Обложка вторника

Со скоростью света Как деревенская старушка в борьбе за сохранение благ цивилизации добилась извинений от руководства железной дороги

Со скоростью света

Как деревенская старушка в борьбе за сохранение благ цивилизации добилась извинений от руководства железной дороги

Сотни жителей Владимирской области вынуждены обходиться без электричества из-за строительства скоростной железной дороги Нижний Новгород – Москва. Жизнь в поселках, расположенных вдоль магистрали, словно застыла в темном тоннеле, а местные власти только разводят руками. На самом деле с <издержками> даже такого масштабного проекта <маленький человек>
не обязан мириться. Евгении Удаловой из придорожной деревни Крестниково Ковровского района добиться справедливости удалось в одиночку.

Российские железные дороги планируют открыть высокоскоростное движение между Москвой и Нижним Новгородом к 2009 – 2010 году. Скорость движения поездов на этом направлении достигнет 160 км/час. Под новый скоростной режим РЖД меняет всю магистраль – реконструирует пути, станции и вокзалы.
Во Владимирской области работы идут с прошлого года. Завершить реконструкцию на участке вблизи Гороховца, Вязников, Коврова, Камешкова, Владимира и Петушков планируется примерно через год. Но жители придорожных населенных пунктов уже просто не могут больше ждать финала. Ведь почти все коммуникации в их домах <завязаны> на железной дороге. <Стройка года> превратила быт тысяч людей в тяжелое испытание.

Прыжок на рельсы
Сейчас на станции Новки Камешковского района реконструкция в полном разгаре. Железнодорожники разобрали почти всю платформу, с которой производится посадка в пригородный поезд <Гороховец-Ковров-Владимир>. Правда, <расправились> они с площадкой еще три месяца назад. А затем стройку приостановили. Завершить работы планируется лишь на следующий год. Все это время пассажиры на станции Новки будут вынуждены выпрыгивать из вагонов с метровой высоты прямо на рельсы.
Население поселка – 2,5 тысячи человек. Большинство ездит на работу в Ковров, Камешково и Владимир. Каждое утро на станции Новки ждут электричек сотни жителей. Посадка возможна только во второй вагон – ремонтники оставили посреди станции крошечный островок платформы. Всем пассажирам на нем не уместиться, да и за время стоянки – за одну минуту – толпа не успевает взять штурмом заветные двери. Кто-то вынужден запрыгивать в вагон из ямы, с разбега.
– Еще хуже с <приземлением>. Люди с криками <Помогите!> прыгают из вагонов прямо на крупную острую щебенку, – рассказывает жительница поселка Новки Елена Иванова. – Среди пассажиров – и пожилые люди поселка, и мамы с малышами на руках. Не раз приходилось видеть, как кто-то получает ушибы. Все громко возмущаются. А нам лишь советуют на полгода-год, пока платформу меняют, запастись терпением.

За партой – при лучине?
Но основная <издержка> проекта для новкинцев – в постоянных отключениях электричества. Прямо у железной дороги расположена школа. Ее коммуникации тоже зависят от дорожников.
В Новках 208 учеников. Электричества в школе не было даже 1 сентября. Праздник дети встречали в темном <подвальном> спортзале. Впотьмах они, видимо, проведут и весь учебный год. Свет отключают каждый день. Закрывается и школьная столовая. Если повара не успеют приготовить обеды до отключения, малыши сидят на <продленке> голодными. Во второй смене учителя вынуждены сокращать уроки, отпускать детей домой пораньше.
Та же картина – в других районах области. Собственно говоря, жителям таких придорожных поселков скоростная магистраль, в принципе, не нужна. Как правило, скоростные поезда следуют здесь без остановки. Поезд не будет останавливаться на маленьких станциях. Гораздо важнее для жителей, чтобы в их домах всегда были свет и вода, а дети в школах накормлены и учились в нормальном режиме. Но именно им почему-то приходится страдать за общее благо.
Руководство РЖД, главы Москвы и Нижегородской области в интервью центральным СМИ говорят об этом проекте, как об <общегосударственной задаче>. В нашей области ее тоже активно поддерживают. Новая скоростная дорога призвана <дать импульс развитию столицы и регионов, укрепить промышленность и торговлю>. Высокие чиновники расставили приоритеты в пользу крупных городов. А местные власти боятся прекословить.

Мрак здравого смысла
Однако не все селяне согласны терпеть <издержки> громкого проекта. Отношение властей особенно возмущает приезжих. Евгения Удалова – переселенка из Узбекистана. Одинокая 82-летняя женщина говорит: в деревне Крестниково Ковровского района ей сейчас живется едва ли не хуже, чем в бывшей союзной республике. В Крестникове нет природного газа, вода – два колодца на триста домов. Железная дорога делит деревню пополам. С прошлого года в той половине, где стоит дом Удаловой, ежедневно с 9 до 17 часов отключали свет.
Евгения Владимировна – инвалид 1-й группы, с трудом передвигается. Сначала рассчитывала на <конструктивный диалог> с властью, но вскоре поняла: до местных чиновников в глуши не докричишься. Первую жалобу на отключения электричества Удалова написала главе администрации Клязьмогородецкого сельского поселения Владимиру Ершову и главе района Александру Клюшенкову – просила помочь. Затем написала в администрацию президента.
Ответ из столицы, как водится, спустился по служебной лестнице вниз, в администрацию района. <Резюме> районных чиновников возмутило старушку до глубины души.
– Из ответа следовало, – рассказывает Удалова, – что электричество жителям Крестникова не нужно, ведь у них: есть печки! Живя без газа и воды, в изоляции от мира, остаться еще и без света? Мы не могли смотреть новости, работать по дому, элементарно хранить продукты. Летом топили печи в домах – на плите каши не сваришь. А дрова дороже электричества. Кстати, Крестниковская школа тоже расположена у железной дороги, дети страдают без света.
Евгения Владимировна написала президенту второе письмо – результат тот же. Местные власти, по словам старушки, только порицали ее за чрезмерную активность.

Война за свет в окошке
Пенсионерка не смирилась и послала в Москву третье обращение. <Может быть, нам лечь на рельсы?> – вопрошала она. После этого к ней в гости пожаловали два сотрудника – сказали, что из департамента электроснабжения ОАО <РЖД>. Старушка как раз лежала под капельницей, возле нее хлопотала социальный работник. Гости выслушали бабушку, пообщались с другими жителями деревни, убедились – электричества нет второй год!
И вот недавно крестниковцам дали свет. Деревню в виде исключения перевели на автономную линию. Евгению Удалову благодарит вся округа. На бумажную волокиту пенсионерка потратила 300 рублей, но не жалеет.
Вскоре старушке пришло официальное письмо: <Уважаемая Евгения Владимировна! Департамент электроснабжения и электрификации ОАО <РЖД> рассмотрел ваш запрос в администрацию Президента РФ по вопросу о частых отключениях электроэнергии и приносит свои извинения за причиненные неудобства. Сообщаем вам, что поселок Крестниково получает электроэнергию от высоковольтной линии, которая проходит по опорам контактной сети, расположенным на подстанционной зоне Мстера – Новки. Частые отключения энергии связаны с проводимой реконструкцией станций Горьковской ж/д под скоростное движение на участке Москва – Нижний Новгород. Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО <РЖД> дано задание Горьковской ж/д прекратить отключения на время проведения работ, кроме аварийных ситуаций>. Теперь в Крестникове свет, если и отключают, то всего на 10-20 минут, для перехода на автономное питание.
– Я решила проблему сама, но все-таки о нас должна заботиться местная администрация! – говорит Удалова. – С таким возмутительным отношением к людям я больше нигде не сталкивалась.
Пример Евгении Владимировны очень убедителен. Она доказала, что любой деревенский житель при активной позиции может защитить свои права. Железная дорога ни при каких условиях не может ограничивать потребителю доступ к услугам. А местные чиновники обязаны реагировать на обращения жителей. Свет, вода и нормальное транспортное сообщение должны быть обеспечены людям даже на период реализации масштабных <общегосударственных> проектов.

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике