Обложка среды

Осилит ли дорогу идущий: с тростью? "Доступная среда" - это понятие не для всех. Люди с ограниченными возможностями и те, кто болеет за решение их проблем, так назвали...

"Доступная среда" – это понятие не для всех. Люди с ограниченными возможностями и те, кто болеет за решение их проблем, так назвали программу по созданию в российских городах условий для комфортного передвижения и проживания. Все заметили, что в городах стало больше пандусов и светофоров со звуковым сигналом. Но, увы, отношение к их повседневным трудностям (а может, все же нашим?) осталось прежним – неощутимым, малоучастливым, равнодушным.

Без ориентиров
Попробуйте с закрытыми глазами пройти дорогой, которой шагаете каждый день, к примеру, на работу. Это не игра и не приключение. Только так можно понять, какие проблемы испытывают люди с проблемами зрения.
В Александрове есть единственное предприятие, куда каждый день ходят на работу инвалиды по зрению, – филиал ООО <Кунцево-Электро>. Его руководитель Ирина Александровна Киселева обозначает одну из главных проблем просто: <Это - наш быт, наша жизнь>.
Город маленький, и чаще всего горожане передвигаются пешком. Еще в советские времена на улице Первомайской построили несколько домов для инвалидов по зрению. До проходной предприятия они идут пешком. Те, кто живет подальше, в <Черемушках>, ездят на автобусе маршрута № 6. Но дорога к станку у всех как марафон с препятствием.
Автобусный транспорт в Александрове, как и везде, частный. Маршруты утверждаются в мэрии. Напротив здания, где работают инвалиды, официальной остановки нет. И решить при поддержке властей эту проблему пока не удается.
– Господин Романов (владелец автобусов, обслуживающих маршрут № 6. – Авт.) разрешает водителям останавливаться у новой проходной <Искож>, где нет официальной остановки, но категорически запрещает высаживать пассажиров на Стрелецком мосту, – поясняет Ирина Александровна. – Это нелогично и необоснованно. Ведь, несмотря на то, что дорога в этом месте узкая, обзор прекрасный.
Руководитель предприятия неоднократно была свидетельницей того, как водители неслись мимо моста, не реагируя на просьбы инвалидов остановиться. И везут их к новой проходной <Искож>. Чтобы наблюдать за тем, как они оттуда с большим трудом добираются до проходной, надо иметь крепкие нервы.
Одна из старейших работниц предприятия Людмила Шмелева жалуется, как нелегко ежедневно находить дорогу утром от дома, а вечером – домой. Ориентиров нет!
– А если мы не совпадем, как тогда они пойдут? У меня каждый раз, когда вижу, как они выходят с предприятия, сердце замирает, – рассказывает Ирина Александровна, которая утром частенько едет в одном автобусе с подчиненными. Однажды зимой она увидела, как кружит на пятачке недалеко от предприятия инвалид, проработавший здесь 30 лет. Сугробы большие, все ориентиры потеряны.
– Подбежала, взяла его под руку, но ведь физически невозможно оказаться рядом с каждым. У нас есть работник, который упорно ходит один. Большинство стараются идти в связке с человеком с частичной потерей зрения, – говорит Ирина Киселева.

Смелость перекрестки берет?
Трудности и неприятности подстерегают инвалидов по зрению в нескольких метрах от проходной. На небольшой площадке сейчас паркуются автомобили, здесь офис Сбербанка. Сюда же выходят с работы и слепые. Раньше безопасное продолжение их пути обеспечивал турникет. Но недавно он исчез. И теперь работники упираются в машины. И чтобы найти дорогу, помогают себе тросточкой. Нетрудно представить реакцию автолюбителя, по машине которого стучат палкой. Ситуация аналогичная. Представители предприятия пытаются предотвратить конфликт и приходят в операционный зал банка с просьбой убрать автомобили.
Ирина Александровна отчаялась получить поддержку от властей и на место исчезнувших турникетов привезла сваи, так обозначив бордюр.
Но у предприятия нет материальной возможности благоустроить муниципальные улицы, по которым ходят, в том числе и инвалиды.
В Александровском филиале ООО <Кунцево-Электро> работает двадцать человек с нарушениями зрения (всего здесь в штате 27 людей с ограниченными возможностями). По сути, это единственное социально значимое предприятие не только в округе, но и в Киржачском, Кольчугинском районах. Руководители признаются, что бывают месяцы, когда затраты на содержание работников превышают доходы.
– Мы просто даем инвалидам заработать, – поясняет Ирина Александровна. – Средняя зарплата в последнее время вышла на уровень 5300 рублей. Но люди с разными физическими возможностями, и некоторым приходится доплачивать до прожиточного уровня 2300 рублей.
На предприятии отмечают одну характерную для их подопечных черту – они не просят денег. Их требование – дайте работу. Берут ее и на дом. Хватаются за подработку, пытаются заработать всеми силами. Согласитесь, это редкое качество не часто встретишь и у людей без выраженных проблем со здоровьем.
Незрячие говорят: <Это наше предприятие>. У них здесь, по сути, жизнь проходит. И ежедневно они ощущают доброе отношение к ним руководства.
А что же городские власти? На горе, недалеко от предприятия, висит заржавевший знак <Переход слепых>. Но редкая машина притормозит здесь. Перейдя на свой страх и риск дорогу, люди с проблемами зрения двигаются вдоль турникетов, которые расположены <с паузами>. Летом на их пути еще одно препятствие – кусты, хлещущие по лицу. Работники предприятия регулярно срезают их.
Рядом с проходной на площадке после дождей образуется лужа. С ней не справляется <ливневка>. Поэтому к следующему пункту маршрута – к светофору на перекрестке улицы Ленина – незрячие подходят с сырыми ногами. Стою возле него, закрываю глаза, ожидая звукового сигнала. Дождалась – куплеты Эскамильо из оперы <Кармен> прозвучали в обработке для электронных инструментов. <Тореадор, смелее в бой!> – призывал светофор. Но куда идти? В какую сторону едут машины? – на этот вопрос мне с закрытыми глазами ответа не найти. Надеюсь, что водители и незрячие пешеходы более сообразительны и с этой задачей справятся быстрее и успешнее и найдут взаимопонимание на этом перекрестке.
– Были бы материальные возможности, мы сами бы, не надеясь ни на кого, благоустроили дорогу, но, увы, предприятию это не по силам, – констатируют руководители производства и повторяют: их главная задача – трудоустроить инвалида, обеспечить им стабильность в материальном плане.
Но в мае Ирина Киселева отнесла в администрацию города обращение к главе Г.Симину с просьбой исправить унизительную ситуацию с остановкой по требованию. Предложила варианты решения проблемы. Но май прошел, и лето закончилось, а ответа от власти все нет.

Ау, проводники в страну слепых!
В принципе, ничего удивительного в этой истории нет. Отношение к проблемам инвалидов у нас часто именно такое – молчаливое, незаметное. Сергей Воинов, председатель Владимирской областной организации Всероссийского общества слепых, называет одну из основных проблем – банальнейшую – отсутствие средств.
– Во многих территориях нет средств на то, чтобы засыпать ямы на дороге, – констатирует он. – Не говорим уже о более сложных вещах, которые реально облегчают жизнь незрячим и слабовидящим людям.
Сергей Васильевич рассказывает об уникальных электронных помощниках слепых на улицах Англии, о приборах, которые помогают преодолевать расстояния с учетом ландшафтных особенностей. Но ничего подобного нет ни в одном городе России. И тем не менее, как несомненное достижение он отмечает большое количество светофоров со звуковым сигналом во Владимире. И тут же обозначает проблему, которую обычные люди не считают большой трудностью, – появившиеся высокие поребрики.
– А где же собаки-проводники слепых? – задаю вопрос Сергею Воинову. – В прошлом году в области двое инвалидов получили надежных помощников. Всего в области услугами четвероногих пользуются, по данным ВОС, четверо. Почему так немного?
– Они входят в федеральный перечень технических средств и закупаются по конкурсу. Очереди на них нет, но не всегда мы подписываем представление. Ведь в отличие от обычных технических средств собака-проводник требует большего ухода и забот. Не всякому это под силу.
По мнению руководителя областного отделения ВОС, радикально изменить ситуацию могли бы действия государственных мужей. Например, подписание Россией Международной конвенции о правах инвалидов. Но пока руководители государства обдумывают это решение, на что надеяться инвалидам? На то, что решимость бы их окрепла, имей они большие проблемы со зрением?

Светлана САЛАТАЕВА
Фото автора

Кстати

А во всем мире ищут решения…
15 октября во всем мире отмечается День белой трости. История белой трости как символа слепоты берет начало в 1921 году в Великобритании. В городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение. Надо было начинать новую жизнь, и он стал учиться самостоятельно ходить по городу при помощи трости. Но вскоре он понял, что его черная трость не гарантирует ему безопасности, поскольку ее не замечают прохожие и водители.
И тогда Джеймс Бигс покрасил трость в белый цвет. Теперь она стала заметной, привлекала внимание. Это новшество подхватили все незрячие не только Англии, но и всей Европы, Америки, а позднее и России. Белая трость для тех, кто ее может видеть, – это призыв к милосердию.
Сегодня в Англии проживает около 2,5 млн людей с проблемами зрения. Права этих людей на получение равного доступа к информации не только декларируются законодательно (как у нас в России), но и действительно осуществляются на практике каждый день и для каждого.
Например, передвижение незрячих по улице. Все наземные пешеходные переходы снабжены выпуклыми тактильными ограничителями и имеют контрастную цветовую окраску асфальта.
Ученые из Киотского технологического института разработали электронное устройство, которое будет помогать слепым людям переходить через дорогу. Оно состоит из мини-камеры, которая закрепляется на уровне глаз человека и передает изображение на небольшой компьютер, закрепленный на поясе. Компьютер обрабатывает поступающий сигнал и передает команды на наушник. Устройство способно найти на дороге пешеходный переход, распознать цвета светофора и дорожную разметку. В современных городах светофоры часто оборудуют звуковыми устройствами, которые подают различные сигналы в зависимости от того, какой включен свет. Однако даже в такой технологически развитой стране, как Япония, таких светофоров довольно мало, и поэтому ученые решили создать индивидуальные аппараты для перехода через дорогу. Устройство, которое способно найти переход и определить, какой горит свет, появилось впервые. Его авторы уже провели предварительные испытания, на которых прибор продемонстрировал хорошие показатели.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике