Обложка среды

Последние могикане вязниковской флотилии Коренной вязниковец Михаил Мальханов уже почти полвека строит флот! И учит этому искусству детей. Более 40 кораблей и судов - от белоснежных парусных яхт...

Последние могикане вязниковской флотилии

Коренной вязниковец Михаил Мальханов уже почти полвека строит флот! И учит этому искусству детей. Более 40 кораблей и судов – от белоснежных парусных яхт до современных крейсеров – созданы его руками. Конечно, суда не настоящие – вся эскадра помещается в одной комнате, но каждая деталь уменьшенных копий кораблей в точности повторяет черты прототипа.

Когда-то судомоделизм, официально признанный военно-патриотическим видом спорта, а по сути представляющий собой отдельную отрасль технического творчества, был очень популярен в стране и в нашей области в частности. Регулярно проводились соревнования, ежегодно на воду спускались сотни новых моделей различных типов и классов. Теперь же в области остались лишь единицы мини-верфей, где последние энтузиасты продолжают учить мальчишек азам кораблестроения и знанию истории флота.
В судомодельных кружках питомцам прививают не только любовь к технике (что уже само по себе полезно), но и воспитывают их в духе патриотизма и морской романтики. Флот всегда был гордостью России. И юный гражданин великой страны, с детства узнавший вкус творчества и умеющий создавать прекрасные вещи своими руками, обязательно найдет достойное место в жизни и внесет должный вклад в развитие и процветание Отечества. Поэтому можно без натяжки, не боясь громких слов, сказать, что такие люди, как Михаил Мальханов, делают важное государственное дело.

Детство под гудки "Робеспьера"
Миша Мальханов вырос на окраине Вязников, в микрорайоне с красноречивым названием "Водники". Рядом был порт, пристань, в окна постоянно врывались гудки пароходов. Клязьма в первые послевоенные десятилетия была оживленной судоходной рекой. То и дело пыхтящие буксиры тянули грузные караваны тяжело груженных барж. От пристани до пристани регулярно курсировали рейсовые пароходы, из которых самым известным был знаменитый колесный "Робеспьер". Басовитый гудок этого парохода люди узнавали издалека, словно голос хорошо знакомого человека.
Отец Миши Сергей Михайлович Мальханов, моряк речного флота, долго ходил на теплоходе "Вест", дослужился до должности старпома. Неудивительно, что и сын с детства впитал любовь к судам и судоходству. И уже много лет спустя, работая помощником мастера на Вязниковском льнокомбинате, Михаил начал вести кружок судомоделистов на городской станции юных техников. И полностью отдался любимому занятию. Михаил Сергеевич Мальханов – преподаватель судомодельного кружка отдела технического творчества муниципального Центра дополнительного образования для детей. Его непосредственный начальник, руководитель отдела Ольга Дементьева, сама преподавала моделирование более двух десятков лет, вела различные кружки. О Мальханове она говорит только хорошее:
– На таких энтузиастах у нас все только и держится. Работал, к примеру, Вадим Ильич Трифонов, вел авиамодельный кружок. Всю душу в него вкладывал, даже на свои средства материалы покупал. Ребята к нему тянулись, интересно им было. А умер ветеран – и не стало кружка. Михаил Сергеевич – тоже из когорты энтузиастов. Такие люди не с работы домой, а из дома на работу несут все, что только могут!
Как судомоделист Михаил Мальханов достиг высших степеней, о которых только можно мечтать. Его модели занимали первые места на областных и республиканских первенствах. Всех кубков, грамот и медалей, полученных за полувековой срок, просто не счесть. Одним из самых примечательных достижений стали медаль и звание лауреата ВВЦ, полученные в 1997 году. Мастерски исполненные модели вязниковца – сухогруз "Россия" и грузовое каботажное судно "Меркурий", получившие высшие баллы специалистов, – экспонировались в павильоне "Судостроение" как лучшие образцы всесоюзного уровня.

"Секретная лаборатория"
Но не меньше, чем личным достижениям, Михаил Сергеевич радуется успехам воспитанников. Команда вязниковских судомоделистов под его руководством много раз показывала отличные результаты на областных соревнованиях. Мальханов впервые вывел судомоделистов нашего региона на всероссийский уровень. В начале 2000-х годов юные вязниковцы участвовали в чемпионатах России по судомоделизму в Воронеже, Костроме и Нижнем Новгороде, на равных состязаясь с работающими в гораздо лучших, просто несопоставимых условиях москвичами, питерцами, нижегородцами и сверстниками из десятков областных центров. И каждый раз вязниковская команда входила в десятку лучших.
Сегодня в трех группах кружка М.Мальханова занимаются более 30 человек. В последние два-три года интерес к судомоделизму стал расти. Это неудивительно – репортажи о кораблях российского ВМФ буквально не сходят с телеэкранов и страниц газет. "Петр Великий", "Москва", "Адмирал Кузнецов", подлодка "Тайфун" известны почти каждому школьнику. Одна из новых моделей, которую сегодня ребята создают под руководством Михаила Сергеевича, – копия новейшей атомной субмарины "Дмитрий Донской". О ней многие слышали, но мало кто ее видел. А в Вязниках уже скоро будет готов уменьшенный вариант этого секретного корабля.
Мальчишки, занимающиеся у Михаила Сергеевича, и сами называют свой кружок "секретной лабораторией". Но это не из-за того, что здесь им доверяют какие-то особенные секреты. Дело в том, что, по их мнению, о возможности заниматься столь интересным видом спорта и творчества в Вязниках мало кто знает. Вниманием властей, да и тех же СМИ судомоделисты нынче не избалованы. Областное первенство по судомодельному спорту, когда-то регулярно собиравшее до двух десятков команд, не проводится с 2006 года. Столь важный и ныне особенно востребованный вид спорта, который необходимо популяризировать и поощрять, почему-то оказался в "загоне" у губернских чиновников.
Последние два областных чемпионата проходили в Вязниках благодаря энергии того же Мальханова. Фактически это были открытые турниры местных судомоделистов с красивым названием "Вязниковские паруса". В последнем, прошедшем в 2006 году региональном первенстве участвовали всего 6 команд: две из Владимира, по одной из Гусь-Хрустального, Радужного, Покрова и, конечно же, из Вязников. Вязниковцы стали победителями. Чемпионами области они остаются до сих пор: оспорить это звание у них некому и негде.

"Корабль построить – как ребенка вырастить!"
Впрочем, пути судомоделистов никогда не были гладкими. Приходилось возить модели на соревнования в кузове грузовика, к месту старта тщательно, кропотливо изготовленные флотилии прибывали в пыли, в грязи, с поврежденными мачтами и такелажем. Прежде чем выставить корабль на стенд или спустить на воду, приходилось в срочном порядке все восстанавливать.
Хотя в последние годы снабжение кружка несколько улучшилось, его руководителю, как и раньше, приходится демонстрировать чудеса предприимчивости, дабы "выжить" на "подножном корму". Сломанные деревянные ящики из соседних магазинов, обломки оргстекла, древесина от спиленных коммунальщиками старых лип – все идет в дело.
Изготовление модели – процесс сложный и кропотливый. Доступно это далеко не каждому.
– Главное здесь – терпение, – считает Михаил Сергеевич. – Некоторые думают, что за месяц-два можно выстроить серьезную модель. На самом деле модель высокого класса создается примерно два года каждодневным трудом. А потом еще один год нужен, чтобы "довести ее до ума" – завершить отделку, опробовать ходовую часть. Корабль построить – как ребенка вырастить! И день, и ночь живешь только с мыслью о нем, нянчишься с ним долгие месяцы. Наверное, поэтому не могу продавать модели за деньги, хотя предложения были, и не раз. Не делаю модели и на заказ за оплату. Для создания хорошего корабля требуется особое вдохновение, его по прейскуранту не достичь. А халтурой заниматься не хочу.
Вот дарить свои творения – дарю, и делаю это с удовольствием. Хотя, конечно, хочется, чтобы люди понимали и ценили уровень модели. До сих пор помню, с каким подъемом когда-то создавали модель крейсера "Аврора" для местного музея. Только на моей Благовещенской улице прежде жило несколько человек из команды этого легендарного корабля. Сделали крейсер на славу. А его потом: отдали чехам из города-побратима. Они часто приезжали в Вязники, вот власти и решили им сделать подарок. На гостей (по-видимому, аппаратчиков, далеких от судомоделизма) презент особенного впечатления не произвел, хотя вежливо поблагодарили и забрали. А хорошей модели "Авроры", на которой служили многие наши земляки, в Вязниках нет до сих пор.

Пока на плаву
Для грамотного выполнения всех деталей корабля требуется отличное знание специальной литературы, в том числе по истории флота. Помещения кружка увешаны изображениями и чертежами кораблей и судов всех времен и народов. Комплекты журналов по судомоделизму 30-летней давности соседствуют с золочеными кубками, деревянными обрезками и всевозможными заготовками. Непередаваемая атмосфера, наполненная запахами дерева, краски, лака и – почему-то кажется – морской соли, на многих действует почти как наркотик. Однажды почувствовав вкус к подобному увлечению, можно "заболеть" судомоделизмом на всю жизнь.
В нынешнем учебном году новичков к Михаилу Мальханову пришло особенно много. Целая компания друзей-шестиклассников из школы № 3 – Станислав Балахонов, Никита Майоров, Борис Тихомиров, Юрий Голубев, Кирилл Каськов – с удовольствием постигает основы судомоделизма, строя свои первые корабли. Есть среди учеников Михаила Сергеевича и дети его прежних кружковцев. У пятиклассника Александра Лапшина, который сейчас строит подводную лодку, раньше в этот же кружок ходил его отец, Павел Николаевич. Сыну примером для подражания служат отцовские модели, которые до сих пор сохраняются его наставником.
А одно из последних судов, которое рождается на "стапелях" мальхановской верфи, – миниатюрный буксир с символическим названием "Вязники". Прежде таких в местном порту было несколько: "Вязники", "Гороховец", "Муром", "Шуя". Остались только "Вязники", другие давно проданы, кажется, на слом. Давным-давно списаны летавшие над волнами Клязьмы "Зарницы", нет старых теплоходов. Только на страницах книг и старых фото остался след старика "Робеспьера". От целой флотилии на Клязьме остались лишь "Вязники". Да еще держится на плаву эскадра Михаила Мальханова, и ветер надежды до сих пор наполняет его вязниковские паруса.

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике