Обложка пятницы

Бренды - отдельно, сувениры - отдельно Область, входящая в "Золотое кольцо России" и принимающая один из самых мощных турпотоков, до сих пор не научилась продвигать свои бренды с...

Область, входящая в "Золотое кольцо России" и принимающая один из самых мощных турпотоков, до сих пор не научилась продвигать свои бренды с помощью сувенирной продукции.
Наши музеи, тур-операторы, частные инвесторы и департамент по туризму не покладая рук работают над увеличением потока туристов в область. Они с азартом выдумывают новые праздники, события и мероприятия, призванные наполнить досуг гостей и сделать отдых незабываемым. Праздников становится больше, а каналов сбыта продукции у предприятий народных промыслов – все меньше. Они не обеспечены заказами и испытывают острые проблемы со сбытом продукции.
Вот всего лишь несколько свежайших областных брендов: праздник огурца и гусиные бои в Суздале, "Бабье лето в "Горячих ключах", владимирский карнавал, праздник Петра и Февронии Муромских. Причем последний приобрел статус всероссийского. Однако на всех лотках сувенирной продукции, будь то Владимир, Муром или Суздаль, – одно и то же: берестяные коробочки, деревянные расчески, войлочные буденовки. Ситуация не меняется уже многие годы.
"Призыв" решил расспросить руководителей предприятий народных промыслов о причинах отсутствия их продукции на центральных площадях городов области и узнать, изменилось ли что-нибудь в их судьбе с развитием туризма в регионе.
Директор ООО "Фабрика "Ковровская глиняная игрушка" Нина Баранова с грустью пояснила, что работу по развитию и продвижению областных туристических брендов скоординировать некому.
– Нашему производству уже исполнилось 17 лет, – сказала она. – И все 17 лет я пытаюсь найти контакт с областным департаментом по туризму. Вы удивитесь, но субъекты ЦФО, Москва и Московская область проявляют к нам гораздо больший интерес, чем областное начальство. Сейчас я иллюзий уже не питаю. Берегу личное время. Поэтому выживаем сами, как можем.
Договор о поставках у ООО "Фабрика "Ковровская глиняная игрушка" есть только с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, и действует он уже 15 лет.
Директор Центра традиционной мстерской миниатюры Сергей Сухов пошутил, что его предприятие участвует в праздниках заочно, то есть продукция Мстеры представлена, например, в суздальском Гостином дворе, во владимирском выставочном центре на ул. Б.Московской, в ЦУМе "Валентина", но непосредственно к обслуживанию новых брендов предприятие не привлекается.
– Сувенирные магазинчики предпочитают более дешевую, поддельную продукцию из оргалита, а не из папье-маше, – уточнил он. – Ее легче сбывать. В частности, в лавке Спасо-Евфимиевого монастыря я не нашел ни одной нашей вещи:
К слову говоря, на рождественской ярмарке в центре Парижа автору статьи довелось оценить выбор сувениров в стиле российской лаковой миниатюры. От витрины одного из нарядных ларьков-теремков возле "Галери Лафайет" рябило в глазах, но ни одной подлинной вещи при ближайшем рассмотрении я не обнаружила, о чем громко сообщила своим попутчикам.
– Ну хорошо, а это вы купите? – обиделся на мою реплику продавец, оказавшийся русским эмигрантом, и протянул мне палехскую шкатулку со всеми признаками подлинности, в том числе и авторской подписью. На ней в отличие от подделок за 8 – 12 евро стояла цена в 199 евро.
– Да, именно строгое соблюдение технологии производства, наличие сертификата качества, авторский дизайн делают нашу продукцию недоступной широкому потребителю, – подтвердила парадоксальность сложившейся ситуации заместитель директора по экономике ООО "Владимирские узоры" Ирина Никонорова. – Сегодня более успешны на рынке сувенирной продукции кустари.
Чтобы противостоять натиску ширпотреба и поддержать спрос на свои изделия, предприятие разработало целый спектр мелкой сувенирной продукции – магниты, медали, суздальские сувениры, которые можно увидеть в каждом магазине города-музея. Интересно, что два из них – поставок "Церковь" и футляр "Богатырь" для медовухи и сыпучих продуктов – выиграли в 2007 году муниципальный конкурс на эксклюзивный сувенир – символ Суздаля, а "Богатырь" за оригинальность к тому же взял второе место в областном конкурсе "Лучшие сувениры для туристического бизнеса".
"Владимирские узоры" активно поддерживают сотрудничество с ведущими музеями и туроператорами региона, такими как "Май-тур", "Лев-тур", заказывающими им мастер-классы и экскурсионные программы по предприятиям. По словам Ирины Никоноровой, экскурсоводы этих компаний способны компетентно объяснить, в чем отличие подлинной вещи от подделки. От их умения презентовать владимирские сувениры напрямую зависит динамика сбыта продукции предприятиями народных промыслов.
Сложностью для развития предприятий народных промыслов является и то, что индивидуальный заказ может занимать в их продукции не более 30% объема. Но это не единственная сложность.
– Чтобы наладить устойчивый сбыт, предприятие должно быть включено в туристические маршруты, а его офис размещен в центре города возле основного турпотока, – продолжает Ирина Никонорова. – Необходимо наличие хорошего подъезда, транспортной стоянки и прочих сервисных услуг. Например, городские власти Суздаля идут нам навстречу и выделяют торговые места в центре города в "Подворье мастеров" и ресторане "Погребок". Устойчивые партнерские связи сложились у нас и с туркомплексом "Горячие ключи".
Как видно из комментариев, ситуация в нашем регионе далека от идеала. Практически нет заказов и на новые нераскрученные праздничные бренды. Центр традиционной мстерской миниатюры использует сюжет Петра и Февронии Муромских в своих изделиях, изготавливает и иконы этих святых, но не для муромского семейного праздника, а сам по себе. Организаторы и художники, несмотря на новые экономические условия, все еще ходят разными тропами и, видимо, препятствия непреодолимой силы мешают им объединить усилия.
При этом предприятия народных промыслов способны гибко реагировать на требования индивидуальных заказчиков: Центр традиционной мстерской миниатюры освоил новое для него направление изготовления корпоративных бизнес-подарков. В частности, мстерские художники мастерски расписывают компьютерные манипуляторы (в просторечьи называемые "мышками"), елочные игрушки и офисные наборы.
Директор департамента по физической культуре, спорту и туризму Леонид Борисенко обобщил в ответе на вопрос "Призыва" уже ярко обозначившуюся в процессе подготовки материала тенденцию.
– Проблема в том, что к нам привозят матрешек, сделанных в Ярославле или Москве, а сувениры нужно местные продавать, – резюмировал он. – Турист хочет купить то, что произведено в том городе, который он посетил. А сейчас в универмаг зайдешь и увидишь там то, что можно купить где-нибудь в Египте:
Но о координирующих действиях и инициативах самого департамента по развитию и сохранению народных художественных промыслов мы почти ничего не узнали.
– Мы объявляли конкурс на лучшие сувениры два года назад, проводили совещание у губернатора по развитию сувенирной отрасли, организовали конкурс "Лучшие сувениры для туристического бизнеса", – начал и тут же оборвал перечень мероприятий Леонид Борисенко. Может быть, проблема в том, что предприятия народных художественных промыслов попадают в сферу ответственности сразу двух департаментов? А у семи нянек дитя обычно, как говорят в народе, без глазу.

Народным промыслам необходима господдержка

Владимиро-Суздальский музей-заповедник одним из первых в стране в глухие 60-е годы занялся разработкой эксклюзивной сувенирной продукции. Тогда и самой сувенирной промышленности как таковой не существовало. Генеральному директору музея Алисе Аксеновой приходилось размещать заказы на изготовление буклетов и значков на картографических фабриках
и в зонах строгого режима.

Первый комплект буклетов, посвященных владимирским белокаменным храмам, оформила архитектор Ольга Гусева, тираж его составил 100 тыс., а стоимость – полкопейки за штуку. Музей продавал буклеты по 10 копеек (что вполне устраивало туристов) и получал хорошие прибыли.
– Вырученные деньги помогли нам решать многие проблемы, – рассказывает Алиса Аксенова. – Ведь в те времена финансирование музеев было мизерным, не говоря о зарплатах. А в обкоме партии это восприняли как капиталистические замашки и нажитые барыши. Каких это стоило нервов – не уступить и продолжать нужное дело!
За буклетами появились изготовленные в колонии значки с гербами Владимира и Суздаля, знаменитая сувенирная грамота посетителя земли Владимиро-Суздальской, вымпелы, сделанные почти вручную, буклеты с репродукциями икон. На бюро обкома в 70-х после реплики первого секретаря: "Аксенова сошла с ума. Она иконы пропагандирует!" весь тираж этих буклетов пришлось изъять из продажи. Он был успешно реализован спустя многие годы.
Когда началась перестройка, музей вздохнул с облегчением и перечень издательской и сувенирной продукции вырос до 40 позиций, начиная с открыток и заканчивая дорогими подарочными фолиантами. Фотоальбомы сейчас тиражируются на 6 языках, включая японский и китайский. В структуре музея появился отдел, специализированный на разработке рекламных и имиджевых проектов. В 80-е годы заказы размещались даже в Финляндии, в 90-е появились новые типографские мощности в Москве.
– Моя установка такая: люди у нас небогатые, и наша продукция должна быть доступна массовому посетителю, – подчеркивает Алиса Аксенова. – Наш лакированный буклет стоит всего 45 рублей. При этом его приятно взять в руки, он в отличие от криминального чтива Донцовой и Поляковой (кстати, стоимость клееных книжечек 150-200 рублей) содержит уникальную информацию и прослужит долго.
Большим успехом у туристов пользовалась продукция Гусевского хрустального завода – это же замечательно: после осмотра Музея хрусталя купить здесь же сувенир!
Новые экономические условия породили новые проблемы. Одна из них – появление на рынке сувенирной продукции мощного конкурента, которым стал китайский производитель, заполонивший российские прилавки своими дешевыми и непритязательными изделиями. Соперничать с ним становится все труднее. Совсем недавно ведущее гусевское предприятие отказалось от выпуска штампованной посуды массового производства и переориентировалось на эксклюзивные заказы. А стоимость эксклюзива, начиная с нового года, возросла почти в 3 раза.
Частные предприятия, с которыми сотрудничает музей, начали закупать стеклянную посуду в Китае и наносить на нее рисунок. Это, оказывается, выгоднее, несмотря на транспортные расходы и процедуру растаможивания, чем услуги российских предприятий. Но это, увы, не та продукция.
В условиях столь острой конкуренции предприятия народных промыслов выжить просто не в состоянии. Например, традиционной мстерской вышивки больше не существует. К этой теме "Призыв" в одном из своих номеров еще вернется. Алиса Аксенова, являющаяся членом рабочей группы Комиссии по культуре при Президенте РФ, на одном из ее заседаний рассказала об опасности – угрозе гибели народных промыслов. Эта проблема типична для промыслов страны. Спрос на недорогие, но, увы, некачественные подделки есть всегда. Настоящая "мстера" стоит недешево. Это уникальные вещи!
К тому же в настоящее время музей лишен возможности с наценкой реализовывать продукцию мстерских художников через свои салоны. Теперь он должен сначала купить и лишь затем продавать их работы.
– А где же мы возьмем такие деньги?! – восклицает Алиса Аксенова. – И потом неизвестно, будет ли это пользоваться спросом. Это же огромные риски для нас! Я убеждена, что народные ремесла в сложившейся ситуации необходимо поддерживать на государственном уровне.
Что касается создания новых рабочих мест в сувенирной отрасли в условиях экономического кризиса, то это утопия. Исходя из нашего опыта все мастерицы, изготавливающие мелкие очаровательные поделки (вышивка, шитье, бисер), устали заполнять налоговые декларации и отчитываться перед налоговой инспекцией о копеечных доходах. Барьеры для малого бизнеса до сих пор не устранены, хотя об этом написано и сказано немало.

Кстати

Что привезти из Владимира
Туристические сайты, зазывающие в путешествия по Владимирской области, не отличаются разнообразием и предлагают приобрести один и тот же немудреный ассортимент сувениров.
Для Владимира это "изделия из бересты, дерева, ткани (платки, полотенца, лоскутное шитье), украшения из камней и финифти, хрусталь, лаковые миниатюры. В этом перечне вопросы вызывают почти все позиции, кроме хрусталя и лаковых миниатюр. Туроператоры предлагают обратить особое внимание на сувениры с изображениями владимирских памятников архитектуры: Золотых ворот, Успенского собора и расположенных возле Владимира Покрова на Нерли и Боголюбова (тарелки, шкатулки, картины и прочее).
В Суздале рекомендуется приобрести производимую только здесь по особым старинным рецептам медовуху и различные сувениры суздальской тематики: от картин и гобеленов до календарей и значков. Не знаю, как с гобеленами и значками, а вот с картинами местных художников в Суздале стало лучше. А медовуха, пожалуй, является единственным пищевым брендом области, хотя, например, в Покрове работает целая пряничная фабрика. Но почему-то ее продукцию во Владимире и Суздале купить невозможно.
В Гусь-Хрустальном, разумеется, полагается приобретать изделия из стекла и хрусталя. Интересно, что туроператорам кое-что известно про пивоваренный завод, производящий пиво "Мальцов" – еще один тиражированный пищевой бренд.
Совсем не вовлечены в производство сувенирной продукции владимирские и суздальские монастыри, занимавшиеся когда-то бело- и золотошвейным ремеслом. А вот в Екатеринбурге большой популярностью у покупателей пользуются вышитые иконы, полотенца, носовые платки, кружечки и тарелочки с символикой Рождества и Пасхи. На Пасху наряду с куличами здесь изготавливают необычные съедобные сувениры – ягнят и лебедей из теста.

Ольга РОМАНОВА, фото Е.Малковой, А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике