Обложка пятницы

Четыре тысячи жителей Доброго обивают пороги инстанций Жители восьми владимирских многоэтажек хотят одного: платить по прежним правилам Муниципальные власти постоянно призывают жителей устанавливать в своих домах приборы учета...

Четыре тысячи жителей Доброго обивают пороги инстанций

Жители восьми владимирских многоэтажек хотят одного: платить по прежним правилам
Муниципальные власти постоянно призывают жителей устанавливать в своих домах приборы учета потребления коммунальных услуг. Аргумент: платишь только за себя, а значит, экономишь. Многие действительно откликнулись на призыв и обзавелись счетчиками. В их числе оказались жители восьми владимирских девятиэтажек. Только вот при наличии счетчиков жильцы этих домов почему-то платят еще и по нормативу. Насколько это законно, собственники пытаются выяснить уже восьмой месяц.
На помощь призваны все: администрация, депутаты, прокуратура, суд, жилищная инспекция.
Все восемь девятиэтажных домов расположены по соседству в небольшом микрорайоне Доброго. Это дома № 165, 165а, 165-б, 167 по улице Добросельской и № 2, 2а, 4, 6 по улице Суворова. В них – 1260 квартир. С 2005 года, когда вступил в силу Жилищный кодекс, многоквартирные дома "вела" управляющая компания МУП ЖРЭП №2. А нынешней весной все дома, ранее обслуживавшиеся в муниципальном предприятии, перешли к частнику – в ООО "ЖРЭП №2>. Директор остался прежний – Галина Захарова.
ЖРЭП №2 – единственная управляющая компания во Владимире, которая решилась осуществлять расчеты за потребление коммунальных услуг напрямую с жителями, без всяких агентов и посредников. Она, таким образом, первопроходец, и это похвально. Но, как известно, инициатива бывает наказуема. Так и случилось. Стремление компании к новаторству отрицательно восприняли жители многоэтажек. Потому что совершенно неожиданно изменились суммы платежей за коммунальные услуги. Итоговый размер оплаты по квитанции за тепло и горячую воду за апрель 2008 года превышал показатели предыдущих месяцев в несколько раз. И жители стали выяснять, почему так произошло.
– Почти во всех квартирах нашего дома установлены индивидуальные счетчики на холодную и горячую воду. Мы привыкли к тому, что оплачиваем только свои расходы и рассчитываем потребление необходимой нам воды, – рассказывает жительница дома №165 по улице Добросельской Светлана Татарова. – Как только мы увидели квитанции с новыми данными, мы сразу же позвонили в управляющую компанию. Там нам ответили, что с первого апреля за горячее водоснабжение надо платить не по индивидуальным приборам учета, а по общедомовому счетчику тепловой энергии. Нас, собственников, удивляет, почему управляющая компания с нами этот вопрос не согласовала и не предупредила заранее о грядущих изменениях. Почему мы получили в "день смеха" квитанцию на горячую воду за апрель, где платеж насчитан по нормативу и заранее? И почему мы стали платить намного больше, чем прежде?
Не получив внятного ответа от сотрудников управляющей компании, жильцы отправились искать поддержки у депутатов горсовета. Обратились к Андрею Нестерову, избранному по округу, куда входят дома.
– В апреле в день приема граждан у кабинета собралось не менее ста жителей. У всех был один вопрос – почему их принуждают платить больше? Особенно переживали одинокие пенсионеры. Одна бабушка в месяц за горячую воду по индивидуальному счетчику платила 87 рублей, а за апрель пришла квитанция – 870 рублей. Она все спрашивала, как же можно прожить на пенсию, если треть от нее придется отдать за горячую воду, – сообщил Андрей Нестеров.
500 жильцов написали коллективное обращение с просьбой разобраться в этом вопросе. Депутат стал обращаться во все инстанции, чтобы выяснить правомерность действий управляющих компаний. Ответы надзорных органов и администрации оказались довольно противоречивыми. Чтобы предупредить возможные уловки управляющей компании, жителям и их представителю в горсовете пришлось изучить все основные нормативные документы, касающиеся жилищно-коммунальной сферы.

Законы дают права, но можно ли ими пользоваться?
В Жилищном кодексе четко сказано, что собственники жилых помещений берут на себя бремя оплаты за содержание и ремонт дома, а также за потребление коммунальных услуг. Расчет за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В постановлении правительства № 307 "О правилах предоставлении коммунальных услуг гражданам" расшифровываются необходимые понятия. Норматив потребления коммунальных услуг – месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих приборов учета. Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, а индивидуальный прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома.
В том же документе говорится, что общий объем потребленной горячей воды, определенный исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между собственниками. При наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета – пропорционально их показаниям.
По правилам предоставления коммунальных услуг выходит, что управляющая компания снимает показания общедомовых приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца. Ни о каких авансовых платежах там не говорится.
Ориентируясь на законодательство, можно сделать вывод, что при наличии индивидуальных счетчиков собственники платят исходя из их показаний, а при наличии общедомового учитываются только его показания. Напрашивается вывод, что коллективный счетчик приоритетен. Вместе с тем, при наличии приборов учета норматив браться в расчет уже не может. Тогда откуда он из месяца в месяц появляется в квитанциях жильцов восьми многоквартирных домов?

Власти рекомендуют ЖРЭПу вернуться в ЕРКЦ
Ситуацию попытались прояснить городские власти. В ответ на обращения жителей и депутата пришло несколько писем от управления ЖКХ, еще за подписью бывшего начальника Юрия Немкова, и от администрации за подписью на тот момент и.о. главы города Владимира Гарева.
В письме от управления ЖКХ сообщается, что с первого апреля 2008 года ЖРЭП №2 заключил с ВКС договор энергоснабжения тепловой энергией на восьми домах, согласно которому расчеты производятся за фактический объем отпущенной в данные жилые дома тепловой энергии на основании общедомовых приборов учета, принятых на коммерческий учет ОАО "ВКС" в декабре 2005 года.
Любопытно, что в ВКС несколько иные данные.
– Мы выставляем счета управляющей компании – ранее МУП ЖРЭП №2, а ныне ООО "ЖРЭП №2> – за поставку тепловой энергии с первого января 2006 года. Вероятно, в декабре 2005 года общедомовые приборы по учету тепловой энергии были установлены, – поясняет начальник отдела продаж тепловой энергии ОАО "ВКС" Вера Бакова.
С начала 2006 года жители восьми девятиэтажек получали квитанции за отопление и горячую воду от единого расчетно-кассового центра ОАО "ВКС".
– Мы начисляли платеж жильцам до начала отопительного сезона 2007 года. На наш адрес пришло письмо из управляющей компании с уведомлением, что в домах установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, и впредь управляющая организация сама будет осуществлять расчеты по потреблению тепловой энергии. В этом году жители восьми домов звонили не раз. Но мы всем поясняем, что с 2007 года ЕРКЦ квитанции по этим домам не выставляет, – говорит начальник владимирского абонентского отдела ЕРКЦ ВКС Николай Бакнин.
Интересно получается: общедомовые приборы учета работали в домах три года, жильцы все это время из месяца в месяц законопослушно сообщали показания индивидуальных приборов учета в ЕРКЦ, но как только ЖРЭП №2 взял бразды правления домами и отказался от услуг кассового центра, первостепенным стал общедомовой счетчик. И в квитанциях на оплату коммунальных услуг появились заоблачные цифры. Причем ежемесячная плата по квитанции за горячую воду и тепло с апреля по октябрь оказалась куда выше зимних месяцев.
Новый начальник управления ЖКХ Юрий Дударев подсчитал, что при установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в четырехподъездной девятиэтажке за время отопительного сезона против норматива получается экономия в размере 200 тысяч рублей. У собственников квартир восьми многоквартирных домов экономии никак не получается.
Управление ЖКХ в письме за подписью тогдашнего начальника Юрия Немкова объясняет, почему применяется норматив, а потом уже счетчик. Цитируем: "Для осуществления расчетов жителям данных домов производится начисление платы за подогрев воды исходя из утвержденных органами местного самоуправления нормативов потребления и тарифов, на количество зарегистрированных в помещениях граждан. А при получении счетов от ОАО "ВКС" о фактическом отпуске тепловой энергии ООО "ЖРЭП №2> ежемесячно производит жителям корректировку размера платы за использованную тепловую энергию. При этом показания приборов учета горячего водоснабжения, установленных гражданами в квартирах, в расчетах начислений оплаты не участвуют, поскольку данные приборы учитывают объем потребляемой горячей воды, а не количество тепловой энергии, использованной за подогрев воды. Показания индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения применяются МУП "Владимирводоканал" при расчетах с жителями за водопотребление и водоотведение".
Далее управление ЖКХ, а также администрация города в письме за подписью Владимира Гарева признает, что управляющая компания действует в рамках законодательства. "Вместе с тем (учитывая многочисленные обращения граждан) по поручению главы города 30 июня 2008 года проведено совещание по данному вопросу, где достигнута договоренность с ЖРЭП №2 о передаче функций по расчетам за тепловую энергию с населением в ЕРКЦ "Коммунальных систем".
Ответ, прямо скажем, интересный. Выходит, что все как бы законно, но лучше действовать по-старому. И ладно, если бы управляющая компания вняла просьбам городских властей. Но до октября в квитанциях так ничего и не изменилось, и с ЕРКЦ отношения не возобновлены. Получается, что управляющей компании и глава города не указ?
Причем ООО "ЖРЭП №2> так непонятно ведет свою политику только с жителями. У отдела продаж тепловой энергии ОАО "ВКС" к ней претензий нет. В должниках организация не значится.
– Нам нужно, чтобы деньги по выставленным счетам за потребленные гигакалории приходили в срок, а как управляющая компания или ТСЖ их соберет, нам не важно, – говорит начальник отдела продаж тепловой энергии ОАО "ВКС" Вера Бакова. – Постановление главы города в части расчета по индивидуальному счетчику за подогрев каждого куба действует до установки общедомового счетчика тепловой энергии. Федеральными правилами четко определено, как пользоваться приборами учета, как их обслуживать. И другое дело – показания приборов, распределение затрат между жильцами. Оно достаточно условное. Как это делать, решает управляющая компания. Вариантов существует много. И признать какие-то из них незаконными трудно.
В системе теплоснабжения, действующей во Владимире, применение счетчиков на подогрев горячей воды не предусмотрено – продолжает Вера Бакова. – Парадокс в том, что индивидуальный счетчик ставится на воду, а в данном случае коммунальный ресурс – тепловая энергия. И жителям это сложно объяснить. В свое время мы перестали принимать показания индивидуальных счетчиков с квартир ТСЖ. Члены товариществ собственников жилья прошли все инстанции, вплоть до генеральной прокуратуры. Все признали правоту ресурсоснабжающей организации.

Инспекция, суд, прокуратура…
В поисках правды "ходоки" из Доброго обратились в областную жилищную инспекцию. Та подтвердила нарушения управляющей компании. Вот что было написано в ответе за подписью заместителя начальника инспекции Сергея Горбенко: "ООО "ЖРЭП №2> производит расчеты с жителями за горячее водоснабжение без учета показаний индивидуальных приборов и в нарушение требований "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам". Кроме того, при взаиморасчетах между ЖРЭП №2 и ВКС за поставленный ресурс тепловой энергии управляющей организации жителям направляются платежные документы авансом. Тарифы, применяемые при расчетах, не приведены в соответствие с требованиями "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
– Нормативы потребления коммунальных услуг во Владимире, как и во многих других городах и районах области, не приведены в соответствие с федеральным законодательством. Так что все начисления собственников за потребление коммунальных услуг идут в разрез с законом, – считает заместитель жилищной инспекции области Сергей Горбенко.
Дошли "ходоки" до суда. Уже в июле два собственника подали исковые заявления во Фрунзенский районный суд. По одному делу ответчики на судебные заседания не являлись, поэтому судья вынес заочное решение в пользу истца. Однако ООО "ЖРЭП №2> его опротестовало. Дело передано в областной суд. Итогового заседания до сих пор не состоялось. Во втором случае истец – жительница одной из девятиэтажек – проиграла дело в районном суде, но не сдалась, и подала апелляцию в областную инстанцию. Оттуда дело вернули районной Фемиде, которая на этот раз склонила чашу весов в пользу заявителя. Суд обязует сделать перерасчет за потребление горячей воды. Но это лишь одному конкретному собственнику. Ситуация осложняется тем, что каждый может отстаивать в суде лишь свои интересы, коллективные заявления не принимаются.
– Наиболее активные жильцы стали подавать заявления в прокуратуру и составлять иски в суды. За две недели подано 50 заявлений в суд. Собственники сталкиваются с тем, что Фрунзенский районный суд отказывается принимать заявления и направляет их к мировым судьям. Объясняется это тем, что цена вопроса перерасчета – до 100 тысяч рублей. Такие дела рассматривают "мировые". Но и те берут дела с неохотой, потому что в исковых заявлениях не указана сумма перерасчета. А как пенсионеры и инвалиды пересчитают плату за коммунальные услуги, ведь это дело специалистов, – объясняет проблему депутат горсовета Андрей Нестеров.
На днях по обращению депутата в городскую прокуратуру пришел письменный ответ за подписью прокурора города Александра Попелюха. В нем сообщается: "Ранее по данному факту прокуратурой города Владимира проводились проверки, по результатам которых приняты меры прокурорского реагирования. В адрес директора ООО "ЖРЭП №2> внесено два представления об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг, направлено предостережение о недопустимости нарушения действующего законодательства: В настоящее время указанные меры прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены. Кроме того, прокуратурой города Владимира направлены исковые заявления в суд в интересах инвалидов, проживающих в указанных домах".
Корреспондент "Призыва" решил удостовериться, действительно ли управляющая компания вняла доводам прокуратуры, суда и жилищной инспекции. От интервью директор ЖРЭП №2 Галина Захарова отказалась. По телефону сказала следующее:
– Мы все делаем правильно, по закону. Но собственник всегда прав. Жители обращаются во все инстанции, до прокуратуры дошли. Столько жалоб было! Уже все устали. С 1 ноября будем брать плату за горячее водоснабжение только по показаниям общедомового счетчика.
Выходит, что перерасчета и перехода назад в ЕРКЦ пока не предвидится, несмотря на поручение главы города и выводы надзорных инстанций.
– У нас уже накопилась гора документов, ведется длительная переписка с администрацией, городской прокуратурой. Мы уже обратились в областную прокуратуру. Если результата не будет, направим письмо в генеральную прокуратуру. Собственники хотят, чтобы управляющую компанию наказали. Нам уже недостаточно одного перерасчета, мы хотим, чтобы впредь такие ситуации больше не повторялись. И главное, чтобы нас, как раньше, рассчитывало ЕРКЦ "ВКС", – рассуждает жительница дома №165 по улице Добросельской Светлана Татарова.
Собственники квартир не намерены сдаваться. Все надзорные органы в один голос говорят, что управляющая компания должна содержать жилье в надлежащем состоянии, обязана сотрудничать и отвечать на все поставленные собственниками вопросы. На деле же выходит иначе. Собственники оказываются в условиях, когда их права ограничивают одним – платить по счетам. Выход в данной ситуации – выбирать более эффективную управляющую компанию. Кстати, заместитель главы города, начальник управления ЖКХ Юрий Дударев обещал составить и обнародовать полный список всех управляющих организаций, работающих во Владимире, с адресами и телефонами. Чтобы знать, из кого выбирать.

Анна ТУМАНОВСКАЯ
Фото автора и Р. Новикова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике