Обложка среды

Куда уходят школьные продленки? Школьные продленки - спасение для родителей, занятых на работе допоздна. Но если раньше у каждого жителя области была уверенность, что до шести вечера его...

Школьные продленки – спасение для родителей, занятых на работе допоздна. Но если раньше у каждого жителя области была уверенность, что до шести вечера его ребенок в безопасности, накормлен и научен "разумному, доброму, вечному", то теперь многие родители в тревоге: дети – одни дома. Продленка стала для школ роскошью. Позволить себе содержание "вечерней группы" могут не все учреждения. Где-то продленки исчезли совсем, где-то сократили время приема детей до двух-трех часов дня. Почему так происходит? И есть ли у родителей шансы вернуть детям продленку?
Многие родители вспоминают картинки собственного детства, когда группы продленного дня считались обязательными для всех школ, причем с первого по девятый класс. Группы были особенно востребованы в начальной школе. Первоклашкам на продленке можно было до пяти – шести вечера играть, рисовать, учить уроки, мастерить поделки, гулять во дворе, ходить с учителем в библиотеку или на спектакли. Именно на продленке появлялись школьные друзья – "не разлей вода", рождались новые интересы. Без продленки казались бесцветными и скучными первые впечатления от школьной жизни.

Ключ на шею
Но сегодня старая добрая продленка исчезает из школ. В лучшем случае осталась продленка только для начальных классов, и то не в каждом учреждении.
– В нашей школе "вечерняя группа" работает только до 15 часов, – рассказала "Призыву" жительница Владимира. – Моя дочь учится в первом классе. Она еще слишком мала, чтобы самостоятельно добираться до дома, а я слишком занята на работе, чтобы ежедневно забирать ее из школы днем. Вот и приходится вешать ей ключ от квартиры на шею и снаряжать в путь одну. И вроде бы все на продленке предусмотрено для комфортного пребывания ребенка: и обед, и прогулка, и подвижные игры, выполнение домашнего задания. Но из-за короткого графика продленки я постоянно извожу себя мыслями: как дочь дойдет до квартиры? А если ключ потеряет или отнимут? Вдруг встретит по дороге маньяка? Как шестилетний ребенок просидит до вечера один – вдруг забудет выключить газ или воду?
А, к примеру, в новкинской школе Камешковского района продленка вообще работает только до 13.30. За это время ребенка успевают покормить и провести с ним пару занятий, а потом на весь день отпускают в "свободное плавание".
– Еще в одной школе Владимира, – рассказывает нам мама другого первоклашки, – график и вовсе составлен странно. Развивающих занятий нет. Дети весь день предоставлены сами себе. Учитель присутствует в классе, но не обращает на учеников внимания. Дети поактивней – прыгают, бегают, шумят. А дети слабые и впечатлительные подавлены общим гвалтом, не могут самостоятельно учить уроки, читать, постоянно жалуются на головную боль и усталость, им тяжело просто находиться в неуправляемом коллективе до вечера. Малыши приходят домой уже обессиленными, но вместо долгожданного отдыха затемно садятся делать с родителями домашние задания.

Школьная пора – время вопросов
Группы продленного дня "старого образца", которые работали до самого вечера с удобным расписанием занятий, сегодня востребованы как никогда. В большинстве семей оба родителя заняты на работе до позднего вечера. Особенно остро ситуация складывается в районах области: родители ездят на работу в соседний город автобусом или электричкой и возвращаются домой еще позднее. При этом и школьная нагрузка усложняется, и уровень уличной преступности с каждым годом растет – ясно, что бросать ученика начальной школы без педагогического присмотра никак нельзя.
В связи с этим у родителей возникают логичные вопросы. Кто же сегодня вправе решать, быть ли в школе продленке? Могут ли родители обязать власти вернуть их школе "вечернюю группу", если для большинства в классе это – крайняя необходимость? И главное, могут ли родители требовать, чтобы на продленке был установлен удобный детям здоровый режим дня? Постараемся ответить нашим читателям на эти вопросы.

Закрыть ли продленку, решает школа
В этом году в области введено подушевое финансирование школ. Сколько в школе учеников, столько средств она получает на свое содержание. При этом определяет, на что потратиться, а на чем сэкономить, руководство каждой школы самостоятельно. Управления образования городов и районов не могут обязать школы открыть продленки. Директора школ сами решают, отказаться от этой услуги, сократить ее до минимума или оставить в полном объеме. Если школа крупная (от 800 учеников и больше), ей должно хватать финансов на полноценную "вечернюю группу". Если нет – школа отменяет или сокращает у себя продленки.
Например, в школе-гимназии №3 города Владимира 386 учеников только в начальных классах. Средств школе хватает. Продленка здесь – с 12 до 18 часов.
– Заявлений на продленку всегда очень много, – рассказала завуч гимназии Римма Бахтеева. – Каждую группу посещает до 28 детей. Последние годы родители, отдавая ребенка в школу, первым делом спрашивают, есть ли тут продленка и до которого часа она работает. Для них это главный фактор. Узнают, что продленка у нас до шести вечера, – отдают ребенка с закрытыми глазами, ведь в других школах это редкость. Кроме того, у нас введены отдельные штатные единицы – воспитатели группы продленного дня. У них полная недельная нагрузка – 30 часов в неделю.
График занятий на продленке гимназии № 3 четкий: после обеда дети гуляют около школы или в городском парке, с трех до четырех учат уроки вместе с воспитателем группы (каждый день он уточняет у учителей начальных классов, что задано детям и как лучше преподать урок). С четырех до пяти у детей – "клубный час". Каждый воспитатель в этот час работает по специальной развивающей программе. На занятиях дети читают, играют, занимаются в спортзале – все как положено.
Единственная причина, по которой продленки может не быть даже в крупной и "продвинутой" школе, – это нехватка помещений. Так, в известной гимназии №1 Коврова начальные классы учатся в две смены. Гимназия – одна из самых престижных в городе. Наполняемость параллелей там такова, что кабинетов, свободных от уроков, просто не остается.
А вот, к примеру, в школе поселка Новки Камешковского района первый класс всего один, и в нем 20 учеников. По количеству школьных "душ" на полноценную продленку школе денег не хватает, вот детей и распускают по домам после 13.30. Продленка работает как бы в полставки, причем ведут вечерние занятия не воспитатели группы, а те же учителя начальной школы после своих основных уроков. Группа разновозрастная: в одном кабинете собираются дети с 1 по 3 класс.
Чтобы сократить расходы, директора маленьких школ увеличивают наполняемость классов, убирают "лишние" ставки. Понятно, что если денег мало, учителей физики или литературы никак не сократишь. Вот под ударом и оказались воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов – обычно именно они ведут продленку.
То есть сегодня у многих школ нет реальной возможности создать нормальные группы продленного дня. Кроме проблем с финансами и свободными помещениями, в ряде территорий на границе с Московской областью сказывается еще нехватка кадров. Учителей едва хватает на стабильную организацию основного учебного процесса, а квалифицированных воспитателей для групп продленного дня просто нет.

Продленки станут ком-мерческими?
Получается, создавать или закрывать в школе продленку – исключительно решение ее руководства. Родители на этот процесс влиять не могут, как бы ни хотели. Вернуть школе продленку не в их силах. Однако, если в их районе проблема серьезна (продленка детям и родителям крайне необходима, а небольшой школе не хватает на нее бюджетных средств), директор учреждения может предложить им новый вариант – коммерческую группу. То есть оплатить пребывание ребенка в школе после уроков должен будет родитель из своего кармана. Именно к этому в перспективе и идет новая форма школьно-родительских отношений.
Во Владимирской области таких прецедентов пока нет. Группы продленного дня еще не стали платной услугой. Родители сегодня платят только за питание детей на продленке – обязательный обед и дополнительный полдник, если пребывание в группе рассчитано до пяти-шести вечера. Но не исключено, что новый порядок расчета со школой скоро придет и к нам. Ведь в целом по стране процесс перехода продленок на платную основу уже принял массовый характер.
Так, в этом году коммерческими стали "вечерние группы" в Челябинской, Екатеринбургской, Кемеровской и ряде других областей. Директора этих школ, обсудив ситуацию вместе, предложили родителям оплачивать не только питание детей в школе, но и заработную плату педагога, который будет вести у них группу продленного дня. А также делать необходимые отчисления в соцстрах, медстрах и нести другие расходы, связанные с внебюджетной продленкой.
Каждая школа при этом произвела расчет и составила свою смету расходов. Родительская плата за продленку в зависимости от длительности пребывания и статуса школы вылилась в суммы 1500 – 2500 рублей в месяц. Руководство этих областей нововведение поддерживает. Но многие родители, понятно, не встретили его "на ура". Ведь теперь безопасность и успеваемость ребенка напрямую зависят от конкретной семейной ситуации – готовности родителей заплатить. Для семей с низким достатком это проблему усугубило. Но большинство родителей, так или иначе, идею вынуждены были поддержать. К тому же заплатить за продленку все-таки дешевле, чем, скажем, нанять ребенку репетитора или няню.
Другой вариант финансирования продленок для маленьких школ реализован в Москве. Там заботу о детях берут на себя многочисленные благотворительные фонды. Так, один из фондов в этом году совместно со столичным департаментом образования запустил пилотный проект для десяти школ. За развитие детей на продленке (пребывание и дополнительно кружки ИЗО, математики, секции баскетбола) платят меценаты, а не родители.
По идее, благотворительная форма продленок возможна и у нас в области. Но, наверное, в отдаленном будущем. А пока владимирские родители стремятся записывать чад именно в те школы, где продленки работают до вечера, даже если ребенка придется возить туда через полгорода.
Жителям маленьких населенных пунктов, где одна школа на несколько окрестных сел, просто приходится смириться с тем, что есть.

У ребенка должен быть режим
Школьная продленка должна подчиняться четкому режиму. Независимо от того, работает группа до двух часов дня или до вечера, расписание дня там должно быть. Если учитель полдня не обращает на класс внимания, и в итоге более слабые дети устают, что сказывается на их самочувствии, это явное нарушение. Тогда родители вправе обсудить ситуацию на родительском комитете, а затем обратиться с заявлением к директору школы. В серьезных ситуациях можно выйти с заявлением о проверке школьного режима в Роспотребнадзор.
Учитель несет ответственность за физическое и психическое здоровье ребенка все время работы продленки. И даже в том случае, если ребенок, записанный на продленку, на нее не явился или покинул школу раньше времени без объясняющего причины письменного заявления от родителя.
Если родитель сомневается, правильно ли составлен режим продленки его чада, он может изучить ряд документов. Прежде всего, спросите у директора или завуча Положение о группе продленного дня. Оно должно быть в каждой школе. Типовое положение составляет директор школы в соответствии с уставом этого учреждения. Этот документ определяет порядок комплектования групп продленного дня и организацию их деятельности. Обычно там прописано, сколько должны длиться прогулки и занятия с детьми, какие сотрудники школы принимают в них участие.
Каждая школа составляет положение о продленке индивидуально. Но все подобные документы должны иметь "общий знаменатель" в виде Закона РФ "Об образовании", типового положения об общеобразовательном учреждении, требований Мин-здрава и Санитарных правил Роспотребнадзора. Школьные правила не могут противоречить этим законам.
Однако загвоздка в том, что общероссийские нормативы во многом устарели. Например, основной режимный документ, Санитарные правила для продленок, фактически не обновлялся с 1979 года. Старые СанПиНы включают в себя подробнейшие описания распорядка дня, необходимого для полноценного умственного и физического развития ребенка, с обоснованием каждого пункта. Но сегодня в большинстве школ этот четкий здоровый режим не соблюдается. Так, кроме подвижных игр на свежем воздухе и развивающих занятий в классе, СанПиНы прописывают детям гимнастику трижды в день, виды нагрузки в зависимости от группы здоровья и даже дневной сон для младших классов, как в детском саду. Реализовать эти требования на практике, как правило, нереально – школа сводит занятия к обязательному общему минимуму.
Но в любом случае продленка должна выполнять свою важнейшую роль: обеспечивать детям безопасность, адаптировать малышей к учебе, вырабатывать у них навыки самоконтроля и самообучения, развивать интересы маленьких личностей, наконец, способствовать улучшению здоровья школьников, на чем акцентировал внимание Президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию.
По сути, группы продленного дня нужны не только маленьким школам, но и области в целом. Мамы, которые не засиживаются дома с детьми, а успешно трудятся и повышают свой профессиональный уровень, – избавляют рынок труда от нехватки кадров, способствуют росту экономики региона. Поэтому логично, чтобы организация детского досуга стала предметом специальной целевой программы регионального уровня. Если бы область взяла здоровье детей и их безопасность на бюджетный контроль, это обеспечило бы стабильность и жителям отдельных районов, и региону в целом.
Финансирование школьных групп продленного дня – сегодня очень актуальный для области вопрос. Закрыть продленку или сделать ее платной, конечно, проще всего. Защита детских интересов требует большей ответственности.

Елена ПЕВЦОВА
Фото А. Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике