Обложка четверга

Медицинские услуги: платить или не платить? Депутаты Госдумы обдумывают поправки в закон об оказании медицинской помощи населению. В частности, на одном из федеральных сайтов появилась информация о том,...

Депутаты Госдумы обдумывают поправки в закон об оказании медицинской помощи населению. В частности, на одном из федеральных сайтов появилась информация о том, что государственным медицинским учреждениям могут запретить оказывать платные услуги.

Cегодня во Владимире и области, как и во всей России, существует платная и бесплатная медицина. Причем платные услуги может предоставить как госучреждение, так и частная клиника. Какое лечебное учреждение и какой вид услуг предпочесть, решать, конечно, самому пациенту, но подводные камни, как оказалось, есть везде.

Разные кассы
По мнению директора ОКБ, руководителя комиссии по контролю за развитием ситуации в здравоохранении регионального отделения партии "Единая Россия" Александра Кирюхина, кабинеты, в которых оказывают платные и бесплатные медицинские услуги, следует разделить.
– Хоть сейчас во всех документах и говорится, что врач должен оказывать платные медуслуги не в часы своего основного приема, тем не менее, во многих поликлиниках пациентов принимают в основное рабочее время, как за деньги, так и бесплатно. И это отчасти объяснимо: не каждому пациенту захочется за свои деньги приходить на прием после 16 часов. Он придет утром и лично пообщается с врачом. Пациент приблизительно знает, что услуга, в которой он нуждается, в платном отделении стоит 400 рублей. Он даст врачу 300 рублей, и все останутся довольны: больной будет радоваться тому, что меньше заплатил, врач – "левому" заработку. То есть первая проблема, когда платные и бесплатные услуги оказываются в одном кабинете, – трудно проследить законность процесса.
И второе. Очередь, в которой находятся больные, общая, и доктор обычно осматривает сначала платных пациентов, а только потом тех, кто пришел по записи или по талонам. Если развести платные и бесплатные услуги территориально, то очереди в поликлиниках можно было бы сократить вдвое, – считает Александр Кирюхин.
В идеале, по замыслу Кирюхина, платные услуги в госучреждении должны оказываться следующим образом: отдельные кабинеты, регистратура, штатное расписание, отдельные организаторы.
Кроме того, Александр Викторович предлагает расширить предпринимательскую деятельность: разрешить ее не только в рамках самого учреждения, но и на территории больницы непосредственно физическим лицам, врачам.
– Допустим, врач оформляет на себя соответствующие документы и сам вступает с лечебным учреждением в договорные отношения. Он арендует помещение, оборудование и фактически работает на себя. Таким образом, у него есть стимул принимать как можно больше пациентов. И у пациентов тоже будет определенная выгода: они смогут гарантированно попасть на прием к конкретному специалисту, пусть и за плату, – говорит Кирюхин.
По мнению директора ОКБ, для больницы очень важен сам факт присутствия врача конкретной специальности, особенно сейчас, когда медицина испытывает острый кадровый голод.
– Для больницы наличие специалистов – это огромный плюс, поскольку врачи некоторых "узких" специальностей буквально на вес золота. И такой сотрудник, например, полдня работает у нас, а полдня – в частной клинике. А если дать ему возможность арендовать помещение в больнице и работать на ее территории, то этот врач, с одной стороны, сможет увеличить свой заработок, а с другой – увеличит доступность оказания медицинской помощи в лечебном учреждении, – рассуждает Кирюхин.

На платных услугах зарабатывают госучреждения
Начальник владимирского управления здравоохранения Владимир Савинов считает, что с каждого больного за посещение любого специалиста необходимо взимать символическую плату, например, в размере 10 рублей, потому что "некоторые больные воспринимают посещение поликлиники как некое времяпровождение. Ходят по врачам просто так – из кабинета в кабинет". Но все-таки Владимир Савинов, по его собственному признанию, – сторонник бесплатной медицины.
Другое дело, что принятый в 90-е годы прошлого века закон о возможности предоставления госучреждениями платных услуг позволил больницам и поликлиникам самим зарабатывать деньги и за счет собственных средств компенсировать часть расходов по зарплате и на другие нужды. И это оказалось крайне необходимым. Сегодня, например, все городские поликлиники в общей сложности зарабатывают на предоставлении платных услуг 100 млн рублей в год.
Половина из этих денег, как и прежде, идет на зарплаты сотрудникам, а другая половина – на улучшение материально-технической базы лечебного учреждения, на ремонт и на нужды хозяйственных служб: покупку мыла, чистящих средств и растворов для обработки медицинских инструментов.
– Да, конечно, существуют нормативные документы, согласно которым платные услуги должны оказываться врачами во внерабочее время, но ведь бывают ситуации, когда это положение невозможно соблюдать. Предположим, человеку надо сделать УЗИ или сдать кровь, процедуры, которые делают натощак, никто же не будет терпеть до вечера и голодать, – рассказывает Владимир Савинов. – Или бывают случаи, когда пациенты сами возмущаются, что им не хотят сделать ту или иную процедуру платно. Они говорят: "Я принес деньги, они что, вам не нужны?!".

Какие жалобы разбирают медицинские страховые компании?
По словам Александра Кирюхина, в каждом лечебном учреждении есть план по оказанию платных медицинских услуг. Формируется он непосредственно самим учреждением. В него входят объем оказания медицинской помощи и стоимость платных услуг. Утверждает план главный распорядитель денежных средств. Для ОКБ, например, это департамент здравоохранения. Конкретно в ОКБ доля платных услуг составляет 10-12%. Есть учреждения, где эта цифра значительно выше или, наоборот, ниже.
Для госучреждения существуют определенные ограничения по перечню предоставления платных услуг.
– Мы сами всегда должны знать, какая процедура, инъекция, операция может быть платной, а какая нет, – говорит Александр Кирюхин. – Все прописано в программе госгарантии, в каких пределах выделяется бесплатная помощь, какую помощь мы оказываем за деньги и т.д. Например, некоторые виды медпомощи, такие, как физиопроцедуры или лечебный массаж, частично выведены из программы госгарантии и введены в платные услуги.
По словам сотрудников медицинских страховых компаний, им случается время от времени разбирать жалобы пациентов на неправомерные действия медицинских учреждений. Во Владимирской области, по данным ОМС, четыре компании сотрудничают с работающим населением: "Госпроммедстрах", "Ингосстрах", "Капиталмедстрах" и "Макс-М".
В компанию "Капиталмедстрах" за девять месяцев этого года обратились с жалобами на работу лечебных учреждений 77 человек. И только 13 жалоб оказались обоснованными.
По словам директора "Капиталмедстраха" Елены Антоновой, люди жалуются в основном на долгое ожидание в очереди на прием к тому или иному специалисту. А те, кто заплатил деньги, идут к этому же врачу без очереди. В этом случае страховая компания пишет предписание на имя главного врача о том, что его лечебное учреждение нарушает гарантии доступности медпомощи, и один и тот же врач не может одновременно принимать пациентов бесплатно и за деньги.
– Штрафовать мы не имеем права, это функция других структур, – говорит Елена Антонова.
Второй вид обращений к сотрудникам страховой компании – жалобы на неправомерное требование лечебными учреждениями платы за услугу, которая по программе госгарантий должна быть бесплатной.
Был, например, такой случай: мужчина пришел делать рентген, но в лаборатории не оказалось нужного реактива, его пришлось срочно покупать, поэтому за сделанный снимок с пациента взяли определенную сумму.
– Или вот еще пример: человек лежит в больнице, и его заставляют купить дорогой препарат. В данном случае мы разбираемся, какой это препарат: если он жизненно необходимый, то он должен предоставляться пациенту бесплатно. Если нет, то сотрудники больницы действительно могут попросить пациента купить лекарство на свои деньги. Если мы выявляем нарушения, то обязуем медучреждение вернуть пациенту потраченное, – поясняет Елена Антонова.
Директор страховой компании "Макс-М" Алексей Киселев (в его компании застрахованы 164 тыс. человек) говорит, что, действительно, жалобы на работу гос-учреждений есть, но их немного. Скажем, в прошлом году их было 38, обоснованных оказалось значительно меньше. Причины жалоб в основном все те же: очереди и незаконное, по мнению пациентов, взимание платы за предоставленную услугу, а еще грубость врачей.
– Несмотря на то, что бесплатные услуги перечислены в программе госгарантий, существует, тем не менее, очень тонкая грань. Например, УЗИ входит в перечень бесплатных медуслуг, но так как УЗИ-аппаратов в области мало, то на эту процедуру всегда огромные очереди. Иногда ждать приходится несколько недель, а то и месяц. Врачи говорят: "Не хотите ждать, можем вам сделать УЗИ в течение двух дней, но платно". И человек, чтобы не стоять в очереди, соглашается отдать деньги, а потом идет жаловаться. Начинаем разбираться, и оказывается, что формальности были соблюдены: человеку предоставили выбор, – объясняет Алексей Киселев.
В тех учреждениях, где после проверки действительно были выявлены нарушения в предоставлении бесплатной медицинской помощи, пациентам вернули деньги. Однако таких фактов немного, общая сумма возврата – 5300 рублей.

Мы покупаем комфорт и дополнительные услуги
Многие врачи сходятся во мнении: платные услуги, вне зависимости от того, предоставляют их в госучреждении, либо в частной клинике, это прежде всего – комфорт. То есть пациент покупает не столько качество предоставления помощи, сколько удобство: экономятся время, нервы…
– Заплатив, человек фактически покупает внимание персонала, хорошее отношение к себе, дополнительный комфорт, если он лежит в стационаре. Но лечение при этом остается на прежнем уровне, – считает Александр Кирюхин. – Ведь даже в частных клиниках в большинстве своем работают те же самые врачи, что и в государственных лечебных заведениях.
Действительно, очень много медицинских работников совмещают службу в государственной и в частной структурах, однако не любят об этом распространяться. Некоторые врачи в частной беседе говорят о том, что идут в частные больницы для дополнительного заработка, однако их ожидания больших зарплат не всегда оправдываются.
– Почему-то принято считать, что в частных клиниках врачи получают солидные деньги, однако это не так. Моя зарплата частника, конечно, больше той, что я получаю в госучреждении, но разница невелика, – признается одна из врачей-совместителей. – Это одна из причин, почему люди не переходят на постоянную работу в частные клиники. Вторая причина в том, что некоторые специалисты не имеют возможности работать в частном порядке с полной отдачей в своей профессии. Например, хирурги говорят, что не могут уйти из государственной больницы, потому что там у них есть возможность оперировать. И, наконец, третья причина – не все специалисты нужны частным клиникам на полную ставку. Так что совместительство порой оказывается выгодным и врачам, и руководителям государственных и частных учреждений.
Как правило, частные клиники нуждаются в узких специалистах: гинекологах, урологах, проктологах, окулистах, хирургах. И поскольку в обычных больницах к этим специалистам обычно длинные очереди, в частных стараются сделать так, чтобы врач был доступен в любое удобное для клиента время.
– У нас в клинике есть как постоянные врачи, так и совместители, – рассказывает директор и главный врач Клиники альтернативной медицины Александр Иванов. – Некоторым специалистам, лор-врачам или проктологам, нет смысла весь день сидеть в офисе, поскольку наплыв больных к ним не слишком высок в силу объективных причин: заболеваемость на этих участках меньше. А вот гинекологи и уролог очень популярны, поэтому у нас в штате пять таких специалистов. И к ним всегда можно попасть на прием.
Пациент может выбрать одного из нескольких докторов и записаться на прием. Обычно в частных клиниках общение клиента с врачом длится дольше, чем в государственных: в среднем от 40 минут до часа. За это время доктор успевает осмотреть пациента, диагностировать заболевание и назначить лечение.
Что касается услуг, которые предоставляют частные клиники, то порой их выбор значительно шире, чем в государственных. Скажем, в той же Клинике альтернативной медицины многие операции заменяют амбулаторной помощью благодаря современному дорогостоящему оборудованию.
– Мы занимаемся такими заболеваниями, с которыми в бюджетных учреждениях даже не будут связываться. Например, редко в какой поликлинике или больнице возьмутся лечить импотенцию, поскольку это долго и хлопотно. Мы за это беремся, – говорит Александр Иванов.
По словам Иванова, в клинику приходят не только состоятельные люди, но и студенты, и пенсионеры. Стоимость услуг очень разная. Все зависит от конкретного заболевания и степени его запущенности. Можно уложиться в три тысячи рублей, а может не хватить и 25 тысяч.

Врач не застрахован от ошибок
Пользоваться платными или бесплатными услугами? Тут все зависит от пристрастий самого пациента и толщины его кошелька. Например, жительница Владимира Анна Новикова говорит, что в основном пользуется услугами либо частных клиник, либо платными услугами в госучреждениях.
– Во-первых, я избавлена от необходимости стоять в очередях. Во-вторых, ко мне относятся более внимательно. И что касается частных медучреждений, там я встречаю тех же самых врачей, что работают в нашей поликлинике, только здесь они более вежливые и основательнее со мной занимаются. В итоге после осмотра назначают более качественное лечение.
Услуги стоят недешево, зато я экономлю время: вместо того, чтобы терять его, просиживая в очередях, могу активно работать и восполнить те деньги, что отдаю за лечение, – говорит Анна Новикова.
Еще одна жительница Владимира, Ольга Зверева, придерживается противоположного мнения. Она считает, что в частных клиниках хоть и вежливый персонал, однако к врачам мы ходим в первую очередь лечиться.
– Я больше доверяю врачам в государственных поликлиниках. Мне кажется, они ставят именно такой диагноз, какой есть, в то время как в некоторых частных клиниках могут лечить и от несуществующих болезней, чтобы взять с пациента больше денег.
Совсем недавно по центральному телевидению прошел сюжет о том, как в частной клинике девушке поставили очень тяжелый диагноз, лечили на протяжении года, а потом предложили операцию. Девушка на всякий случай решила сдать анализы и пройти диагностику в государственной больнице, и выяснилось, что никакого заболевания у нее нет и никогда не было, – рассказывает Ольга Зверева.
Во владимирском управлении по защите прав потребителей говорят, что к сотрудникам частных клиник действительно есть претензии. Сейчас, правда, они поступают реже, чем раньше, но тем не менее. Несколько раз дело доходило до суда. По словам главного специалиста управления Надежды Бобровой, в основном жители города жалуются на гинекологов и стоматологов.
– Были такие случаи. Узнав о беременности (которая была нежелательной) на самых ранних сроках, молодые девушки, чтобы не делать аборт, покупали в частных клиниках по рекомендации врачей дорогостоящие препараты по 6-7 тысяч рублей. Лекарство якобы позволяло решить проблему. Но после его приема у девушек начиналось кровотечение, и их на "скорой" увозили в больницу, – рассказывает Надежда Боброва.
Еще один пример: беременная женщина встала на учет к гинекологу в частную клинику, чтобы врач наблюдал ее в течение всего срока. Сначала все было в порядке, но спустя некоторое время развитие плода прекратилось. Когда стали разбираться, выяснилось, что у женщины была бытовая инфекция, из-за которой и погиб зародыш.
– Врач в данной ситуации повела себя по-хамски. Сказала: "Сначала надо было вылечиться, а потом беременеть". При этом, когда женщина вставала на учет, гинеколог не направила ее ни на одно обследование, – вспоминает Надежда Боброва.
Что касается стоматологии, то здесь пациенты в основном жалуются на некачественное протезирование. Люди ставят себе дорогостоящую металлокерамику, а по прошествии небольшого времени зуб ломается. По словам Надежды Бобровой, порой бывает очень сложно доказать, что в данном случае виноват врач: требуется экспертиза. Она стоит 6 тысяч рублей, и не каждый найдет такие деньги. Тем не менее, те, кто все-таки раскошелился и подал на врача и на клинику в суд, в конечном итоге выиграли дело.
Однако владимирцы готовы подать в суд не только на частные больницы, но и на государственные. В практике адвоката Игоря Николаева было несколько случаев, когда пациенты собирались наказать государственного врача за то, что он плохо выполняет свою работу. Да и сам адвокат, оказавшись однажды в роли пациента, после общения с врачом составил иск на моральный ущерб. Однако до суда дело не дошло. По словам Игоря, нашлись люди, которые отговорили его предавать дело огласке.
– А сыр-бор разгорелся вот из-за чего, – рассказывает Игорь Николаев. – Как-то раз у меня случилось обострение желчно-каменной болезни. В 4 утра я вызвал такси (со "скорой" связываться не стал) и поехал в больницу скорой помощи. Дежурный врач с недовольным лицом бросил мне: "Приперся ночью, не мог до утра подождать", после чего отправил меня за лекарствами. Я пополз в дежурную аптеку. Получается, мне нахамили, помощь не оказали, да еще и в тяжелом состоянии отправили за медикаментами. Иск на моральный ущерб в такой ситуации я бы однозначно выиграл, – уверен Игорь.
Как показывает практика, врачебные ошибки могут быть у любого специалиста, вне зависимости от того, в какой клинике он работает. От подобных ошибок пациент не застрахован. Однако сейчас есть возможность выбора, и больной может определиться и с системой предоставления медицинских услуг, и с доктором, у которого он хотел бы лечиться.

Кира СМИРНОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике