Обществу нужен гражданский контроль

Во Владимире состоялась презентация проекта общественной правозащитной организации "Гражданский контроль".

Во Владимире состоялась презентация проекта общественной правозащитной организации "Гражданский контроль".
Во Владимире с визитом побывали председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев и обозреватель "Новой газеты", ведущий программы "Автоликбез" на "Авторадио" Юрий Гейко. Темами беседы стали конфликты на дорогах, а также проблемы отношений государства, региональных властей и граждан в период кризиса. Владимир Васильев рассказал о российском проекте правозащитников "Гражданский контроль", участниками которого могут стать и жители нашей области.

Защита "маленького человека"
"Гражданский контроль" – это общественная правозащитная организация, созданная в 1992 году группой юристов, журналистов, депутатов Государственной Думы и городского Совета Санкт-Петербурга. Ее цель – обеспечить контроль над деятельностью правоохранительных государственных органов, таких как спецслужбы, армия, милиция, дорожная инспекция. Правозащитники выступают на стороне людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, столкнувшихся с произволом и безразличием чиновников. Проект "Гражданского контроля" нацелен на активное сотрудничество со СМИ. Правозащитники отстаивают гражданские права и свободы жителей разных регионов страны, помогают людям в решении социальных проблем.
Организация принимает от жителей жалобы на бездействие или неправомерные решения чиновников, милиционеров, автоинспекторов и следит за ходом значимых судебных процессов, связанных с нарушением прав человека. Через эту общественную организацию можно получить юридическую помощь, добиться привлечения к ответственности представителей власти, злоупотребивших своими должностными полномочиями.
"Гражданский контроль" получил поддержку правительства страны и партии "Единая Россия". По словам Владимира Васильева, сегодня государственной власти и обществу, как никогда, необходима открытая дискуссия. Кризис создает угрозу еще большего разрыва между богатыми и бедными. И политика властей должна быть нацелена на то, чтобы распределить социальную нагрузку как можно равномернее. Государство призвано заботиться о механизмах саморегулирования отношений между людьми из разных социальных слоев, чтобы не допустить междоусобиц и хаоса, а представители власти должны защищать интересы прежде всего наиболее уязвимых групп. На уровне руководства страны понимание этой ситуации сегодня есть. Но по отдельным регионам все гораздо сложнее. Жители разных областей то и дело жалуются на произвол то одного, то другого чиновника. "Маленький человек" в одиночку не может достучаться через бюрократические двери до выхода из своих проблем.
– Люди видят все – и хорошее, и плохое, – заметил Владимир Васильев. – Знают, что среди чиновников, депутатов, правоохранителей есть те, кто дискредитирует саму нашу власть. Конечно, нельзя равнять всех под одну гребенку, несправедливо обвиняя в своих бедах власть как таковую. Но каждый из нас может внести свою посильную лепту в то, чтобы избавить общество от давления коррупции, цинизма и алчности, особенно – в силовых структурах.

"Автоликбез" для гаишников
Если у пострадавших нет желания жаловаться на одних правоохранителей – другим, их вариант – сообщить о вопиющих фактах правозащитникам. В этом случае и пострадавший может рассчитывать на квалифицированную помощь, и виновники инцидента после независимой проверки должны будут понести наказание. По словам Юрия Гейко, своеобразной "жалобной книгой" на автоинспекторов из разных регионов страны в последние годы стала программа "Автоликбез" на "Авторадио". Самые распространенные конфликты: инспектор требует подписать протокол о превышении скорости, хотя водитель ехал медленно; инспектор вписывает в протокол свидетелей, хотя в момент ДТП на дороге никого не было. По многим обращениям граждан правозащитники инициируют проверки. В прошлом году по результатам таких расследований были уволены два автоинспектора.
Правда, Владимирская область ни разу не фигурировала в письмах и звонках слушателей "Автоликбеза". Поэтому Юрий Гейко предположил, что у нас ситуация на дорогах стабильнее, чем во многих других регионах. Инспекторы, по всей видимости, не конфликтны, а водители добросовестно соблюдают правила.
Кстати, одним из авторов принятого закона об ужесточении ответственности за нарушения правил дорожного движения стал "Гражданский контроль". Закон дал реальный результат: число ДТП в стране значительно сократилось. Водители стали более внимательны на дорогах.
– Это еще один шаг в сторону создания нормального правового государства, – отметил Владимир Васильев.
"Гражданский контроль" тесно сотрудничает с российскими и международными правозащитными организациями и является членом Международной федерации лиг по правам человека. Сейчас правозащитники в сотрудничестве с институтом правосудия "Вера" (Нью-Йорк) и Центром девиантологии (Санкт-Петербург) занимаются исследованием отношений населения и правоохранителей в крупных городах. Результаты исследования они предполагают использовать для разработки новой системы образования и подготовки кадров для российских правоохранительных органов. Еще один новый проект "Гражданского контроля" нацелен на развитие ювенальной юстиции в России. Задачи, которые ставят перед собой правозащитники, сегодня важны как для представителей разных ветвей власти, так и каждого гражданина страны.

Елена ПЕВЦОВА
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике