Обложка пятницы

Многоквартирный дом в поселке Новки на грани обрушения

Жильцы трехэтажного дома в поселке Новки всерьез опасаются за свою безопасность. Сквозь толстые трещины в стенах их квартир просвечивает улица. Строение заваливается набок и едва держится на слабых подпорках. Власти Камешковского района получили на реконструкцию новостройки миллион рублей, но деньги впрок не пошли.
Долгожданный ремонт не завершен, а ведь эксперты признали дом не пригодным для жилья еще пять лет назад. Понятно, что за эти годы состояние постройки не улучшилось. Живущие там люди день и ночь вынужденно играют в "русскую рулетку": упадет — не упадет? Если дом рухнет, это не будет случайностью: он изначально построен с грубейшими нарушениями. Случайность — скорее то, что обрушения не произошло раньше.

На проект не обратили внимания
Злополучная трехэтажка из белого кирпича стоит в центре поселка, вдоль дороги на Владимир. Чудовищные трещины и покосившийся бок дома видит каждый, кто едет через Новки в областной центр. В 1998 году дом выстроили железнодорожники. Десять лет — не срок для постройки, если она добротна. Но эта дала трещину с первых же дней.
Дом №2 по улице Калинина — первая многоквартирная трехэтажка со всеми удобствами, возведенная в Новках. Дом должен был принести счастье в семьи самых известных и уважаемых в поселке семей. Заслуженные учителя, почетные работники железной дороги, медики, ветераны войны и труда, все они в прошлом — обитатели ветхих и аварийных бараков. Льготники годами дожидались своей очереди на улучшение жилищных условий. А получили квартиры, опасные для жизни.
Проект дома по заказу Горьковской железной дороги выполнил проектно-изыскательный институт "Желдорпроект". Строительство дома доверили постоянному партнеру железной дороги — предприятию "СМП-625> (этот подрядчик активно участвовал и в возведении нового железнодорожного вокзала в Коврове). Это позже, когда жители стали искать причины неурядиц, выяснилось, что дом был построен с отклонениями от основного проекта. Вместо запланированных 24-х квартир трехэтажку умудрились разбить на 27, вместо отдельных сараев в дом встроили подвалы. Перегородки между квартирами установили всего в кирпич толщиной. Фундамент оказался слишком слабым, несущие конструкции — хрупкими. А тогда, в канун нового 1998 года, комиссия расписалась в акте приемки, и дом был успешно сдан в эксплуатацию.

Жизнь замечательных людей
Квартиры в новом доме 15 семей получили от железной дороги бесплатно, одна семья купила за половину рыночной стоимости, остальные — за 30 процентов. Переезжали ветераны вместе с семьями, внуками. Сейчас из сотни жителей дома около трети — маленькие дети.
Новоселам сразу бросилось в глаза множество неприятных деталей.
— Звукоизоляции в доме почти нет, стены словно бумажные, — рассказывает житель дома, бывший начальник станции Новки Владимир Шалухин. — Двери и пол грубо сработаны. Краска опадала отовсюду, как осенняя листва. Параметры квартир не соответствовали плану. Батарей отопления не хватало. Сантехнику и газовые плиты нам поставили старые и неисправные. А главное — холодно! Температура зимой и сейчас не поднимается выше десяти градусов:
А еще сейчас по всем стенам квартиры Владимира Шалухина и по потолку расползаются зияющие трещины. В щели можно запросто просунуть пальцы. Сверху на головы жильцам время от времени падают осколки кирпичей.
Соседка Шалухиных Ольга Григорина преподает немецкий язык в Новкинской школе уже 37 лет. Раньше Ольга Николаевна жила в старом бараке, стоявшем почти на рельсах. Ключи от льготной квартиры со всеми удобствами в новом доме для заслуженного учителя были счастьем. Григорина ждала своей очереди на расселение двадцать лет и получила квартиру первой. Спустя несколько месяцев оказалось, что именно ее квартира №1 — самая аварийная. На стенах там появились первые трещины, которые затем угрожающе расползлись по всему дому. Сквозь щели учительница увидела улицу. Вскоре со стороны ее квартиры резко просел фундамент, и дом накренился. Жители забили тревогу.
Сначала они обращались во Владимирское отделение Горьковской железной дороги (ГЖД). Дорожники долго игнорировали их заявления, затем пообещали провести техническую экспертизу состояния дома, но все не находили времени. А жильцы покорно ждали, ведь они переехали в квартиры с удобствами из старых бараков и поначалу были рады тому, что есть.

Карточный домик
— Потом жильцы обратились к главному федеральному инспектору по Владимирской области и к транспортному прокурору, — говорит старший по дому Сергей Охапкин. — Мы получили доказательства своих страшных догадок от прокуратуры: "Установлено, что руководством ГЖД и Владимирской дистанции гражданских сооружений допущены нарушения жилищного законодательства о содержании жилых домов в технически исправном состоянии". Прокуратура обязала начальника ГЖД срочно устранить все нарушения.
После прокурорской проверки железнодорожники, наконец, среагировали: "На ваше обращение к руководству ГЖД об устранении причин и последствий деформации наружной стены дома сообщаем, что разработана проектно-сметная документация по усилению фундамента и устранению дефектов дома. Работы планируется выполнить до 1 ноября 2003 года".
Но все сроки прошли, а реконструкции не было. Дом продолжал разрушаться на глазах. Новоселы вначале пытались ремонтировать квартиры изнутри. Но само здание буквально трещало по швам. Снаружи все стены опутала паутина трещин.
Жители снова обрушили жалобы на начальника ГЖД. Как раз в те годы вся страна с замиранием следила за трагедией в Трансвааль-парке: из-за недоделок строителей здание сложилось, как карточный домик. "Мы остались со своими проблемами наедине. Пятый год никто не желает помочь, — написали ветераны представителю президента по ЦФО. — Неужели надо ждать, когда у нас получится новкинский "аквапарк", после которого мы героически примемся спасать людей из-под завалов и выражать соболезнования по погибшим? Извините за эмоции — накипело".
После письма президенту делу снова дан ход. Но ГЖД вдруг решила передать "карточный домик" местной власти. Местные, зная о шатком положении дома, отказались принимать сомнительный подарок. Тогда железнодорожники добросовестно предложили в придачу к "дару" всю проектно-сметную документацию на реконструкцию дома, выполненную специалистами "Желдорпроекта". И один миллион рублей на производство работ. Местные власти в 2005 году приняли дом на баланс вместе с документами и деньгами.

Власть безмолвствует
Смету и миллион администрация Камешковского района взяла, но к исполнению своих обязательств так и не приступила. Жители обратились в Госдуму и к главному федеральному инспектору по Владимирской области: "Проект на реконструкцию есть, деньги выделены. Зима на носу, в щели дует. Почему администрация бездействует?" — вопрошали новкинцы.
По заданию федерального инспектора состояние дома оценила областная жилищная инспекция. Инспекторы выезжали на место, провели техническую экспертизу и дали заключение: "Факты, изложенные в письме жителей, подтвердились. На стенах дома имеются трещины, в квартирах жителей обнаружено смещение плит перекрытий относительно стен. Причиной этому послужила осадка фундамента здания дома". Необходимо было срочно укрепить фундамент и усилить несущие конструкции. Инспекторы рекомендовали местным коммунальщикам не затягивать — реконструировать дом до конца того же 2005 года.
Но местные власти возразили: проект реконструкции, по их мнению, разработан неполно, да и расценки уже повысились. Денег требуется не один миллион, а два, плюс затраты на новый проект, а взять такие средства негде. "Но в настоящее время вопрос решается" — таков был ответ.

"А сейчас все так строят"
В ожиданиях жителей и бессмысленных отговорках властей прошел еще год. Дело сдвинулось было с мертвой точки в 2007-м. МУП "УЖКХ" Камешковского района провело в доме небольшой ремонт. Коммунальщики частично зацементировали фундамент и заштукатурили снаружи трещины. Весь дом по периметру они стянули металлическим "поясом". Концы железных стяг коммунальщики вывели прямо в квартиру Ольги Григориной и закрепили металл у нее в зале. Так в стену Ольги Николаевны оказался встроен огромный металлический ящик, выступающий посреди комнаты. Учительница кое-как замаскировала выступ обоями. Трещины на стенах и потолке в своем жилище она заклеивала за свой счет.
Долгожданная работа коммунальщиков мало напоминала реконструкцию. Штукатуркой трещин и металлическим "поясом" остановить разрушение невозможно.
— Почему же вы сработали у нас так, на тяп-ляп? — спросил у коммунальщика один из жильцов дома. — Мы ж без крыши над головой скоро останемся.
— А, да сейчас все так работают! — бросил он, уходя.
Слова представителя власти произвели сильное впечатление на жителей и быстро разнеслись "сарафанным радио" по району. В поддержку мучеников из злополучного дома выступили уже другие жители поселка. Администрация района, оценив резонанс, пообещала жильцам, что позже сделает еще один слой железного поясного каркаса вокруг дома и укрепит здание в местах проседания. Но снова — тишина:

Тайна забытого миллиона
Совсем недавно под центральным подъездом почти развалился фундамент. В квартире учительницы еще сильнее просела стена. Всякий прохожий может заметить: дому стоять осталось недолго. Но более всего картина разрушения предстает в подвале: в фундаменте видны огромные полости, потолок держится на слабых подпорках, стены крошатся. Жители боятся укладывать детей спать в своих квартирах: вдруг стены рухнут уже этой ночью? Некоторые предпочитают, несмотря на тесноту, жить у родственников, подальше от родного дома.
Сейчас администрация Камешковского района передает дом №2 по ул. Калинина на баланс муниципального образования Брызгаловское сельское поселение. Коммунальщики камешковского МУП "УЖКХ", за четыре года не решившие проблемы, сейчас только разводят руками. Недавно на этом предприятии сменилось руководство. Новый директор УЖКХ Андрей Панин о доме якобы не слышал — только что принял дела.
— Мы уже передаем этот дом, он от нас уходит, так что ничего пояснить не могу, — ответил он нам.
Планируется ли там, наконец, реконструкция или расселение жильцов, мы попытались выяснить у главы Брызгаловского сельского поселения Анатолия Курганского. Но он сообщил, что дела, наоборот, только принимает. Процесс передачи дома на баланс поселения еще не завершен. Поэтому пояснить глава пока тоже ничего не может.
Куда же делся миллион рублей, выделенный железнодорожниками на реконструкцию дома четыре года назад, остается тайной, покрытой мраком. С главой района Владимиром Сомовым и его заместителем Сергеем Михайленко встретиться по этому вопросу оказалось еще трудней: первые лица все время заняты чем-то более важным.

Будь что будет?
Над новкинцами нависла реальная угроза коммунальной катастрофы. Они с детьми на руках в любой момент могут оказаться на улице, если вообще останутся живы. Девять лет переписки с местными властями, губернатором, начальником РЖД, министром путей сообщения России им ничего не дали.
Все эти годы дом передают из рук в руки. И никто из балансодержателей не хочет брать за него ответственность.
Между тем в стране немало примеров, когда жилые дома рушатся по недосмотру властей. Всякий раз выясняется: трагедий можно было избежать. Так, полтора года назад в Выборге Ленинградской области рухнул многоквартирный дом, не дождавшийся капитального ремонта. Он был построен железнодорожниками, а затем также передан на баланс местным властям. При обрушении погибли семеро взрослых и трехмесячный ребенок. Единственная разница: выборгский дом был ветхим, а новкинский — довольно молодой.
Сейчас новкинцы думают отстаивать свои интересы через суд. Это для них — последняя надежда. Главное требование жителей — пусть власти выполнят, наконец, полную реконструкцию дома согласно профессиональному проекту. А если специалисты признают здание аварийным — пусть чиновники расселяют жильцов в нормальное жилье, чтобы люди не опасались больше за жизнь в своих четырех стенах.

Елена Певцова
Фото автора

Возможно Вас также заинтересует:

  1. Клин клином вышибают Во Владимире возобновилось строительство вставки между жилыми домами по улице...
Запись опубликована в рубрике Архив газеты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Детские золотые серьги Бухгалтер — серый кардинал? Для очистки Windows

Комментарии запрещены.