Обложка вторника

Мы стоим, а жизнь идет! Моя знакомая перед отпуском установила абсолютный личный рекорд по стоянию в очереди в пост-советский период - 4 часа 45 минут она провела с...

Моя знакомая перед отпуском установила абсолютный личный рекорд по стоянию в очереди в пост-советский период – 4 часа 45 минут она провела с малышом в ожидании приема у педиатра. Возмущенные инициативные мамашки побежали за объяснениями к заведующей и услышали в ответ незатейливое: "Работать некому!"
Вам не кажется, что, расставшись с дефицитом, мы снова привыкаем к очередям?

Дефицит людей:
Медицина и очереди – почти синонимы. Педиатров стало чуть меньше, новорожденных – чуть больше, но какова разница! В детской поликлинике в Добром каждый день – аншлаг.
Знаю доктора-меланхолика, который, в принципе, не может быстро вести прием. К ней сидят часами. К остальным сидят тоже, но, глядя на их очередь, есть ощущение, что она двигается.
К узкому специалисту попасть на прием не проще. Первый шаг для многих – очередь к педиатру, чтобы получить направление. При его предъявлении в регистратуре можно рассчитывать на талон. Платно, к примеру, к ЛОРу попасть сразу и сейчас не получится: сначала предварительная запись.
Но и в любой поликлинике <для взрослых> актуальный вопрос: <Кто крайний?>. Михаил Суханов, главный врач первой городской поликлиники, поясняет суть проблемы.
– Причин возникновения очередей, как минимум, две – отсутствие кадров и организация работы. Приведу такой факт: на 40 участков у нас 33 доктора. Высокий процент совместительства. Численность населения на некоторых участках даже больше 1800 человек. Но при этом врачи отказываются принимать больше пациентов, ведь порой это идет вразрез с профессиональными интересами – кому-то на приеме и 40 минут мало.
Норматив приема пациентов в разных случаях колеблется – 15-20 минут. Но важнее все же не это. По статистике, только 40 процентов выпускников медицинских вузов приходят работать в больницы и поликлиники. Мы сидим по эту сторону двери, потому что там, за дверью, сидеть некому!
Аналогичная ситуация в почтовой службе. Только во Владимире, где 30 почтовых отделений, не хватает 27 операторов. В одном из самых крупных владимирских отделений связи №31 летом из семи окон работало два. А ведь именно это отделение не так давно открывали после ремонта с большой помпой. Руководство Владимирского филиала ФГУП <Почта России> позиционировало 31-е как наиболее продвинутое в части применения высоких технологий. Но движения вперед пока не получилось. Работать по ту сторону почтового окошка некому и в <приграничных> с Москвой территориях – Кольчугине, Киржаче, Александрове, Петушках. Не так давно <посыпалась> Собинка, где появились крупные промышленные предприятия.
Причина элементарная – низкие зарплаты: уровень оплаты почтовиков – 62 процента от среднеобластного. Почему так?
Год назад, в октябре, при назначении Андрея Казьмина руководителем Почты России, глава правительства дал этой службе такое определение – <важное направление, которое требует модернизации развития>. Ранее Казьмин возглавлял Сбербанк. Аналитики и участники рынка отмечали, что его назначение руководителем убыточного ФГУП <Почта России> стало шагом на пути реализации идеи главы государства об использовании сети почтовой связи для оказания финансовых и банковских услуг населению. Тогда же, поговаривают, новый руководитель подивился низким зарплатам в почтовом ведомстве и обещал подумать об их увеличении. Но не случилось пока:
Работы у почтовиков действительно прибавилось. Как замечает Надежда Бобкова, заместитель директора УФПС области, теперь поток клиентов не иссякает после 10 числа каждого месяца – срока оплаты коммунальных платежей. Весь месяц граждане приходят платить кредиты.
Проблему очередей почтовики считали и считают актуальной. По результатам регулярно проводимых исследований, <ненормальной> считалась ситуация, когда в очереди стояло больше пяти человек. Пытались изменить реальность – вводили универсальные окна. Но в конце концов остановились на нынешнем принципе – специализации.

: при дефиците полезных идей?
А вот в маленьких магазинчиках мы обречены стоять в очереди, особенно в час пик. Пропускную способность ограничивают либо сами покупатели, раздумывающие, чего бы еще прикупить, либо неповоротливые продавцы. Попробуем перехитрить всех, идем в супермаркет, к примеру, утром, сразу после открытия. Бесполезно: работает одна касса! После девяти вечера – та же картина.
Последней каплей в море моего покупательского терпения стало 25-минутное ожидание в <Энергомаше>. Очередь была всего три человека, но девушка-консультант после каждого вопроса одного из клиентов убегала в служебное помещение за ответом.
– Не совсем грамотный подход, – прокомментировал ситуацию Анатолий Павлов, представитель администрации компании. – Скорее всего, имели дело со стажером. На месте консультанта должен быть в идеале электрик, но зарплатой продавца его не соблазнишь. Мой совет – приходите утром, до 11 часов. Как показывает практика, потом – часов до двух – время пик.
Магазины, которые отбирают у нас хотя бы час-два в неделю или 4-8 часов в месяц, отрывают от жизни треть, а то и две трети года.
А вот в отделения регистрационной службы, наоборот, посоветовали приходить после обеда, а то и к концу рабочего дня. Здесь столпотворение утром. Кстати, прием ведется и в субботу, а в один из рабочих дней допоздна. Причем в областном центре, по мысли руководителей миграционной службы, меньше всего нареканий к работе службы во Фрунзенском районе. Наиболее проблемная – Октябрьского района.
– Трудно исправить ситуацию, даже изменив график работы, когда не хватает служащих, и сложность эта общая для России, – резюмировали представители миграционки.
Как и в случае с почтовиками, проблему в силах решить только федералы – резко и конкретно: увеличить, и существенно, заработную плату.
В отделениях Пенсионного фонда с проблемой очередей также сталкиваются. Но проблема эта, как и в налоговой инспекции, носит, что называется, сезонный характер. Людмила Колпакова, начальник управления Пенсионного фонда в городе Владимире, считает, что место в очереди граждане частенько обеспечивают себе сами. Судите сами: девять месяцев у пенсионеров была возможность прийти в Пенсионный и отказаться от соцпакета. Не хватило: повалили в последние дни.
– Это – русский менталитет: все делать в последний момент, – говорит Людмила Михайловна. – Отсюда ажиотаж и обиды у опоздавших. В сентябре мы приняли восемь тысяч человек, пришедших оформить отказ от соцпакета. Но помимо них у клиентской службы есть и другие категории посетителей.
Бухгалтеры, любители откладывать все на последний день, тоже будут томиться в очереди в ПФ с отчетностью. Но вот уже второй год Пенсионный фонд в декабре знакомит юрлица с графиком приема отчетности. Приходи в свое время и проблем будет гораздо меньше.
В БТИ очереди почти всегда. За готовыми документами они короче и стоять в них приятнее. В регистрационной службе борьбу против очередей повели, привлекая в помощники современные технологии. Здесь компьютеризировали очередь – ввели предварительную запись на прием и ежедневную запись на прием. Получай талончик и ожидай вызова специалиста.
Аналогичный подход к <очередникам> в отделениях Сбербанка. Граждан приглашают к терминалам. Но, как правило, люди выбирают очередь к оператору. Многим просто сложновато разобраться в алгоритме платежа через умную машину. Да и без сдачи набрать необходимую сумму не всегда получается.
Увы, пока вечной можно воспринимать очереди в ГАИ, на получение жилья, оставшиеся с советских времен, очереди в аэропорту на паспортный контроль и многие другие. Но очевидно одно: пока в провинции не получили широкого развития способы оплаты различного рода услуг – через Интернет, мобильный телефон и т.п., – мы будем проживать жизнь в очередях.

По собственному желанию
Но есть очереди, куда мы ставим себя сами. В любимую – за зарплатой, хотя и тут современные технологии внесли коррективы – многие получают зарплату на карточку и тут же встают в очередь к банкомату возле проходной родного предприятия.
Два десятка лет назад безропотно часами стояли в Мавзолей, и тогда и сейчас терпеливо ждем входа в лучшие картинные галереи страны, мира, в кассу за билетом на футбол, концерт кумира и т.п. На прошлой неделе владимирцы и гости города выстроились в очередь, чтобы поклониться мощам Матроны Московской. Так же терпеливо дожидаемся святой воды, возможности взглянуть на ту самую Джоконду.
Даже прожженные циники-журналисты и те раз в год могут оказаться в большой очереди – например, на пресс-конференцию президента.
Другая очередь – более шумная и угрюмая – туда, где все <даром> или почти даром – магазины, где все дают за копеечки. И хотя умом понимаешь, что ничего хорошего за такие деньги не дадут, но неиссякаемая вера человека в халяву – мол, зайду, а там итальянские туфли Prada из новой коллекции и всего за 150 рублей – не дает покинуть <боевой пост>.

Светлана САЛАТАЕВА

Тем временем

Они сказали очереди: <НЕТ!>
Оператор британских аэропортов компания BAA потратит 40 млн фунтов на борьбу с очередями, которые образуются перед пунктами предполетного контроля безопасности. Компания планирует нанять сотни новых сотрудников, что поможет сделать проверки более быстрыми и сократить время ожидания до не более чем пяти минут.

Следует отметить, что в последнее время BAA подвергалась жесткой критике из-за неудобств, которые вынуждены терпеть пассажиры после усилений мер безопасности и ужесточения проверок в аэропортах.
<Долгое ожидание способно вызвать стресс, и немалый. Такой, что за него можно и компенсацию попросить>, – решили предприимчивые жители Катании и объединились в <Комитет жертв очередей> и обратились в мэрию за компенсацией. Может показаться, что причина для жалобы совсем уж ничтожна, однако <потерпевшие> утверждают, что иногда в очередях приходится выстаивать по 5 часов! И если это действительно так, нельзя не признать их гнев справедливым.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике