Осень: Росавтодор вновь проводит учебу во Владимире

Стало хорошей традицией то, что к нам приезжают учиться сотрудники органов управления дорожным хозяйством. Во многом это заслуга Владимирского автодорожного учебно-методического центра, стабильно выигрывающего федеральные конкурсы по организации...

Стало хорошей традицией то, что к нам приезжают учиться сотрудники органов управления дорожным хозяйством. Во многом это заслуга Владимирского автодорожного учебно-методического центра, стабильно выигрывающего федеральные конкурсы по организации отраслевых семинаров. На этот раз поводом к встрече стали проблемы комплексного использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий в дорожном хозяйстве. Подробнее об этом обозревателю "Призыва" рассказал руководитель семинара, начальник отдела управления делами Федерального дорожного агентства Евгений ДМИТРЕНКО.

– Евгений Антонович, каковы цели и задачи приступившего к работе семинара?
– Для начала замечу, что подобные семинары проводятся в системе Росавтодора ежегодно по 20 различным профилям. Если говорить конкретно об этом семинаре, то он проводится уже четвертый раз, и это стало хорошей традицией, поскольку с 2003 года мы занимаемся развитием корпоративной информационно-телекоммуникационной системы управления Росавтодора. Для нас это актуальная проблема, так как мы поставили себе цель автоматизировать все наши управленческие решения. Время проведения семинара выбрано не случайно, поскольку осень – пора подведения итогов.
– Информация о новациях вашего ведомства не часто попадает на полосы газет. Поясните, пожалуйста, существует ли какая-либо программа или подпрограмма, в рамках которой вы работаете? Как она называется?
– На официальном сайте Федерального дорожного агентства Минтранса РФ можно получить любую информацию, в том числе и об этом направлении нашей работы. Кстати, сайт наш в 2005 году был признан одним из лучших сайтов, разработанных для органов исполнительной власти.
Что касается плана, по которому мы работаем, то он является разделом подпрограммы <Автомобильные дороги>, которая осуществляется в рамках федеральной целевой программы <Развитие транспортной системы России>, утвержденной на период 2002 – 2010 годов. Сейчас подготовлена новая федеральная целевая программа на 2010 – 2015 годы.
Подпрограммой преду-сматриваются мероприятия по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, основанных на применении современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий, системы <Глонасс>, интегрирующих в единый аппаратно-программный комплекс различные информационные и управляющие системы на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Эти системы включают автоматизированный и централизованный сбор, передачу и обработку информации о функционировании и текущем состоянии автодорожной инфраструктуры, обмен этой информацией, доведение ее до участников транспортного процесса в целях оптимизации транспортной и дорожно-эксплуатационной деятельности. В целях обеспечения данных систем актуальной детальной информацией предусматриваются работы по лазерному и космическому сканированию конфигурации дорожной сети и других элементов транспортной инфраструктуры и придорожной полосы автомобильных дорог федерального значения.
В указанном комплексе мероприятий на сети автомобильных дорог федерального значения предусматривается создание единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения, мониторинга условий движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло переменной информации. Все перечисленные направления работы станут так или иначе отражены в темах докладов, представленных на семинаре.
– Можете ли вы охарактеризовать в финансовом выражении затраты на реализацию данного раздела подпрограммы?
– На строительство и содержание автомобильных дорог ежегодно выделяется около 150 млрд рублей. Информационное обеспечение в этой сумме составляет незначительную долю: на информационно-телекоммуникационные технологии предусматривается менее 1%. Но из года в год цифры меняются в сторону увеличения.
– Какие новые технологии сегодня нужны стране? Откуда мы черпаем идеи?
– Помимо информационного проекта, о котором я уже рассказал, у нас есть подпроекты, которые касаются проведения научных разработок. Ежегодно утверждается план НИОКР, включающий около 100 тем. Сейчас они в соответствии с 94-ФЗ реализовываются на конкурсной основе, и реализацией этого плана заняты практически все российские научные организации, а их сегодня около 100.
Но мы применяем и зарубежные технологии. Сказать, что сегодня нам нужнее и важнее – отечественные или зарубежные ноу-хау, – трудно. Но за рубежом дороги лучше. Надо исходить, наверное, из этого.
– А у кого мы сейчас в основном учимся?
– Наши нормы больше тяготеют к европейским. Поэтому в основном мы учимся строить дороги у Германии, а по климатическим условиям нам ближе опыт содержания дорог в скандинавских странах. Но мы изучаем и американские технологии:
– Научная база, вопреки паническим настроениям последнего времени, в стране все-таки сохранена: 100 научных организаций, участвующих в ваших разработках, – это немало. А вот достаточной ли материально-технической базой мы обладаем для внедрения новых технологий?
– У нас все заводы и отраслевые предприятия коммерческие. Хорошо или плохо, но в федеральной собственности сегодня ни одного завода нет. С помощью федеральных средств мы разрабатываем технологии, для внедрения которых в Росавтодоре создан специальный экономический механизм. Он заключается в том, что на стадии проектирования проектная организация, на конкурсной основе получающая подряд, вправе включить с обоснованием те или иные технологии в проект.
Таким образом, технология утверждается Росавтодором, проходит экспертизу и внедряется в практику. Иными словами, проектная организация просчитывает экономический эффект использования той или иной технологии в будущем.
– Как в Росавтодоре оценивают уровень и качество освоения выделяемых бюджетных средств?
– С освоением бюджетных средств есть проблемы. Это объясняется разными причинами, в том числе длительной процедурой организации и проведения торгов. Вы знаете, что работа у дорожников сезонная. В ряде случаев мы выходим на торги только весной, заключаем договоры летом, осенью приступаем к освоению средств – и наступает зима. К тому же иногда нас подводят подрядчики.
– Если есть такая проблема, то нужно, наверное, вносить изменения в законодательство:
– Мы надеемся, что изменения неизбежно последуют. Тем более что в 94-ФЗ <О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд> уже было внесено множество поправок.
Закон несовершенен, в нем много нестыковок и недоразумений. Например, на торги может выйти любая организация, не располагающая научным потенциалом, техникой и людскими ресурсами, имеющая всего лишь юридический адрес и желание работать.
Мы вынуждены признавать такие организации победителями, а когда доходит до реализации проекта, оказывается, что она ни на что не способна. Наверное, это неправильно и только вредит делу.

Ольга РОМАНОВА
Фото А.Николаева

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике