Обложка четверга

Владимирских тяжеловозов признали "нецелесообразными" Знаменитая на весь мир порода владимирский тяжеловоз на грани исчезновения из-за позиции чиновников

Владимирских тяжеловозов признали "нецелесообразными"

Знаменитая на весь мир порода владимирский тяжеловоз на грани исчезновения из-за позиции чиновников
В племенной госконюшне "Владимирская" началась реорганизация. В этом году имущество конюшни передается из федеральной собственности в собственность субъекта РФ – Владимирской области. Но областные чиновники не видят смысла содержать владимирских тяжеловозов. Конюшне, судя по всему, уготовано закрытие. Уникальная порода может быть попросту уничтожена. Уже через
год-два, получив право распоряжаться конюшней, областные чиновники смогут осуществить свои намерения. Если ничто не помешает планам, совсем скоро мы будем видеть владимирского тяжеловоза разве только на картинках к детским сказкам об Илье Муромце.

Символ державы
Порода владимирский тяжеловоз была выведена в 1946 году. Страна отстраивалась после военной разрухи, восстанавливала разоренное сельское хозяйство. Породу специально создавали в районах владимирского Ополья, где преобладают тяжелые почвы – для их обработки нужна была сильная лошадь. И быстрорастущие города остро нуждались в гужевом транспорте. Поэтому конезаводство стало стратегически важной политикой государства – эта отрасль влияла на военную и продовольственную безопасность страны.
Владимирский тяжеловоз был выгодной породой: вынослив, энергичен, но при этом неприхотлив в еде и условиях содержания. Эта огромная (весом около 700 кг) лошадь может с грузом в полторы тонны пробежать полтора километра всего за 5 минут. К тому же эти животные необыкновенно красивы. В то время вся страна восхищалась великолепными тройками могучих владимирских коней. Их рисовали на открытках и почтовых марках как символ державы. Богатырские тройки запечатлели на своих полотнах известные русские художники. А национальный герой Илья Муромец стал традиционно изображаться верхом на владимирском тяжеловозе.
Но прошло чуть более полувека, и одно из лучших произведений российских селекционеров оказалось под угрозой исчезновения по экономическим причинам – в сельском хозяйстве и перевозках живая "лошадиная сила" уже не востребована. Лошадей давно вытеснили с полей трактора и комбайны. Племенные конезаводы стали не нужны государству. А содержать лошадей ради сохранения знаменитой породы чиновники посчитали "нецелесообразным".
Сегодня во всей России насчитывается не более двухсот голов богатырских коней. Поэтому каждый из них – национальное достояние. Основная часть поголовья сосредоточена на Гаврилово-Посадском конезаводе в Ивановской области, 56 лошадей осталось в Юрьев-Польском и 21 племенной жеребец сейчас находится на госконюшне "Владимирская". Из них 19 отнесены к классу "элита" и записаны в Государственную Книгу племенных животных. Причем всего два года назад на владимирской конюшне было 24 племенных тяжеловоза, а еще пятью годами ранее – 32. С каждым годом предприятие стремительно теряет бесценное поголовье. Денег на содержание лошадей государство выделяло крайне мало, и владимирские тяжеловозы мучительно погибали от голода и болезней.

Ни кола, ни двора
По информации Минсельхоза, госконюшня "Владимирская", "согласно распоряжению Правительства РФ, подлежит реорганизации и приватизации федерального имущества предприятием, созданным после этой реорганизации". А по сведениям из департамента сельского хозяйства, "в 2007 году администрация области дала Минсельхозу согласие на передачу имущества конюшни из федеральной собственности в собственность субъекта. Сейчас вопрос находится в работе".
В течение 2009 года конюшня должна быть передана области, а позиция областных чиновников уже известна – закрыть племзавод. Они подтвердили это коневодам официальным письмом: "Департамент сельского хозяйства разделяет вашу озабоченность сохранением породы владимирский тяжеловоз. Это красивое, нарядное и сильное животное в 40-60-е годы широко использовалось в хозяйстве. Но сейчас его заменила техника. А развивается спортивное коневодство, где используются верховые и рысистые лошади. Поэтому ваше предложение о создании отдельной структуры по разведению лошадей на базе племконюшни невозможно. Тяжеловозы всех пород пользуются низким спросом, и для содержания такого предприятия нет оснований". Намерение департамента – сохранить 5-6 элитных жеребцов из всего поголовья и передать их Юрьев-Польскому конезаводу. Полтора десятка остальных тяжеловозов, видимо, хотят попросту распродать.
Очевидно, департаменту не составит труда реализовать свои намерения еще и потому, что у конюшни сегодня странным образом определены вопросы собственности. По сути, в распоряжении государства – только сами лошади. А помещение, где содержатся владимирские тяжеловозы, а также верховые лошади областной конно-спортивной школы, по документам принадлежит предприятию ОАО "Владимирское по племенной работе".
ОАО "Владимирское" – коммерческое предприятие федерального подчинения по разведению крупного рогатого скота. Оно разместилось на одной территории с конюшней в 80-х годах. В то время ОАО и конюшня входили в одну структуру. Тяжеловозов тогда содержали в другом, старом здании. ОАО предложило конюшне "поменяться домами" и построило для тяжеловозов новое помещение, а старое оставило за собой. Но при этом, как теперь выясняется, новое здание, где жеребцы обитают сегодня, ОАО также оформило на себя. Поэтому сейчас конюшне ничего не принадлежит. Ее здание вошло в уставный капитал ОАО. Выходит, "выселить" оттуда лошадей можно в любой момент:
Именно так и намерено поступить в 2009 году ОАО "Владимирское". На данный момент распоряжением Правительства РФ "пакет акций этого предприятия подлежит реализации, в том числе и строение конюшни, находящееся на его балансе". Иными словами, конюшню выставили на торги. Зыбкость имущественных прав ОАО на конюшню почему-то не помешала распоряжаться ее судьбой, хотя факт нарушений прав собственности подтвердили проверки агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области и прокуратуры Владимира.
По информации прокуратуры, "документы о передаче зданий не были оформлены надлежащим образом, право оперативного управления помещением конюшни не было документально переоформлено на нее. Хотя здание новой конюшни должно было быть закреплено за ней вместо переданной ОАО старой постройки". А старое здание ОАО давно привело в неудовлетворительное состояние. Так что у конюшни не осталось "ни кола, ни двора".

Ход спортивным конем
По итогам прокурорской проверки агентству по управлению федеральным имуществом вынесено представление устранить нарушения законодательства о собственности. Но сейчас вернуть конюшне ее помещения уже нельзя, так как в период торгов движение уставного капитала предприятия запрещено.
По этой же причине конюшня не может выяснить отношения и с областной конно-спортивной школой, занявшей две трети ее здания. ДЮСШ содержит 22 лошади спортивной породы и дает бесплатные уроки верховой езды для сотни детей и взрослых. При этом школа использует для своих нужд основную часть территории конюшни – стойла, манеж, леваду, двор, по сути, вытеснив оттуда племенных тяжеловозов и не оставляя элитным лошадям шансов на нормальное содержание и тренировки.
Но мнение областных чиновников таково, что будущее именно за спортивным коневодством, а владимирский тяжеловоз на современном рынке бесполезен. Необходимость сохранения для потомков знаменитой на весь мир породы даже не рассматривается.
Похожая ситуация на многих других племенных конюшнях России, в том числе Гаврилово-Посадском конезаводе Ивановской области. Из-за дефицита финансов и низкого спроса на владимирских тяжеловозов там тоже стремительно сокращается их поголовье. Коневоды бьют тревогу, но чиновники отказываются помогать.

Наука бессильна
Сегодня за сохранение элитных пород лошадей борются разве только ученые. Научные сотрудники ВНИИ коневодства даже разместили на сайте института официальное обращение к общественности. По сути, это сигнал бедствия. "Уничтожение племенных конюшен – огромная ошибка властей, – пишет кандидат сельскохозяйственных наук Нинель Дорофеева. – Зная о роли конюшен в становлении современной России, нельзя допускать их закрытия! Племенные лошади – это гордость нашей страны. Конюшни сохраняют высококвалифицированные кадры зоотехников, ветеринарных врачей, тренеров, наездников, конюхов, передающих свое ремесло из поколения в поколение. Если в 80-х годах в нашей стране было 22 породы лошадей, то сейчас их осталось 17. Это минимум, который надо беречь, не потеряв больше ни одной породы!"
Причем и у этих 17 пород почти не осталось представителей. По информации ВНИИ, тяжеловозная порода среди них стоит на 7-м месте по численности.
Ученые считают, что чиновники недальновидны: для развития пород, конного спорта и туризма можно многое сделать именно на базе госконюшен. Сокращение племзаводов в пользу частных и областных спортивных школ надо остановить любой ценой. Ведь сегодня, по данным ВНИИ, в ЦФО осталось всего 4 конезавода, а число частных конных школ выросло до 77. То есть 97 % поголовья лошадей разных пород государство не контролирует.

Особенности национальной охоты

Специалисты не согласны, что элитные породы лошадей коммерчески бесперспективны. Владимирских тяжеловозов тоже можно использовать для занятий со спорт-сменами. Богатырские кони нужны также и там, где нельзя применить технику: в лесном хозяйстве, на фермерских усадьбах. Владимирские тяжеловозы отлично зарекомендовали себя как лошади для отдыха и туризма. Они выносливы в походах на дальние расстояния, едят даже дешевые корма, легко приспосабливаются к разным условиям.
Становится популярной и охота на лошадях. Этот дорогой вид отдыха и развлечения вполне может обеспечить тяжеловоз. В моде также использование лошадей для съемок фильмов, клипов и рекламы. Их привлекают для праздников, фестивалей, шоу, массовых мероприятий. Кстати, пивное шоу в Лужниках в Москве пять лет подряд открывали владимирские тяжеловозы. Но приглашать "символ области" на празднование Дня губернии или дни рождения городов "Золотого кольца" власти почему-то не считают нужным. А ведь вместо закрытия конюшни чиновники при желании могли бы найти лошадям достойное применение. "Платные услуги" и помощь спонсоров обеспечили бы лошадиной элите средства на содержание. Породу удалось бы сохранить и сделать узнаваемым и дорогим туристическим брендом.
Ведь нам есть чем гордиться. Тяжеловоз был выведен именно в нашей области и завоевал десятки побед на всероссийских и мировых выставках. В последние годы лошади госконюшни "Владимирская" также устанавливали рекорды и становились чемпионами. Рекорд владимирского тяжеловоза, сдвинувшего с места груз в 27 тонн, не превзойден ни одной лошадью.

Нелегкая участь тяжеловозов
Упадок госконюшен происходит по всей России. Но есть и примеры, когда власти сумели сохранить такие предприятия и сделать местную породу "визитной карточкой" области, "магнитом" для инвестиций. Так, год назад был восстановлен весь комплекс зданий Сальской госконюшни в Ростовской области. После чего администрация Сальского района  профинансировала организацию и проведение на День города великолепного  праздника "Золотая лошадь", посвященного донской и буденновской породам, созданным на этой земле. В программе  были испытания коней по спортивным качествам, скачки, конкуры, пробеги, показательные выступления по высшей школе верховой езды. В эти дни тысячи местных жителей и приезжих из других городов России и из-за ее рубежей собрались на трибунах на территории госконюшни. Праздник станет традиционным, и племенным лошадям теперь созданы все условия.
Процесс отмирания конюшен прошел и по Европе. Но в развитых странах власти обеспечили стопроцентное сохранение пород за счет государства и поддержки заинтересованных общественных организаций, а не закрывали конюшни.
Если мы утратим конезаводы, в которых сосредоточена лучшая часть, племенное ядро элитных пород, мы будем вынуждены приобретать представителей большинства пород за границей, затрачивая огромные средства, которые пойдут на поддержку не отечественного, а зарубежного коннозаводства. Потеря заводов, где содержатся лошади отечественных пород, приведет к невосполнимым, позорным для российского животноводства и национальной культуры потерям. Это будут потери и для мирового генофонда сельскохозяйственных животных. А мы и наши дети сможем видеть этих красивых, могучих богатырских коней лишь на старых фото и иллюстрациях к былинам в учебнике.
Понятно, что разведение лошадей, как в далеком прошлом, так и в наше время,  редко  бывает дешевым и рентабельным предприятием. Но ради сохранения уникальных объектов национальной и мировой культуры и истории процессу закрытия конюшен просто необходимо помешать.
Пришло время, когда владимирскую породу лошадей надо охранять, как где-то "за морем" охраняют носорогов или тигров. Но тех отстреливают браконьеры. Здесь же никто ни в кого не стреляет – виновных в исчезновении породы как бы нет. Но с общего молчаливого согласия и на наших глазах владимирский тяжеловоз вымирает словно "сам по себе":

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора и А. Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике