход. Но для этого ОАО "РЖД", Минэкономразвития и региональным властям надо садиться за стол переговоров.
Конечно, никто не требует от областных властей "бежать впереди паровоза", выдвигая экономически неосуществимые предложения. Но уходить в сторону от принятия решений тоже нельзя. Если не принимать необходимых мер, не отстаивать интересы жителей области более активно, судьбу владимирского вокзала и наших губернских дорог железнодорожники могут решить "заочно", на свое, далекое от наших повседневных проблем, усмотрение.

Елена Певцова
Фото А. Николаева

Просмотры: