Обложка понедельника

Чем вызвано и чем обернется сокращение числа вузов Студенты и преподаватели владимирских вузов сомневаются, что новая реформа образования принесет пользу

Чем вызвано и чем обернется сокращение числа вузов

Студенты и преподаватели владимирских вузов сомневаются, что новая реформа образования принесет пользу
Начиная с этого года, количество российских университетов и институтов должно резко сократиться. Такая же судьба ожидает многочисленные филиалы и представительства вузов. О намерениях провести среди высших учебных заведений "генеральную чистку" официально заявили чиновники Министерства образования и науки. Их инициативу одобрили Рособрнадзор и эксперты: очень уж многие вузы страны превратились в конвейеры по выдаче "корочек" в ущерб качеству образования. Чем может обернуться сокращение вузов для будущих выпускников школ,
нынешних студентов и преподавателей? И ждут ли его в нашем регионе?

В вуз не дуют
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что число высших учебных заведений должно быть уменьшено – так, чтобы в итоге в стране осталось не больше 50 университетов и 150-200 институтов и академий. Остальные несколько тысяч, считает глава Минобрнауки, можно будет либо просто закрыть, либо сделать филиалами университетов или преобразовать в средние профессиональные учебные заведения.
То есть основным содержанием новой реформы образования станет ликвидация некоторых вузов, как не отвечающих демографическим реалиям и задачам развития страны. А скептики подозревают, что реальная цель реформы – не очередная модернизация образования, а обычная экономия бюджетных средств. Так или иначе, ход и последствия реформы сейчас волнуют не только работников системы образования и учащихся, но и экономистов, политиков, социологов.
Чиновники успокаивают: в проекте реформы речь идет не о повальном закрытии вузов, а о некоторых преобразованиях. В российском законодательстве прописано, что под университетом понимается вуз, ведущий исследования по широкому спектру наук. В 90-е годы этот статус многим вузам мог быть присвоен незаслуженно. Поэтому власти решительно настроены вернуть понятию "университет" его истинное значение. В то же время, считают они, у "непроходных" вузов, желающих сохранить статус университетов, сохранится выбор. Они смогут либо объединиться в кластер внутри региона и таким образом сохранить статус, либо сберечь здания и студентов, вернувшись в тот период, когда они звались институтами, академиями, техникумами.
Эксперты уверяют, что реформа будет проходить с соблюдением всех правил и никто разом не закроет и не превратит в ПТУ сотни вузов, сломав весь учебный процесс. Но разработают четкие стандарты, по которым можно будет судить, насколько соответствует университет своему высокому званию. Пройдет экспертиза учебных программ, проверка знаний выпускников и квалификации преподавателей. И только после этого будет приниматься решение об изменении статуса образовательного заведения.

Прощайте, "корочки"?
Как оценивают реформу студенты, абитуриенты и те, кто уже давно окончил вуз? Опрос на эту тему уже провел Исследовательский центр портала SuperJob.ru. Среди 2,5 тысячи респондентов из разных регионов РФ, в том числе нашего, мнения "за" и "против" разделились примерно поровну.
Полностью поддерживают реформу 29% респондентов, а 28% относятся к ней "скорее положительно". При этом опрошенные прежде всего ратуют за качество образования. Вот их мнения: "Хотя требования к абитуриентам при поступлении после сокращения вузов, скорее всего, ужесточатся, качество образования должно возрасти", "Лучше один хороший институт, чем 200 плохих". Еще один аргумент "за" – избыток специалистов на фоне острой нехватки рабочих рук. "Наконец-то будет достаточно рабочих, механиков, слесарей, сантехников, сварщиков, ведь они в дефиците", – отвечали опрошенные. Сторонники сокращения в своих комментариях часто затрагивают и вопрос престижа вузов, их дипломов и высшего образования в целом. По их словам, высшее образование "должно быть по-настоящему высшим, в какой-то степени элитарным", а сами вузы не должны быть лишь "средством получить отсрочку от армии и хоть какой-то диплом".
Респонденты, выбравшие вариант "скорее положительно", наряду с плюсами реформы ("Будет понятно, какой вуз престижнее и куда нужно стремиться поступить", "Сократится число вузов-однодневок") отмечают и ее недостатки: "Вышку" теперь смогут получить только очень обеспеченные люди, а для простых смертных она станет недоступной".
Противники сокращения уверены, что "чистка" вузов "все равно не решит проблемы качества образования". Кроме того, многие считают, что сокращение предложений на рынке образовательных услуг неизбежно приведет к росту цен на них и подстегнет коррупцию в вузах: "Теперь там одни дети олигархов будут учиться". Проблемы с получением высшего образования возникнут у абитуриентов из районов: "Вузы, скорее всего, останутся в крупных городах, а что же делать молодежи в райцентрах?" Кроме того, опрошенных волнует судьба студентов и преподавателей вузов, которые могут подвергнуться сокращению. Другие опасаются недоверия к среднеспециальному образованию: "И сейчас дети ходят в школу неохотно, а если они будут знать, что никуда, кроме ПТУ, не поступят, они и вовсе забросят учебники".
Стоит отметить, что число сторонников реформы росло с увеличением возраста респондентов: среди молодежи до 20 лет таких 16 процентов, среди тридцатилетних уже 30 процентов, а среди людей старше 50 лет – 43 процента. То же можно сказать, исходя из уровня доходов и образования граждан: обеспеченные и образованные люди осознают, что благодаря реформе они получат преимущества при трудоустройстве и карьерном росте, а молодежь понимает, что, возможно, останется без "вышки".
Многие догадываются также, что истинная причина "чистки" вузов – экономия средств федерального бюджета и возможная прибыль. Ведь вузы – одна из немногих в нашей стране структур, пока еще не приватизированных. При том, что они обладают огромными материальными ресурсами, включающими не только учебные корпуса, но также спортивные базы, дома культуры, санатории, пансионаты, общежития. Поэтому сокращение количества вузов высвободит огромную инфраструктуру, которую можно будет впоследствии приватизировать.

Мифы и рифы реформы образования
Судя по комментариям владимирских студентов, ректоров и сотрудников вузов нашей области, реформа кажется им больше похожей на миф. Вряд ли этот эксперимент может быть реализован на практике, тем более в таком серьезном масштабе. Во Владимирской области сокращения вузов пока не ждут.
– Я считаю, что идея сокращения вузов – это очередной миф реформы образования, в которой хватает сомнительных мест. Во-первых, авторы идеи сокращения вузов говорят о том, что России не нужны в таком количестве люди с высшим образованием, что перенасыщенность рынка специалистами с вузовскими дипломами усиливает кризис на рынке менее квалифицированного труда: Но ведь сокращение числа вузов неизбежно приведет к падению квалификации персонала на нашем рынке труда, а соответственно, к падению экономической конкурентоспособности отдельных регионов, – высказал "Призыву" свою гипотезу один из научных сотрудников государственного вуза Владимира. – Кадровая проблема должна решаться путем экономической и социальной поддержки властей, а не сокращением вузов. Стоит вспомнить, что даже в трудные послевоенные годы, когда нужно было восстанавливать страну, когда был колоссальный дефицит рабочих рук, пустили на старт лозунг: "Всем получить образование!". Системы заочного обучения тогда специально создавались, чтобы студент без отрыва от производства мог учиться. То есть была поставлена ясная цель, чтобы человек не просто работал, но повышал свой образовательный и культурный уровень. А сейчас может выйти наоборот: будут узкая образованная прослойка и широкие малограмотные массы. Зачем снижать национальный интеллектуальный уровень?
Во-вторых, еще более серьезны возможные социальные последствия. При расслоении общества ярко обозначатся социальные аутсайдеры, которым там будет отведена роль работников "за кусок хлеба". Особенно это касается жителей райцентров, так как тотальное сокращение может привести к закрытию вузов среднего звена, на которых, по сути, и держится образование в "глубинке".
В-третьих, сторонники "чистки" вузов указывают, что это необходимо, так как в России грядет демографический спад. Да, в вузы скоро придет малочисленное поколение 90-х. Но сокращение может повлечь новый демографический провал после 2010-2012 годов. Уменьшение шансов на образование снизит веру родителей в социальное будущее своих детей, а значит, приведет к снижению рождаемости: если нет возможности "выучить" и "вывести в люди" собственных детей, зачем рожать? А если через десять лет благодаря правительственным программам поддержки семей мы, наоборот, выйдем на демографический пик? Куда тогда пойдут учиться наши дети, внуки? Посмотрите на пример детских садов: в 90-е годы их закрывали, здания приватизировали частные фирмы, а сегодня тысячам детей только во Владимирской области не хватает мест в детсадах. На федеральном и региональном уровне чиновники ломают голову, как найти средства на строительство новых детских садиков. Вот то же самое будет через 10 – 15 лет в вузах: дети, которые сегодня идут в сад, через столько лет захотят найти место в университете. Вузов на всех не хватит, и что тогда, строить их заново? Надо всерьез задумываться о том, что ждет нас "двадцать лет спустя".
В-четвертых, о качестве образования. И государству, и областным властям следует обратить внимание на образовательные стандарты, на усиление материальных (в том числе, лабораторных) баз вузов, а не сокращать их. Сделать акцент на внедрение новых методов и технологий обучения и, прежде всего, на повышение квалификации преподавательских кадров, которые сегодня у нас едва обновляются – скоро будет некому преподавать.

Студенты места себе не находят, даже платного
Директоры коммерческих вузов, как выяснилось, идею сокращения тоже не вполне одобряют. Как сообщил "Призыву" директор Владимирского филиала Российской международной академии туризма Федор Лавров, он не верит, что замысел воплотится в полной мере:
– Вряд ли будет сокращено сразу несколько сотен, тем более тысяч вузов. Вот сокращение бюджетного финансирования – да, возможно. Но Академия туризма – негосударственный вуз, нас реформа не коснется. Хотя вузы могут сократить, если они не соответствуют стандартам высшего образования, тогда это понятно. Такое сокращение может быть на любом предприятии. Если мы вдруг перестали бы отвечать высокому уровню, и нас бы закрыли. Но у нас аттестация до 2012 года. Все-таки полагаю, целью "позакрывать все" государство не задается. Ведь это губительно отразится на системе образования. Снизится конкуренция между вузами. У выпускников школ не будет более широкого выбора, куда пойти учиться. А конкуренция – один из главных мотивов повышения качества образования. Монополия отдельных вузов на образовательные услуги недопустима. Мы уже жили при "монополии" при старом режиме и прекрасно знаем, что это такое.
– Если вузы сократят, образование действительно может стать элитарным, – считает Федор Лавров. – Не все выпускники школ смогут учиться, даже если они талантливы. В разы вырастут конкурсы на поступление, и еще большую роль будут играть финансы. А повышения качества образования "чистка вузов" точно не вызовет – скорее, наоборот, в условиях отсутствия здоровой конкуренции уровень знаний снизится.
Во Владимирском филиале Академии туризма учатся 300 студентов. Во всех филиалах РМАТ и головном вузе – всего более 20 тысяч студентов. Закрывать вузы, где студентов не хватает, как закрывают малокомплектные школы, – это тоже недопустимо. Хотя мы бы, например, могли увеличить число платных студентов, но у нас конкурс даже на платные места, и мы отбираем самых лучших.
Мы не получаем из федерального бюджета ни копейки, все доходы только за счет платы студентов. Конечно, хотелось бы иметь господдержку. Коммерческие вузы тоже вносят немалый вклад в развитие высшего образования, – подытожил Федор Лавров.
:Но, несмотря на неоднозначную позицию студентов и преподавателей государственных и коммерческих вузов, первая волна чистки по стране уже прокатилась. Так, в конце прошлого года закрылись несколько вузов на Кубани, в Татарстане, в Барнауле, Челябинске. В Санкт-Петербурге три вуза вынуждены были переехать из респектабельных зданий в центре на городские окраины. Студенты из вузов, попавших в "черный список", сейчас либо ездят доучиваться в другие учебные заведения, либо перешли на платное обучение, а кто-то вовсе остался без места. Некоторые преподаватели лишились основной занятости или подработки.
Впрочем, возможно, это следствие вовсе не государственной программы, а нормальной конкуренции среди вузов. В конце концов, далеко не все они относятся к разряду лучших. И проблема получения дипломов не за знания, а за деньги, действительно существует.

Елена ПЕВЦОВА
Фото Р.Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике